ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГУЛОК В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Сущность и значение прогулки в дошкольном учреждении
1.2 Оздоровительная прогулка как метод развития детей дошкольного возраста
1.3 Организация и методика проведения оздоровительных прогулок в дошкольном учреждении
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГУЛОК В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Методические аспекты использования оздоровительных прогулок в дошкольном учреждении по развитию детей дошкольного возраста
2.2 Обоснование эффективности применения оздоровительных прогулок по развитию детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процесс воспитания детей является непрерывным. В процессе воспитательной и образовательной работы с детьми во время ходьбы заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Там, где созданы уникальные условия для всестороннего развития ребенка, удовлетворения его потребностей в активных движениях, самостоятельных действиях при знакомстве с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Еще в XVII веке Ю.А. Коменский уделял большое внимание воспитанию детей – природе. По мнению Ф. Фребеля, в каждом дошкольном учреждении должна быть территория, на которой ребенок мог бы не только работать, но и наблюдать за природными объектами и вести исследовательскую деятельность. К.Д. Ушинский отводил особое место и значение природе в интеллектуальном развитии ребенка. Е.Н. Водовозова предложила рассматривать природу как основу интеллектуального развития ребенка, отводя ей особое место в сенсорном воспитании.
Опыт дошкольных учреждений показывает, что прогулки дают возможность как для физического, так и для психического, морального и эстетического развития детей дошкольного возраста. Прогулки проводятся ежедневно в течение года. Летом дети почти все время проводят на свежем воздухе с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в комнату только для еды и сна. В зимнее время прогулка проводится дважды в день. В связи с возрастными особенностями дошкольники не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Поэтому педагоги должны быть педагогически корректны в контроле за деятельностью детей во время прогулки, а также в создании условий для различных видов деятельности.
Современные программы дошкольного образования обязательно основываются на комплексно-тематическом принципе построения и обеспечивают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельную деятельность детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. В этой связи режимный момент – прогулка должна использоваться с максимальной пользой для всестороннего развития и обучения детей через правильно организованную и продуманную деятельность детей и включать в себя решение программных образовательных задач. Все вышеперечисленное повышает актуальность темы, выбранной для исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГУЛОК В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Сущность и значение прогулки в дошкольном учреждении
Проблема экологического воспитания детей рассматривается в исследованиях Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой и др. Ученые предлагают использовать наиболее эффективные формы работы с детьми: уроки, экскурсии, прогулки. Методика организации и проведения прогулок в детском саду представлена в работах Т.Л. Долговой, И.В. Кравченко, Г.В. Лаптевой, М.В. Лучичем, С.Н. Теплюком.
Прогулка – педагогически организованная форма активного отдыха детей [5, с. 64]. Прогулка имеет большое значение для развития детей:
– развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
– дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.
– удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.
– дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.
– у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
– на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания [11, с. 125].
Прогулки решают не только образовательные, но и медицинские проблемы. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижных, спортивных, развлекательных и физических упражнений. Особое время отводится на детскую работу и самостоятельную деятельность. Разумное чередование и сочетание этих различных видов деятельности делает прогулку интересной и привлекательной. Прогулки обеспечивает хороший отдых, создает радостное настроение для детей.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГУЛОК В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Методические аспекты использования оздоровительных прогулок в дошкольном учреждении по развитию детей дошкольного возраста
На протяжении учебного года были проведены оздоровительные прогулки на свежем воздухе согласно конспектам, представленным в данной работе. Оздоровительные прогулки осуществлялись на базе ГУО «Ясли-сад №107» города Могилева. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
Анализ проведения прогулок по результатам наблюдения за ними, зафиксированных в форме схем проведения прогулок, а также при опоре на вопросы, составленные по унифицированным блок-схемам анализа прогулки.
Время дневных прогулок в старшей группе детского сада, на базе которого проходило исследование соответствует режиму данной группы (дневная прогулка начинается и заканчивается согласно режиму группы и длится примерно 2 часа).
Темы наблюдений, проводимых на прогулке (рассматривание одежды людей, наблюдение за снегопадом), соответствуют возрасту детей. В ходе наблюдений педагог использует различные методы и приемы (беседа с привлечением личного опыта детей, словарная работа, рассматривание, сравнение снега со знакомыми материалами сходного с ним свойства: вата, пух; закрепление результатов наблюдений с помощью загадок, установка на значимость результатов наблюдения для дальнейшей продуктивной деятельности детей).
