Введение
Глава 1. Теоретическое исследование формирования интереса школьников к занятиям физической культурой
1.1. Основные направления формирования интереса к физической культуре в рамках методологического подхода
1.2. Направления формирования интереса к занятиям физической культурой посредством концептуального подхода
1.3. Особенности формирования у школьников интереса к физической культуре посредством работы общеобразовательных школ
1.4. Изучение личности педагога как основного фактора формирования интереса школьников к занятиям физической культурой
Глава 2. Формирование интереса школьников к занятиям физической культурой
2.1. Формирование устойчивого эмоционального фона на уроках физической культуры
2.2. Особенности постановки задач на уроке
Заключение
Список использованных источников
Введение
Реструктуризация нашего общества выдвинула новые требования к всестороннему улучшению личности школьников, к особенностям решения проблем физического и морально-нравственного развития школьников. Появились новые взгляды, теоретические и практические рекомендации в рамках физического и психического развития подрастающего поколения, так как в этом возрасте заложены основы личной физической культуры, основы здоровья и здорового образа жизни людей различных возрастов.
Большое количество школьников имеют не только плохую физическую форму, но и отклонения в состоянии здоровья. И главной причиной этого является отсутствие у школьников постоянного интереса к системной физической культуре.
Проблема формирования интереса детей школьного возраста к занятиям физической культурой давно стала очевидной. Однако, она не только не решена на практике, но и недостаточно освещена в рамках методической и литературной сферы. Для успешного решения данной проблемы необходимо повышать интерес школьников к физическому воспитанию, который можно сформировать только в каких-то особых условиях, которые резко отличаются от тех, которые существуют в абсолютном большинстве школ в настоящее время. Чаще всего исследователи определяют проблемы формирования интереса школьников к физической культуре как увеличение часов и количества данного направления занятий.
Однако, для реализации данной идеи необходимо иметь в виду, что материально-техническая база определенных школ не может позволить себе реализацию данного направления. В тоже время необходимо четко определять необходимость формирования иной системы функционирования уроков физкультуры.
Необходимо развивать самостоятельность и инициативность учащихся в рамках проведения уроков физической культуры, избегать чрезмерного влияния учителя во время учебного процесса на деятельность учащихся. Важно, чтобы они сами активно овладевали учебным материалом. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы всеми имеющимися в его распоряжении средствами обеспечить высокую активность учеников в процессе обучения.
Каждый ребенок, который приходит в школу, хочет узнать что-то новое. Это легко увидеть, если внимательно присматривать за детьми, которые впервые приходят на урок физической культуры в спортивный зал, который убран и оборудован всеми необходимыми предметами. Для них крайне интересными являются любые занятия, однако они жаждут развития собственной инициативы через взаимодействие с другими учащимися и педагогами.
Именно в рамках данной деятельности крайне важными являются такие аспекты как поддержание спокойной обстановки и тишины в классном коллективе.
Глава 1. Теоретическое исследование формирования интереса школьников к занятиям физической культурой
1.1. Основные направления формирования интереса к физической культуре в рамках методологического подхода.
Для решения проблемы функционирования и формирования интереса школьников к занятиям физической культурой использовались различные подходы, такие как философский, исторический и социальный. Все данные подходы реализуются в рамках определенной взаимосвязи, которая формирует определенные особенности интереса к различным аспектам занятий физической культурой.
С философской точки зрения, интерес к физической культуре должен быть признан общественно и жизненно важным для каждого человека. Этот факт должен определяться не только вербально, но и эффективно: тех, кто систематически занимается физическим воспитанием, следует поощрять как в моральном, так и в материальном плане. Социально-психологический климат, способствующий развитию интереса к физической культуре и определяющий нравственное отношение в первую очередь у взрослых, а затем, конечно, и у школьников, ведь сознание школьника сначала формируется под влиянием эмпирического сознания и лишь постепенно изменяется под влиянием общественного сознания [1, с. 33].
