ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность понятия «закаливания». Классификация видов закаливания, используемых в физическом воспитании
1.2 Характеристика принципов закаливания
1.3 Основные методы закаливания в системе физического воспитания
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Роль закаливания для здоровья и жизни человека
2.2 Рекомендации по использованию методов закаливания в системе физического воспитания
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Человеческий организм постоянно подвергается воздействию различных условий окружающей среды: воздуха, солнца и воды. Известно, что условия внешней среды не остаются стабильными. Температура воздуха резко повышается и понижается. Люди по-разному реагируют на изменения погоды: одни легко переносят резкую смену холода и жары – их называют закаленными, другие, наоборот, при малейшем изменении погоды чувствуют себя больными, у них насморк, кашель, иногда температура повышается.
Закаливание – научно-обоснованная система использования физических факторов окружающей среды для повышения сопротивляемости организма простудам и инфекционным заболеваниям. Закаливание является обязательным элементом физической культуры, особенно важным для молодежи, так как важно улучшить здоровье, работоспособность, самочувствие, настроение и жизненную энергию. Закаливание не лечит, а предотвращает болезни, и это его важнейшая профилактическая роль.
Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие изменения внешней температуры, которые могут ослабить защитные силы организма. Закаливанием может заниматься любой человек, т.е. им могут заниматься люди любого возраста, независимо от степени физического развития. Процедура закаливания нормализует эмоциональную сферу, делает человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. У всех людей природа имеет одинаковые механизмы терморегуляции, но не все они одинаково эффективны и рациональны. Мы сами создаем индивидуальные реакции на холод или тепло. И очень часто мы упускаем из виду тот несомненный факт, что и оборонительные силы организма, и его адаптивные способности, так же как и тренировка мышц или улучшение памяти, поддаются обучению и тренировке.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность понятия «закаливания». Классификация видов закаливания, используемых в физическом воспитании
Обобщая научные данные по использованию природных факторов природы, физиолог А.П. Парфенов отметил, что можно «определить закаливание человека как особый случай тренировок, направленных на повышение способности организма выполнять работу, связанную с повышением устойчивости их тканей к действию вредных воздействий».
В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные виды деятельности, которые связаны с рациональным использованием природных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным воздействиям различных метеорологических факторов. Любое закаливание является долгосрочной тренировкой. Следовательно, закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Ужесточение не лечит, а предотвращает болезни, и это его самая важная профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие изменения внешней температуры, которые могут ослабить защитные силы организма [5, с. 11].
Главное, чтобы закаливание было приемлемым для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любого возраста, независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Процедуры закаливания нормализуют эмоциональную сферу, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. По мнению йогов, закаливание приводит к слиянию тела с природой.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Роль закаливания для здоровья и жизни человека
Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Это показывает закономерность единства тела и окружающей среды. В процессе эволюции, с чисто биологической точки зрения, организм человека стал менее устойчив к действию нескольких факторов (физических, химических, бактериологических), в том числе и к действию температурного фактора. Он стал чрезвычайно чувствительным к охлаждению, легко подвергаясь различным нарушениям под воздействием холода. Широкое применение искусственных средств защиты от холода значительно расширило диапазон внешних температур, при которых человек может работать и жить. Но в то же время, оно оказало и негативное влияние: были демобилизованы собственные защитные механизмы, которые обеспечивают постоянство температуры тела. Одним из направлений использования природных сил природы в процессе физического воспитания является систематическое и комплексное закаливание [14, с. 121].
На всех этапах развития теории и практики закаливания отмечается многофакторный, оздоровительный эффект закаливания на организм человека. Под влиянием закаливания в организме формируются специфические и неспецифические эффекты. Когда определенная часть тела остывает, только закаленная часть тела приспосабливается к холоду, что, по мнению многих исследователей, является проявлением специфического упрочнения. Специфичность проявляется также в том, что при тренировках по быстрому охлаждению вырабатывается устойчивость организма к внезапным изменениям внешней температуры, а при медленном охлаждении закаливание производит адаптацию только к постепенному снижению температуры окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный процесс закаливания, имеющий биологические, гигиенические и социальные корни, представляет собой комплекс мер, направленных на повышение устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды и неразрывно связан со всеми другими составляющими здорового образа жизни. Основными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Одним из важных факторов среды, в которой живет человек, является ее температура.
