ВВЕДЕНИЕ
Семья является важной ценностью в жизни многих людей. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками, и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния.
По данным исследований И.С. Кона родители для подростков – предмет для подражания, дети ждут от них понимания и поддержки, но родителям трудно понять меняющуюся на глазах психологию своего ребенка в период переходного возраста. Дети и родители как правило неверно представляют себе оценки и самооценки друг друга. Отсюда извечный конфликт между поколениями. Свести его к минимуму возможно, приняв еще не до конца сформировавшуюся личность подростка, как некую автономную реальность, увидев в собственном сыне или дочери не предмет опеки и заботы, равноправного человека.
Считается, что девочки на любом этапе взросления больше нуждаются во внимании и поддержке матери, а мальчики нуждаются в доверительных отношениях с отцом. Однако мужчина играет огромную роль не только в мужском становлении сына, но и в развитии дочери.
Для создания своей собственной семьи девушка на подсознательном уровне ищет мужчину, который в большей или меньшей степени похож на ее отца, если, конечно, она воспринимает отца, как человека, достойный уважения и даже восхищения. Эмоциональный аспект детско-родительских отношений во многом предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института.
Существует такое понятие как эмоциональное отвержение. Эмоциональное отвержение – это неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или даже отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, восприимчивости родителя к потребностям ребенка. Отвержение нередко может быть связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка, сочетаться с жестким контролем, навязыванием ребенку «правильного» типа поведения. В основе эмоционального отвержения ребенка может лежать осознаваемое или неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни родителей. Если родители не выполняют или игнорируют потребности своих детей, то их дети растут неуверенными в себе, своих силах и способностях, оскорбления и унижения со стороны взрослых считают нормой, так как никогда не видели нормального отношения к себе. Детско-родительские отношения, безусловно, влияют на дальнейшее формирование личности ребенка.
Личность – это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы отечественных и зарубежных ученых к исследованию детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом для установления и создания всех других социальных связей ребенка. Кроме того, они играют центральную роль в развитии самосознания – ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе [14].
Рассмотрим подходы специалистов различных школ и направлений к рассмотрению детско-родительских отношений.
Выделяют три группы подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая.
Представители психоаналитического направления большое значение придавали раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. Именно первые три стадии развития личности, по мнению З. Фрейда, имеют ключевое значение, общение с родителями на разных возрастных этапах влияет на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации впоследствии проявляются характерными проблемами уже взрослого человека. В работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, и др. подчеркивалась важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.
Э. Эриксон пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать скорее не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, 8 преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, а позже – со стороны более широкого социального окружения: одноклассников, соседей, школы и других социальных институтов, культурных и исторических условий [46, c. 704].
Точка зрения Э. Фромма на особенности материнской и отцовской любви, на роль матери и отца в воспитании детей получила широкое признание. Он считал, что материнская любовь безусловна: ребенка любят просто за то, что он есть, материнской любви не нужно добиваться. Мать должна быть жизнерадостной, не быть тревожной, и тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. Отцовская же любовь по сравнению с материнской – обусловленная, ее нужно и можно заслужить успешным выполнением обязанностей, порядком в делах, дисциплинированностью.
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Существует необходимость проведения исследования детско-родительских отношений у современных подростков.
Эмпирическое исследования проходило в три этапа: выбор и обоснование методики исследования, формирование выборки исследования; проведение исследования; анализ и интерпретация полученных данных, формулировка выводов по результатам исследования.
Цели исследования: изучить особенности образа детско-родительских отношений у современных подростков.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования); эмпирические (качественная и количественная обработка данных, анализ, интерпретация, методы математической статистики).
В процессе эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Анкета.
2. Проективная детская методика Рене Жиля.
Анкета. В основу анкеты была положена анкета «Я и моя семья».
Цель: предназначена для изучения уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни подростка, а также возрастной характеристики исследуемой совокупности. Благодаря данной анкеты можно выявить аспекты ценностного отношения подростка к семье, выявить уровень значимости семьи для личности подросткового возраста. Текст анкеты представлен в Приложении А.
Проективная детская методика Рене Жиля была выбрана для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В работе описаны отечественные и зарубежные подходы к исследованию детско-родительских отношений Э. Фромма, Ф. Дольто, Д.В. Винникота, Б.Ф. Скиннера, А. Бандуры, К.А. Андерсона, Х.Е. Кинга, К.Роджерса, А. Маслоу и др. Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом для установления и создания всех других социальных связей ребенка. Детско-родительские отношения играют центральную роль в развитии самосознания. Наиболее существенный вклад в изучение взаимодействия родителей с детьми внесли бихевиаристский, психоаналитический и гуманистический подходы.
Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. В психологии исследованием проблемы классификации и типологии детско-родительских отношений занималось большое количество авторов. Многие классификации указывают на двойственность родительского отношения. В данной работе остановимся на следующей классификации детско-родительских отношений: тип излишней вовлеченности (авторитарный контроль); тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение); оптимальный тип. Выделяются четыре принципа, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений: принцип равенства; принцип добровольности; принцип открытости и искренности; принцип взаимного уважения друг к другу.
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений значительно предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. В случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной.
