ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания
1.2 Формы и методы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи по оптимизации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
1.3 Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление исходного уровня осведомленности родителей детей старшего дошкольного возраста по вопросам физкультурно-оздоровительного развития детей
2.2 Организация работы педагогов учреждения дошкольного образования с родителями детей старшего дошкольного возраста по вопросам физкультурно-оздоровительного развития детей
2.3 Эффективность направлений организации работы педагогов с родителями детей старшего дошкольного возраста по вопросам физкультурно-оздоровительного развития детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее время проблема и необходимость развития здорового и физически подготовленного ребенка становятся все более актуальными. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, способствующее снижению уровня человеческой активности, угрозы техногенной природы и многие другие негативные факторы с каждым днем наносят все больший вред организму человека. Физическое воспитание является целенаправленным процессом улучшения физических качеств человека путем передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Система физического воспитания основана на понимании того, что в процессе индивидуального развития организм человека проходит определенные этапы развития, в которых он становится более восприимчивым к воздействию в направлении развития физических качеств. Система физического воспитания может быть интерпретирована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных действий, развития физических качеств. Система физического воспитания – исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, который включает в себя мировоззренческие, теоретические и методологические, программные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Система физического воспитания должна строиться на единстве определенных целей, четкая формулировка которых позволяет определить основные аспекты и направления физического воспитания человека в целом на протяжении всей жизни, но в соответствии с возрастными особенностями периодов онтогенеза. Для достижения целей физического воспитания и воспитания структурированы задачи, которые будут способствовать их достижению.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания
Система физического воспитания основывается на понимании того, что в процессе индивидуального развития организм человека проходит определенные стадии развития, в которых он становится более восприимчивым к воздействию в направлении развития физических качеств. Система физического воспитания может быть интерпретирована как система воздействия на организм с целью изучения правильных методов осуществления двигательных действий, развития физических качеств [7, с. 65].
Система физического воспитания – исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, который включает в себя мировоззренческие, теоретические и методологические, программные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Общее образование представлено, в первую очередь, физическим воспитанием в системе обязательного общего образования. Оно обеспечивает:
– основной минимум всесторонней физической подготовки;
– необходимый фундамент для развития моторики, необходимой в жизни.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление исходного уровня осведомленности родителей детей старшего дошкольного возраста по вопросам физкультурно-оздоровительного развития детей
Целью данной работы является изучить особенности процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников по вопросам физкультурно-оздоровительного развития детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование уровня осведомленности родителей детей по вопросам физическо-оздоровительного развития детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
База исследования: Государственное учреждение образования «Ясли сад д. М. Радваничи» Брестского района Брестской области.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие родители детей (возраст детей от 4 до 5 лет) – общее количество испытуемых родителей (23 человека). Среди них 16 матерей и 7 отцов.
Анализ работы Государственного учреждения образования «Ясли сад д. М. Радваничи» Брестского района Брестской области с семьей по вопросам физическо-оздоровительного развития детей предусматривал:
– изучение педагогической документации, в том числе планов воспитательной работы, протоколов родительских собраний и обратной связи по мероприятиям для родителей;
– анализ информационных стендов и других наглядных материалов, используемых в учреждениях дошкольного образования для воспитательной работы;
– анкетный опрос родителей по вопросам физическо-оздоровительного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития общества пересматриваются ориентиры физического развития подрастающего поколения, в результате чего Концепция физического развития в национальном масштабе, в частности в дошкольных учреждениях, совершенствуется. На первый план вышла проблема экологизации и гуманизации образования в целом и физического воспитания в частности. Основное внимание уделяется мотивации и формированию здорового образа жизни с детства, осознанию необходимости двигательной активности и здорового образа жизни. Эта система построена не только на воздействии непосредственно на детей дошкольного возраста, но и на окружающую их среду, приоритет отдается работе с родителями, которые могут поддержать желание ребенка развивать физическую активность. Физическая культура является частью общей культуры человека, характеризующей его отношение к двигательной активности, здоровому образу жизни и гигиене; совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для развития физических качеств и поддержания оптимального уровня двигательной активности. Физическая культура – целенаправленный процесс улучшения физических качеств человека посредством передачи знаний в области физической культуры и физического совершенствования.