Выделяют следующие принципы закаливания в процессе воспитания: необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей человека; принцип многофакторного повторения; сочетание местных и общих факторов закаливания одинаково важен; необходимость периодически менять температуру или продолжительность процедуры; все процедуры закаливания должны выполняться на разных уровнях терморегуляции.
Закаливание организма неразрывно связано с физическими упражнениями. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышением физической активности, укреплением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Положительное влияние всех этих процедур закаливания на организм доказано веками. Запускается бесценный механизм адаптации организма ко всем факторам внешней среды, который вырабатывает устойчивость к различным заболеваниям, человек становится здоровее, долговечнее и счастливее.
Закаливание, являясь активным средством физического воспитания, имеет глубокие исторические и социальные корни в развитии способности человека противостоять неблагоприятному температурному воздействию окружающей среды. Высокая эффективность закаливания в повышении активности человека и профилактике простудных заболеваний и некоторых других заболеваний подчеркивает его роль в процессе улучшения оздоровительной направленности физической культуры и формирования здорового образа жизни.
1. Артюхов, Ю.А. Как закалить свой организм / Ю.А. Артюхов. –Минск: Харвест, 2009. – 224 с.
2. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
3. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания : учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 2006. – 174 с.
4. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, И.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Academia, 2005. – 135 с.
5. Волков, И.П. Ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня: методическое пособие для студентов технических вузов / И.П. Волков, Л.С. Ивойлова, Белорусский политехнический институт, Кафедра физического воспитания. – Минск: БПИ, 1990. – 17 с.
6. Гончарова, Т.А. Полная энциклопедия закаливания / Т.А. Гончарова. – М.: Изд. дом МСП, 2002. – 591 с.
7. Гузик, Е. Школа здоровья как действенная модель сохранения здоровья учащихся в учреждениях образования Республики Беларусь / Е. Гузик // Здаровы лад жыцця. – 2015. – №11. – С. 3-5.
8. Иванченко, В.А. Тайны русского закала / В.А. Иванченко. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 173 с.
9. Карпушко, Н.А. Развитие теоретико-методических основ закаливания к холоду в дореволюционной России / Н.А. Карпушко // Проблемы закаливания: сб. ст. – Владимир: ВГПИ, 2000. – 68 с.
10. Крамских, В.Я. Воздух закаливает и лечит / В.Я. Крамских. – 2-е изд., пераб. – М.: Медицина, 2006. – 48 с.
11. Лаптев, А.П. Азбука закаливания / А.П. Лаптев. – М. : ФиС, 2006. – 95 с.
12. Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.
13. Маршак, М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека / М.Е. Маршак. – 2-е изд. – Л.: Медицина, 2005. – 143 с.
14. Матвеев, А.П. Физическая культура. 1-4 классы. Учебник для общеобразовательных организаций / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2014. – 198 с.
15. Мачулина, Л.Н. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка: уч.- метод. Пособие / Л.Н. Мачулина, Н.В. Галькевич. – Минск, 2005 – 120 с.
16. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О.м. Мирзоев. – М.: Изд. Физкультура и спорт, 2004. – 230 с.
17. Подшибякин, А.К. Способы и приемы повышения устойчивости человека к охлаждениям : метод. рек. / А.К. Подшибякин, И.А. Кайро. – М.: Минздрав СССР, 2000. – 31 с.
18. Подшибякин, А.К. Закаливание – залог здоровья / А.К. Подшибякин. – М.: Знание, 2001. – 83 с.
19. Синяков, А.Ф. Закаливание природными факторами: метод. рек. для ин-тов физ. культуры / А.Ф. Синяков. – М.: ГЦОЛИФК, 2002. – 29 с.
20. Степанов, А.Я. Методика закаливания студентов в различных формах занятий физическими упражнениями : дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Степанов Анатолий Яковлевич. – Владимир, 2000. – 158 с.
21. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. ‒ М.: Гардарики, 2003. – 448 с.
22. Чусов, Ю.Н. Азбука закаливания / Ю.Н. Чусов. – М.: Знание, 2004. – 64 с.
23. Чусов, Ю.Н. Закаливание школьников / Ю.Н. Чусов. – М.: Просвещение, 2005. – 128 с.