В ходе формирования процесса повышения интереса школьников к занятиям физической культурой происходит воспитание наиболее значимых мотивов участия школьников в данном процессе. Изучение интересов детей школьного возраста происходит посредством определения субъективной и объективной заинтересованности. Для реализации данного направления необходимо определить основную программу воспитания учащихся, которая могла бы в себе сочетать как региональные, так и авторские программы, которые учитывают в рамках собственной деятельности климатические, национальные, а также географические и специфические условия работы конкретных школ и развития творчества конкретных педагогов [2, с. 12].
При наличии основной программы обучения и воспитания детей необходимо отметить тот факт, что необходимо выделить и разработать единые требования к различным аспектам физической подготовки учащихся, повышать уровень знаний учащихся о наличии особенностей физической подготовки, а также вырабатывать привычку к определенным видам физических упражнений, что может оказать влияние на формирование привычки к выполнению тех или иных физических упражнений, что указывает на возможность оптимального функционирования в рамках взрослой жизни.
Глава 2. Формирование интереса школьников к занятиям физической культурой
2.1. Формирование устойчивого эмоционального фона на уроках физической культуры
Эмоциональное состояние учащихся является важным фактором на уроке. Он возникает в тот момент, когда ученики ждут урока физкультуры и существует на протяжении всего урока. В этом случае эмоциональное настроение может меняться в ходе урока в зависимости от того, что чувствуют ученики, их интереса к упражнению и оценки их работы.
Критика учителя физкультуры, выраженная в грубой или оскорбительной манере, снижает активность учеников на уроке, а также насмешки над сокурсниками, особенно в средних классах. Старшеклассники мало внимания уделяют оценке своих физических и личностных особенностей, поэтому они более спокойно относятся к насмешкам одноклассников. Но для старшеклассников очень важным фактором являются «достигнутые результаты».
Постоянная забота учителя физкультуры заключается в создании и поддержании положительного эмоционального состояния. При повышении уровня активности и позитивного настроения детей школьного возраста впечатлениями, учитель повышает способность управлять учебным процессом [19, с.13].
Однако радость на уроке – это не только и не столько радость, сколько радость от работы, учений. К.Д. Ушинский писал, что на уроке «должна царить серьезность, которая позволяет шутить, но не превращает все в шутку...». Урок физкультуры становится радостью для школьников, когда они двигаются, а не сидят замерзшими на скамейках, когда видят улыбку учителя, его шутку, когда видят результаты своей работы. И поначалу не очень важно, каким будет радостный опыт школьника – учебная деятельность или обстановка на уроке. Чем менее развитые и воспитанные дети, тем важнее для них иметь побочные удовольствия, например, то, что урок ведет его любимый учитель, что на уроке можно бегать, смеяться, играть.
Молодой и неопытный педагог боится радости в классе и не позволяет себе шутить, считая, что после улыбки школьники не могут серьезно работать. Он держит детей в напряжении, а иногда и в страхе. Однако это не прививает школьникам любовь к уроку физкультуры. Опытный учитель и без строгости добивается большего, так как знает, что с позитивным настроем учеников, вызванным радостью, легче создать серьезное настроение на уроке [20, с.64].
Радость на уроке не нужно нарочно и естественно придумывать. Она не будет насильно введена в душу ребенка. Чтобы у школьника сформировалось позитивное отношение к урокам физической культуры, необходимо, чтобы радостные переживания возникали у него многократно. Сам урок содержит в себе множество потенциальных возможностей для этого.
Заключение
При определении путей формирования у школьников интереса к физической культуре с методологической точки зрения, было установлено:
– признание интереса к физической культуре как необходимого и жизненно важного для каждого человека. Такое признание должно быть не только вербальным, но и эффективным: людей, систематически занимающихся физической культурой, следует поощрять не только морально, но и материально.
– интересы учащихся должны соответствовать интересам, потребностям и возможностям общества, а не наоборот. Должна быть создана базовая программа физического воспитания учащихся, включающая требования и интересы общества, и на ее основе должны быть разработаны региональные программы, за которыми должны следовать авторские программы, которые должны служить в качестве объективного и организационного фактора.