Существуют различные формы взаимодействия между дошкольными образовательными учреждениями и родителями. Универсальной формой взаимодействия педагогов и родителей является родительская встреча. Современные условия диктуют использование, наряду с традиционными и нетрадиционными формами взаимодействия с родителями. Таких форм много. Среди многообразия педагогов есть возможность выбрать наиболее оптимальные формы работы в этой команде. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями дошкольников на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителями встречаются следующие: познавательная, информационно-аналитическая, визуальная и информационная.
1. Алексеев, С. В. Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья : метод. пособ. / С. В. Алексеев, Т. В. Каменская, Т. А. Шиленок. – СПб. : СПбАППО, 2008. – 139 с.
2. Андреева, Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Андреева Наталья Александровна. – Екатеринбург, 2005. – 193 с.
3. Асаева, И. Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 36-41.
4. Асмолов, А. Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития / А. Г. Асмолов // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С.5.
5. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков. – М. : КноРус, 2011. – 259 с.
6. Безруких, М. М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.– М. : Большая Российская Энциклопедия, 2013. – 528 с.
7. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие / Т. Л. Богина. – М. : Мозаика, 2005. – 112 с.
8. Вебер, Р. А. Психолого-педагогические основы физического развития личности / Р. А. Вебер // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №3. – С. 17-21.
9. Глазырина, Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2001. – 62 с.
10. Голиков, Н. Забота о здоровье детей - задача общая / Н. Голиков // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 14-16.
11. Глушкова, Г. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-7 лет : в условиях групп кратковременного пребывания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Глушкова. – М., 2003. – 185 с.
12. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. / Г. Доман. – М. : АСТ, Аквариум, 2002. – 333 с.
13. Доронова, Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С.63
14. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
15. Евдокимова, Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей / Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М. : Мозаика : Синтез, 2009. – 144 с.
16. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: метод. аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
17. Ионова В. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 45-51.
18. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под ред. С. А. Козловой. – М. : ИЦ «Академия», 2002. – 320 с.
19. Кузнецова, М. Современные пути оздоровления дошкольников / М. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №11. – С.3.
20. Маханева, М. Д. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка / М. Д. Маханева // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. – 2002. – С. 121-127.
21. Муллер, А. Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 424 c.
22. Недомеркова, И. Н. Физическое развитие детей 3-4 лет. Март-май. Планирование НОД. Технологические карты: 32 карты / И. Н. Недомеркова. – М. : ИЛ, 2016. – 954 c.
23. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
24. Репина, Т. А. Общение ребенка в детском саду и семье // Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М., 2000. – 345 с.
25. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 255 с.
26. Свирская, Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции : методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Свирская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 176 с.
27. Соломенникова, Н. М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика. Конспекты занятий / Н. М. Соломенникова, Т. Н. Машина. – М. : Учитель, 2013. – 160 c.
28. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: метод. пособие для руковод. физич. воспит. дошкольных учреждений / под ред. С. О. Филипповой. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2005.
29. Тарасова, Т. А. Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Т. А. Тарасова, Л. С. Власова. – М. : Школьная Пресса, 2009. – 71 с.
30. Харченко, Т. Здоровье. Физическое развитие. Утренняя гимнастика в детском саду.2-3 года / Т. Харченко. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 104 c.
31. Яковлева, Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. В 3 ч. Ч. 2. Конспекты занятий для второй младшей и средней групп / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. – М.: Владос, 2014. – 207 c.
32. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М. А. Якубович, О. В. Преснова. – М. : Владос, 2016. – 288 c.