ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого–педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Методы и приемы формирования навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Мероприятия по формированию навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста
2.3 Анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Культурные и гигиенические навыки являются очень важной частью культуры поведения. Необходимость опрятности, поддержания чистоты лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они будут регулярно соблюдать эти правила, то будут проявлять уважение к другим и появится мысль, что неряшливый человек, который не умеет следить за собой, за своей внешностью, действиями, как правило, не будет одобряться другими.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет решающую роль в охране их здоровья, поощрении хорошего поведения дома и в общественных местах. В конечном счете, здоровье детей зависит не только от их знаний и соблюдения необходимых гигиенических правил и норм поведения, но и от здоровья других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для них естественным, и чтобы их гигиенические навыки постоянно совершенствовались с возрастом.
Основой полноценного физического развития детей младшего дошкольного возраста является их ознакомление с основами здорового образа жизни. При приобщении детей к здоровому образу жизни дошкольникам важно овладеть основами культуры гигиены.
Большое внимание в работе дошкольных учреждений уделяется воспитанию у детей культурных и гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача выполняется в соответствии с ориентировочной программой обучения и воспитания для дошкольного образования [1, с.18].
ГЛАВА 1. НАУЧНО–ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО–ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого–педагогические аспекты формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Воспитание культурных и гигиенических навыков важно не только для успешной социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни формирование культурно–гигиенических навыков – это не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождение в мир взрослых. Этот процесс нельзя допускать на более поздний период, период раннего детства и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования культурно–гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств [1, с.55].
Культурные и гигиенические навыки совпадают с таким направлением психического развития, как волевое развитие. Ребенок пока ничего не может сделать, поэтому любое действие дается с большим трудом. И не всегда желательно доводить начатое дело до конца, особенно если оно не работает. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, необходимо приложить конкретное усилие.
Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого вида работы, доступного ребенку – работы самообслуживания. Воспитание у детей культурных и гигиенических навыков является основой всей дальнейшей работы и основой для развития физически крепкого ребенка. Кроме того, культурно–гигиенические навыки являются элементами самообслуживания, которое является первой ступенью и основой для трудового воспитания [2, с.78].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Ясли-сад №27» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 30 детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). Выборка составила 18 мальчиков и 12 девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования. Дети были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В каждой группе были по 8 детей.
Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования, а также проведено исследование на констатирующем этапе исследования.
2. На втором этапе был проведен формирующий этап эксперимента, который отражает особенности развития гигиенических навыков в определенной категории детей
3. На третьем этапе исследования было проведено исследование на контрольном этапе. После этого результаты исследования сравниваются на констатирующем и контрольном этапе.
Объект исследования: навыки личной гигиены дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования навыков личной гигиены младших дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что формирование навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста представляет собой важную сферу жизненного становления и развития детей данного возрастного периода.
Нам известно, что к четырем годам ребенок уже может заранее вообразить в своем сознании результат, который он хочет получить, занимаясь определенной деятельностью. Это знаменует переход от случайных манипуляций к целенаправленным действиям. Взрослый должен способствовать этому переходу, постоянно задаваясь вопросом, что ребенок сделал, что он делает и что собирается делать, помогая детям завершить свои планы, одобряя результат.
Наиболее благоприятной средой для психического развития и воспитания маленьких детей является семья, где их окружают любящие родственники, которые заботятся о них, а в детском воспитательном учреждении важно, чтобы учебный процесс способствовал всестороннему психическому развитию каждого ребенка.
Формирование гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является важным этапом развития культуры поведения данной категории детей. Для того, чтобы формирование этих навыков проходило максимально положительно, необходимо определить такие аспекты как организация определенных условий, направленных на всестороннее развитие личности подрастающего поколения.
Для формирования гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста используются различные формы и методы работы, такие как показ, объяснение, игровые методы, а самым важным является пример взрослых.
1. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 2009. – №11 – 17–21 с.
2. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей / Т.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011. – 273 с.
3. Богина, Т.Л. Режим дня в детском саду / Н.Т. Терехова. – М.: Просвещение, 2007. – 95 с.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.
5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Т.С. Комарова. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
6. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем / И.В. Гурина. – СПб.: Литера, 2007. – 30 с.
7. Давидчук, Е.Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе / Е.Г. Давидчук. – СПб.: Литера, 2002. – 198 с.
8. Дошкольная педагогика / под редакцией В.И. Логиновой – М.: Просвещение, 2008 – 256 с.
9. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 2009. – 34 с.
10. Каплан, Л. Посеешь привычку, пожнешь характер / Л. Каплан. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2005 – 467 с.
12. Конина, Е.Ю. Формирование культурно–гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. – М: Айрис–пресс, 2007 –12 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ, Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
14. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1973 – 160 с.
15. Лямлина, Г.М. Воспитание культурно – гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание – 1976 – №2. – С. 80– 82.
16. Макаренко, А.С. Книга для родителей / Г.М. Лямлина – М.: ИТРК, 2014 – 288 с.
17. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая – М.: Просвещение, 2009. –175 с.
18. Мир детства: Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 2007. – 256 с.
19. Названова, Л. Чтобы зубки блестели // Дошкольное образование. – 2004. – №14. – С.13–17.
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова – М. Три– вола, 2010. – 300с.
21. Паунова, С. Гигиенические навыки – с малых лет // Дошкольное воспитание. – 1993. –№ 11. – С. 67.
22. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
23. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 2006. – 141 с.
24. Степаненкова, Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э. Степаненкова. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. – 96 с.
25. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2007. – 215 с.