– у школьников необходимо формировать интерес и привычку, прежде всего, к тем видам физических упражнений, которые каждый выпускник может и будет иметь возможность делать после окончания школы, в том числе, будучи взрослым и пожилым человеком.
– во всех высших и средних специальных учебных заведениях должны быть введены не только аттестация, а также вступительные экзамены по этому предмету. Это стало объективной необходимостью.
– необходимо организовать педагогически целенаправленные воздействия не только в школе, но и в семье, по месту жительства, среди сверстников, потому что сознание школьника формируется, прежде всего, под влиянием эмпирического, обычного сознания и лишь постепенно пропитывается научным содержанием.
Воспитание индивидуальных мотивов вызывает растущий активный интерес к физической культуре:
– образовательные и познавательные мотивы (учебные карточки, наглядные пособия, теоретические занятия);
– процессуальные мотивы (с помощью сюжетных и игровых уроков, материально-технической базы и т.п.);
- продуктивные мотивы (включить процесс подготовки к соревновательной деятельности).
Эффективными способами комплексного воздействия на мотивационную сферу школьников оказались следующие экспериментальные методы: обучение школьников самостоятельным физическим упражнениям; рациональная организация внеклассной и внеурочной работы по физической культуре учащихся; работа с родителями учащихся; формирование интереса к физической культуре у школьников с отклонениями от нормы; пропаганда физической культуры и спорта; формирование интереса к физической культуре в летних оздоровительных лагерях.
1. Амонашвили, Ш.А. Воспитание и образование функции оценки учения школьников: экспериментальное педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 2014. – 128 с.
2. Арутюнова, Н.Н. Диссертационное исследование: методология, содержание и оформление / С.Н. Кучкин. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – 112 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 221 с.
4. Бальсевич, В.К. Физкультура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 142 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я – концепция и воспитание / Р. Бернс. – М.: Просвещение, 2006. – 220 с.
6. Бондаревский, Е.Я. Исследование зависимости результатов физических упражнений от морфофункциональных особенностей детей школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 10. – С. 36-38.
7. Виленский, М.Я. Социально-психологические и педагогические основы участия школьников в физкультурно-спортивной деятельности / М.Я. Виленский. – М.: ГЦОЛИФК, 2012. – 146 с.
8. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе: Методическое пособие / А.А. Гужаловский. – Мн.: Полымя, 2008. – 162 с.
9. Давыдов, В.Ю. Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей / В.Ю. Давыдов. – Волгоград: ФНЦ, 2012. – 140 с.
10. Даринский, А.В. Народные университеты в системе культурно-спортивных комплексов / А.В. Даринский. – Л.: Знание, 2009. – 150 с.
11. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: пособие для учителя. / П.К. Дуркин. – Архангельск: РИОАОИПП – КПО, 2004. – 168 с.
12. Ермаков, В.А. Дифференцированное физическое воспитание / В.А. Ермаков. – Тула, 2006. – 166 с.
13. Зобков, В.А. Формирование активно-положительного отношения младших школьников к физической культуре: научно-методические рекомендации для учителей / В.А. Зобков. – Набережные Челны, 2001. – 116 с.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 2006. – 180 с.
15. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов. – М.: ФОН, 2005. – 202 с.
16. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
17. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева.– М.: ГЦИФК, 2012. – 116 с.
18. Лях, В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Оценка успеваемости по физической культуре // Физическая культура в школе. – 2011. – № 11. – С. 3-8.
19. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии: Акад. пед. наук СССР / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2003. – 154 с.
20. Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2003. – 168 с.
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / Т.А. Матис. – М.: Просвещение, 2011. – 168 с.
22. Симон, Н.А., Гречко А.С. Формирование мотивации на уроках физической культуры // Физкультурное образование Сибири. – Омск, 2008. – С. 11– 14.
23. Филин, В.П. Организационно-методические основы спортивных занятий с детьми школьного возраста: методическая разработка для преподавателей и студентов институтов физической культуры / В.П. Филин. – М.: ГЦОЛИФК, 2010. – 94 с.
24. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Ю.А. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 256 с.
25. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова. – М.: Просвещение, 2006. – 64 с.