В подростковом возрасте проблема детско-родительских отношений стоит остро. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики и уровнем отношений. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к негативным всплескам и возникновению конфликтов. В этом возрасте ломаются и перестраиваются прежние отношения подростка к самому себе, к окружающим и окружающему миру в целом.
1. Андреева, Т.В. Теоретико-методологические основы социальной психологии семьи ка области научных исследований / Т.В. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – №3. – С. 66-78.
2. Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. – Вып. 3. – М., 2000.
3. Анзорг, Л.С. Дети и семейный конфликт: учебное пособие / Л.С. Агзорг. – М. : Просвещение 2001. – 243 с.
4. Антонов, А.И. Семейная дезорганизация. Жизнедеятельность семьи / Под ред. А.И. Антонова. – М., 1990. – 314 с.
5. Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук. – М., 1990. – 19 с.
6. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 254 с.
7. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб. : Евразия, 2000. – 320 с.
8. Барнз, Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии / Д.Г. Барнз. – М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 170 с.
9. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова – М., 1994. – 159 с.
10. Бланк, О.В. Отцы и дочери / О.В. Бланк. – М., 2008. – 187 с.
11. Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 547 с.
12. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева. – М., 2013. – 342 с.
13. Бодалева, В.В. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1999. – 208 с.
14. Ботова, Э.К. Проблемы детско-родительского взаимодействия в современных психолого-педагогических исследованиях / Э.К. Ботова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – №1. – С. 29-32
15. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я. Варга. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 358 с.
16. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2002. – 298 с.
17. Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – М., 1996. – 267 с.
18. Дружинин, В.И. Современная психология / Под редакцией В.И. Дружинина. – М. : «Педагогика Пресс», 1999. – С.78.
19. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М. : КСП. 1996. – 243 с.
20. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец, М.Н. Лисина. – М., 1994. – 351 с.
21. Исаев, Д.Н. Психопотология детского возраста. Учебник для вузов / Д.Н. Исаев. – Санкт – Петербург, 2001. – 325 с.
22. Каган, В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – М., 1992. – № 1-2. – С. 14-21.
23. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – Москва : Педагогика, 1997. – 160 с.
24. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., Просвещение, 1989. – 256 с.
25. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1992. – 244 с.
26. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000. – 273 с.
27. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 430 с.
28. Кэмпбелл, Р. Как любить своего подростка / Р. Кемпелл. – СПб. : Мирт, 2001. – 157 с.
29. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – М.: Питер, 1999. – 243 с.
30. Махов, Ф.С. Кого мы растим. О материнском и отцовском воспитании / Ф.С. Махов. – М., 2001. – 252 с.
31. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с.
32. Могилевская, Г.Л. Семейный климат / Г.Л. Могилевская. – М. : Знание, 1999. – 136 с.
33. Морозов, И.В. Роль отца в жизни каждой девочки / И.В. Морозов // Психол. журн. – 2011. – С. 29-33.
34. Островская, Л.Ф. Каким растет ваш ребенок / Л.Ф. Островская. –
М., 2002. – 210 с.
35. Райгородский, Д.Я. Подросток и семья / Д.Я. Райгородский. – Самара : Издат. Дом БАХРАХ, 2002. – 656 с.
36. Реана, А.А. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А.А. Реана, СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 298 с.
37. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М. : Владос, 1998. – Кн. 2. – С. 144.
38. Рубенштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 314 с.
39. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
40. Слободчиков, Л.С. Психология человека / Л.С. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М. : Лига Пресс, 1996. – 254 с.
41. Солдакова, Т.И. Общая психология / Т.И. Солдакова // Психологический журнал. – 2009. – С.48-51.
42. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская – М., 2008. – 314 с.
43. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М. : Наука, 2000. – 267 с.
44. Столин, В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. – С. 16-37.
45. Столин, В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 270 с.
46. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – 2 изд. – Москва, 1995. – 246 с.
47. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707.
48. Хорни, К. Женская психология: пер. с англ. – СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. – 222 с.
49. Царев, А.С. Воспитание девочки. Взаимоотношения отца с дочерью / А.С. Царев // Психологический журнал. – 2014. – С.35-38.
50. Шлотгауэр, А.Н. Развитие и воспитание. Роль отца / А.Н. Шлотгауэр // Психологический журнал. – 2012. – С. 44-51.
51. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие для вузов : 2е изд. / Л.Б. Шнейдер. – М. : Деловая книга, 2006. – 768 с.
52. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб., 1999. – 287 с.
53. Ярошевский, М.Г. Современная социальная психология / М.Г. Ярошевский. – М., 1999. – С.78.
54. Maggie Yu, Jennifer Baxter Relationships between parents and young teens // LSAC Annual Statistical Report 2017 chapter— November 2018 https://growingupinaustralia.gov.au/research-findings/annual-statistical-report-2017/relationships-between-parents-and-young-teens
55. Healthy Parent-Teen Relationships https://www.thewholechild.org/parent -resources/age-13-18/parenting-tips-age-13-18/healthy-parent-teen-relationships/
56. Fosco, G. M., Stormshak, E. A., Dishion, T. J., & Winter, C. E. (2012). Family relationships and parental monitoring during middle school as predictors of early adolescent problem behavior. // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 41(2). – PP. 202-213.