ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1 Национальное самосознание как качество личности, его место в структуре личности
1.2 Особенности развития национального самосознания у детей дошкольного возраста
1.3 Основные методы и средства формирования национального самосознания дошкольников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение исходного уровня национального самосознания дошкольников
2.2 Реализация процесса формирования национального самосознания дошкольников на основе использования белорусского музыкального фольклора
2.3 Изучение эффективности процесса формирования национального самосознания дошкольников на основе использования белорусского музыкального фольклора
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Много написано о важности участия детей в культуре своего народа, потому что обращение к отцовскому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой они живут. На сегодняшний день, большое внимание в научной литературе уделяется проблеме национального самосознания, как одного из важнейших компонентов самосознания личности. Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях в русле изучения наций и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии (Л. Гумилев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Дашдамиров, Ю.В. Бромлей, Г.В. Старовойтова, В.Р. Aилиппов, Э.А. Баграмов, И.С. Кон, М.В. Крюков, А.А. Леонтьев, А.П. Оконешникова, А.Д. Карнышев, Р.Д. Санжаева и другие). Формирования основ национального самосознания предполагает приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре. Каждый народ не только сохраняет исторические традиции и особенности, но и стремится унести их в будущее, чтобы не потерять исторический национальный облик и самобытность. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной культуры личности. Знакомство с традициями нации особенно важно в дошкольные годы.
Уже с детства человек должен гордиться своей национальной самобытностью, любить Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа.
Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, поскольку для детей дошкольного возраста характерны безграничное доверие к взрослым, желание повторить свои поступки, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1 Национальное самосознание как качество личности, его место в структуре личности
Человек – самый сложный в природе организм, имеющий определенные биологические потребности, функции, инстинкты и другие формы психики. Однако человек также является социальным существом. Он обладает умом, целеустремленностью и способен к продуктивной деятельности. Начало человеческой жизни также означает, что его формирование и становление как человека происходит только в сообществе подобных людей. Потребность человека в выживании, самоопределении, стремление найти свое место в многочисленном человеческом коллективе привели к формированию так называемой структуры групповой иерархии. Человеческие группы выделяются как по биологическим факторам (раса, население), так и по социальным (классы, профессиональные группы, объединения интересов, этнические группы и т.д.) [3] Для выделения отдельных групп необходимы объективные причины, которые приводят к формированию общественного противостояния «мы – они», что также характерно и для этнических (национальных) отношений.
Самосознание – это ясное понимание своей сущности, своих отличительных черт, своей роли в жизни и обществе. Существуют различные типы самосознания: возрастное, религиозное, профессиональное, классовое, национальное, а также его уровни: индивидуальный, социальный, коллективный, научный, бытовой. В данном конкретном случае нас интересует этническое (национальное) самосознание.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
2.1 Изучение исходного уровня формирования основ национального самосознания у детей дошкольного возраста
Для изучения особенностей формирования основ национального самосознания дошкольников посредством белорусского музыкального фольклора была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – изучение особенностей формирования основ национального самосознания у детей дошкольного возраста посредством белорусского музыкального фольклора.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г. Дятлово».
В эксперименте принимали участие 12 детейстаршего дошкольного возраста (5–6 лет).
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня интереса детей к своей стране, ее культуре.
Для решения задач исследования использовали следующие методы:
1. Анализ задач годового плана учреждения дошкольного образования.
2. Анализ планов педагогов по использованию белорусского музыкального фольклора.
3. Беседа с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальное самосознание –одна из форм общественного сознания, в которой находит отражение этническая жизнь общества; это совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу этнического, предполагающих осмысление специфики этнических процессов. Национальное самосознание на уровне ориентаций, предпочтений и стереотипов отражает образ и стиль жизни народа, его нормы и ценности, представления о «своем» народе в сравнении с «другими» народами.
Формирование основ национального самосознания у дошкольников предусматривает вооружение детей определенными навыками и способностями: заботиться о своих близких, младших, сверстниках и других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; участвовать в социально направленной деятельности; заботиться о результатах труда, имуществе и природе.
Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста происходит через приобщение их к национальной культуре и расширение представлений детей о своей стране. Фольклор выступает своеобразным компонентом формирования национального сознания ребенка, в развитом виде предстает национальным самосознанием, а также способствует восстановлению и переосмыслению национальных ориентиров. Фольклор выступает движущей силой на пути формирования национального самосознания, потому что это «особый совокупный культурный продукт, древнейшая форма общественного сознания в виде устойчивых формул обряда». Поэтому сегодня возникает необходимость создания новой системы воспитания, которая бы опиралась на национальные традиции и фольклор.
Для изучения особенностей формирования национального самосознания дошкольников посредством белорусского музыкального фольклора была проведена экспериментально-исследовательская работа.
1. Алексеев, Э. Е. Нотная запись народной музыки / Э. Е. Алексеев. – М.: Советский композитор, 1990. – 240 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий / Н.В. Алешина. – М.: Перспектива, 2008 – 111 с.
3. Антонова Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова. – СПб., 2012. – 336 с
4. Анцыпирович О. Н. Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников средствами музыкального фольклора: дисс. канд. пед. наук.: 13.00.02 / О. Н. Анцыпирович. – Минск, 2012. – 131 л.
5. Бараноўская, Л. Мая Радзіма / Л. Бараноўская // Пралеска. – 2009. – № 7. – С. 33–34.
6. Варанецкая, Л. М. Выхоўваем грамадзяніна: дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі / Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, І.Л. Ждан. – Мiнск : Зорны верасень, 2008. – 132 с.
7. Волков, Г. Н. Народная педагогика. Программа спецкурса и методические рекомендации / Г. Н. Волков. – М., 2009. – 137 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
9. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду / И. Г. Гаврилова. – СПб., 2008. – 160 с.
10. Гутковская, М. С. Роль идеологической работы в гражданской социализации молодежи Республики Беларусь / М. С. Гутковская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – № 9. – С. 10–12.
11. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. – Мазыр: Белы Вецер, 2016. – 133 с.
12. Дубровская, Л. В. Маленькие граждане большой страны: программа воспитания детей дошкольного возраста «Спадчына» / авт.-сост. Л. В. Дубовская; под ред. В. М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2007. – 220 с.
13. Жалняровіч, Н. І. Хутка ў нашай хаце свята: Знаем і знаёмім дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Н. І. Жалняровіч, М. А. Каліноўская. – Мазыр: Белы Вецер, 2009. – 63 с.
14. Иванова, Т. В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа / Т. В. Иванова. – Волгоград: Корифей, 2008. – 67 с.
15. Кац, Е. А. Формирование исторических представлений у дошкольников / Е. А. Кац, Л. С. Ковалевская. – Мозырь: Белый Ветер, 2002. – 165 с.
16. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина: практич. пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Г. А. Ковалева. – М.: АРКТИ, 2005.
17. Кодай, З. Музыка в детском саду / З. Кодай // Избранные статьи. – М.: Сов.композитор, 1982. – С.145-192.
18. Красіла, А. І. Мой край завецца Беларуссю: Дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Аўт.–уклад. А. І. Красіла. – Мазыр : Белы Вецер, 2004. – 160 с.
19. Крупник, Е. П. Национальное самосознание. Введение в проблему / Е.П. Крупник. – М., 2006. – 144 с.
20. Ладутько, Л. К. Познаем мир и себя: пособие для пед. дошк. учр. / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: ИВЦ Минфина, 2002. – 155 с.
21. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... / Л.В. Логинова. – М.: Скрипторий, 2003. – 72 с.
22. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2005. – 70 с.
23. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Никонова. – Минск: Нар. Асвета, 1991. – 254 с.
24. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. – Екатеринбург, 2001. – 368 с.
25. Петренко, С. С. Психологические условия построения развивающего музыкального обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. псих.наук: 19.00.07 / С.С. Петренко; Ин-т психологии им Л.С. Выготского Рос. гос. гуманит. ун–та. – М., 2005. –27 с.
26. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. /Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
27. Узгорок, М. Ю. Социокультурные детерминанты формирования патриотизма как высшей ценности культуры личности в современных условиях / М. Ю. Узгорок // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2006. – № 6. – С. 82–88.
28. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с.