ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
1.1 Современное определение голоса
1.2 Формирование голосообразования в онтогенезе
1.3 Особенности качества голоса у детей с нарушением слуха
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
2.1 Система работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха
2.2 Методические рекомендации по развитию голоса учащихся с нарушением слуха
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Голос имеет важное социальное значение в развитии ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушения речевого аппарата влияют на развитие речи, нервно–психическое состояние, усложняют общение, часто являются причиной неполноценности голосовой системы взрослого человека.
Работа над голосом с неслышащими и слабослышащими детьми является одним из важных разделов устной речи. В логопедии одним из разделов, посвященных изучению голосовых нарушений и их коррекции, является фонопедия. Е.В. Лаврова определяет термин «фонопедия» как речевой терапевтический эффект при голосовых расстройствах, который заключается в коррекции дыхания, развитии силы голоса, регулировании правильного формирования голоса путем выполнения специальных упражнений для нервно–мышечного аппарата гортани [21].
Развитие устной речи, понятного детям, неразрывно связано с развитием навыков использования голоса нормальной силы и тональности, без явного нарушения тембра. К сожалению, вопрос развития голоса (как у нормальных, так и у слабослышащих детей) в литературе не освещен должным образом. Логопед также подбирает наиболее эффективные методы и приемы коррекции голоса у детей с учетом существующего речевого расстройства [11].
Общие представления о процессе развития голоса слышащего ребенка дают исследования Хватцева М.Е., Ляпидевского С.С., Правдиной О.В., Лавровой Е.В. В работах Д. Вильсона, А. Митринович–Моджеевска, Ф.Ф. Рау были описаны особенности голоса детей с нарушенным слухом.
Потеря слуха существенно влияет на качество речи. Педагог, работающий над голосом, должен постоянно сталкиваться с тем или иным нарушением. Необходимо изучить особенности голоса слабослышащих детей, выявить причины и исследовать основные голосовые нарушения, обнаруженные у неслышащих и слабослышащих людей.
Однако, анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе.
Объект исследования: развитие голоса у слабослышащих учащихся.
Предмет исследования: развитие голоса у слабослышащих учащихся. на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на первой ступени общего среднего образования.
Цель исследования: изучение особенностей развития голоса у слабослышащих учащихся. на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на первой ступени общего среднего образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
1.1 Современное определение голоса
Голос важен для полноценного общения между людьми. В процессе общения человек использует вербальные и невербальные средства. Но без голоса, используя только мимику, зрительный контакт, жесты, общение становится редким и неинформативным. Кроме того, нарушение речи человека может значительно затруднить и исказить восприятие речи другими людьми [13, c. 45].
Понятие «голос» подразумевает набор разнообразных звуков, которые издает речевой аппарат человека. Человек именно голосом издает много разных звуков, иногда довольно сложных, а также выражает свое эмоциональное состояние.
Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.
Высота звука – субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем больше периодических колебаний в воздухе, тем выше звук, который мы воспринимаем. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голоса, который изгибается за 1 секунду. Количество смыканий и размыканий, которые они вызывают во время своих колебаний, и количество порций сгущенного подскладочного воздуха, которые проходят через него, является частотой звука, который рождается, т.е. высотой тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может варьироваться в нормальной речи от 85 до 200 Гц у мужчин, от 160 до 340 Гц у женщин. Экспрессивность речи зависит от вариаций тональности основного тона [14, c. 96].
Сила голоса, его энергия, его мощность определяются амплитудой голосовых связок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее голос. Сила голоса напрямую связана с основным давлением воздуха, выдыхаемого легкими. При нарушении определенных координационных связей между напряжением голосовой складки и давлением воздуха голос может потерять свою силу, тембр и тон.
Тембр, или окраска звука, является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все речевые звуки сложны. Они состоят из основного тона, который определяет высоту, и многих обертонов, которые выше основного тона, частоты. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т.д. превышает частоту основного тона голоса. Появление обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по длине, воспроизводя основной тон, но и по отдельным частям. Эти частичные звуки дают общую форму колебаний, которая определяет тембр.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
2.1 Система работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха
Курс коррекционно-развивающей помощи состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного – и включает в себя психотерапию, артикуляцию, дыхательные и голосовые упражнения.
Данные артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения характеризуются изолированно. Однако упражнения должны выполняться одновременно, так как упражнения на артикуляцию, дыхание и голос являются едиными, взаимозависимыми и взаимосвязанными физиологическими процессами.
Согласованная работа этих трех систем таким образом обеспечивает нормальное функционирование голосовой подготовки [9].
Подготовительный этап коррекционно-развивающей помощи
Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестическую информацию о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинических, психологических, педагогических и логопедических исследований (момент организации). Голос и речь ребенка записываются на магнитофон, а дыхание – на кимограф или электроэнцефалограф. Как уже отмечалось, у детей с заболеваниями гортани выявляются астеническое состояние организма, изменения в функциональном строении нервно–мышечного аппарата гортани, эмоционально–волевые расстройства, задержка речевого развития и длительное нарушение речевой функции. Все эти данные позволяют выявить особенности развития ребенка и разработать средства оздоровительной работы, начальным звеном которой является психотерапия. Целью психотерапии является сознательное, активное и добровольное включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации ребенка для преодоления трудностей и борьбы за скорейшее выздоровление.
Психотерапия состоит из индивидуального подхода к больному ребенку с учетом его возраста, эволюции заболевания, особенностей личности ребенка, характера его речевого и голосового расстройства. Психотерапия проходит в форме беседы, во время которой выявляются жалобы ребенка, устанавливается представление о круге интересов, привязанности, склонностях и отношении ребенка к дефекту, устанавливается личный и профессиональный контакт. Всем детям с тяжелыми и длительными заболеваниями гортани требуется активная и целенаправленная психотерапия в виде одноразовых или более частых бесед. Психотерапия является важным видом деятельности, способствующим восстановлению личности ребенка и успеху реабилитационной подготовки. Параллельно с психотерапией практикуется артикуляционная гимнастика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Все части голосовой системы должны функционировать нормально и четко взаимодействовать друг с другом. Нормальный голос немыслим без полного дыхания и хорошей артикуляции. Регуляция со стороны мозга и слуховой контроль играют огромную роль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только через полноценное речевое общение. Наличие нормального голоса практически невозможно при потере слуха.
Первые звуки ребенка – это крики, которые являются безусловной рефлекторной реакцией на сильные раздражители, обычно негативного характера. Уже в начале третьего месяца у ребенка начинается лепет, первая стадия которого, в отличие от крика, является реакцией на положительные раздражители. Основой лепетания является врожденная моторная координация, связанная с процессами сосания и глотания. Далее появляется тенденция к самоподражанию. К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. В конце первого года жизни у ребенка появляются значительные звуковые комбинации. Речь маленьких детей (2–5 лет) полна дефектов произношения. Дети лучше всего умеют воспроизводить ударные и начальные слоги, потому что они легче всех воспринимаются на слух. Так, необходимо начинать процесс обучения говорению с рождения, с самого начала процесса онтогенеза, потому что без этого навыка страдает не только социальный аспект человека, но и восприятие им мира в целом. Слух играет важную роль в дальнейшем развитии у ребенка навыков произношения, благодаря чему ребенок воспринимает речь других людей и контролирует ее произношение.
Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением. Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения: причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения; симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос. К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса: голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; хриплый голос; голос сдавленный, скрипучий, резкий; гнусавый голос. К нарушениям силы относятся следующие определения голоса: голос очень тихий, слабый; крикливый голос. С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса: слишком высокий или слишком низкий голос; фальцетный голос; голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках. С нарушением резонанса связаны следующие особенности голоса: гиперназальность; гипоназальность; глоточный резонанс; тупиковый резонанс.
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
2. Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по востановлению голоса у детей.»М: Просвещение, 1973
3. Богданова Т. Г. Проблемы социализации глухого подростка / Т.Г. Богданова, Н.О. Ярошевич // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: межвузовский сб. науч. трудов. – М.: Альфа, 2000. – Вып. I. С. 23–28.
4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
5. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – М.: Медицина, 1990.
6. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин–тов / Под ред. Л. С. Волковой. – 2–е изд. – В 2–х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 2012.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
8. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – 2–е изд. – М.: издательство «Экзамен», 2004. – 96 с.
9. Демина А. В. Диалог как полисодержательный феномен (лингвистический и психолого–педагогический аспекты) / А.В. Демина // Научные записки ОрелГИЭТ // 2016. – Вып. 5 (17). – С. 102–108.
10. Зайцева Л.А. «Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция»: учеб.–метод. Пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
11. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I–VI классы 2–го отделения) / А.Г. Зикеев. – М.: Педагогика, 1976. – 240 с.
12. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения / С.А. Зыков. – М., Изд–во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 360 с.
13. Зыкова М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Зыкова. – М., 2000. – 15 с.
14. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников / М.А. Зыкова // Дефектология. – 2001. – № 3. – С. 35–43.
15. Зыкова Т. С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения / Т.С. Зыкова // Дефектология. 1988. № 5. С. 43–49.
16. Зыкова Т. С. Методика предметно–практического обучения в школе для глухих детей / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М.: Академия, 2002. – 176 с.
17. Книга для учителя школы слабослышащих. Обучение русскому языку, чтению, произношению / под ред. К. Г. Коровина. – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.
18. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей / К.В. Комаров. – М.: ОНИКС 21 век, 2005. – 223 с.
19. Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И.В. Королева. – М.: из–во «Каро», 2016. – 872 с.
20. Крысанов П. А. Психолого–педагогические условия социализации лиц с нарушениями слуха / П.А. Крысанов // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. – Вып. II. М., 2001. – 88 с.
21. Лаврова Е. В. Нарушения голоса: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с.
22. Марциновская Е.Н. Основы предметно–практического обучения глухих детей / Е.Н. Марцинковская. – М.: Педагогика, 1985. – 177 с.
23. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.
24. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования / Н.М. Назарова. – М.: НПЦ «Коррекция», 1992. – 164 с.
25. Нестерович Т.В. Технологии изучения уровня речевого развития учащихся старших классов с нарушениями слуха / Т.В. Нестерович // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно–практической конференции. 16–17 апреля. 2012 г. Череповец: ЧГУ. С. 169–171.
26. Орлова, О.С. Нарушение голоса у детей / О.С. Орлова. – М.: АСТ, 2005. – 125 с.
27. Правдина О. В. Логопедия / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973.
28. Туджанова К.И. Дидактика коррекционных учреждений I и II вида: теоретический курс: учеб. пособие / К.И. Туджанова. – М.: Прометей, 2004. – 204 с.