Во время прогулки педагог проводит подвижные игры с правилами, в которых обязательно участвуют все дети. Педагог строит ситуацию выбора игры детьми так, что дети сами ее предлагают: сначала воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру, затем следует предложение детям самостоятельно выбрать ее, когда среди предлагаемых детьми игр звучит запланированная воспитателем, то он соглашается. Такие игры занимают около 15-и минут, проводятся обычно в конце прогулки. Данные игры направлены на развитие быстроты, ловкости, выносливости и соответствуют возрасту детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прогулка – педагогически организованная форма активного отдыха детей. Оздоровительная прогулка важнейший компонент двигательного режима, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности в движении. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Прогулка имеет большое значение для развития детей.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Оздоровительная прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Оздоровительная прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Оздоровительные прогулки побуждают детей долгое время находиться на открытом воздухе, развивают у них навыки сохранения здоровья и представления о здоровом образе жизни, развивают мыслительную деятельность, приводят дошкольников к осознанию необходимости активной деятельности, направленной на сохранение здоровья и более глубокое знакомство с природой, формируя достаточно целостное представление об окружающем их мире.
Оздоровительная прогулка в дошкольном учебном заведении является важнейшим компонентом образовательного и воспитательного процесса, так как способствует расширению представлений детей об окружающем их мире, а также обогащению их внутреннего мира. Методы организации оздоровительной прогулки в дошкольном образовательном учреждении различны, и основными причинами различий являются возрастные особенности детей и сезонность.
1. Волков, И.П. Ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня: методическое пособие для студентов технических вузов / И.П. Волков, Л.С. Ивойлова, Белорусский политехнический институт, Кафедра физического воспитания. – Минск: БПИ, 2000. – 17 с.
2. Гузик, Е. Школа здоровья как действенная модель сохранения здоровья учащихся в учреждениях образования Республики Беларусь / Е. Гузик // Здаровы лад жыцця. – 2015. – №11. – С. 3-5.
3. Дедулевич, М.Н. Сто тропинок, сто дорог / М.Н. Дедулевич. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 134 с.
4. Дошкольная педагогика: Прогр.-метод. комплекс / Авт. – сост. О. П. Комкова, Н. В. Литвина, Т.В. Манцевич, Т.В. Поздеева. – Мн. : БГПУ, 2005. – 299 с.
5. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. – М.: Академия, 2000. – С. 4-78.
6. Змановский, Ю.Е. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Е. Змановский //Дошкольное воспитание. – №9. – 2003. – С. 23-25.
7. Иващенко, О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке / О.Н. Иващенко //Дошкольное воспитание. – №11. – 2007. – С. 56-59
8. Кобзева, Т.Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / Т.Г. Кобзева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 287 с.
9. Коледа, В.А. Физическая культура: учебное пособие / В.А. Коледа. – Минск: БГУ, 2005. – 211 с.
10. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
11. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: методическое пособие / И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
12. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи: пособие для педагогов / Р.И. Купчинов. – Минск: НИО, 2007. – 191 с.
13. Лаптева, Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет: прогр. для дет. сада и не только / Г.В. Лаптева. – М.: Сфера, 2010. – 127 с.
14. Маханева, М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детских садах и начальной школе: методическое пособие / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 2004. – 262 с.
15. Мискевич, Т.В. Оздоровительная ходьба: методические рекомендации / Т.В. Мискевич, Т. Е. Старовойтова. – Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2016. – 52 с.
16. Панько, Е.А. Психология личности и деятельности педагогика дошкольного образования: Моногр. – Мн.: БГПУ, 2005. – 176 с.
17. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15.06.2006 № 63/15 «Об утверждении Инструкции о физическом воспитании детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num 15/d15557.html.
18. Старовойтова, Т.Е. Физическая культура: учебно-методический комплекс / Т.Е. Старовойтова, Т.В. Мискевич. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. – 108 с.
19. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / С.Н. Теплюк. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
20. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск, 2005. – 528 с.
21. Шишкина, В.А. Двигательное развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.А. Шишкина, М.В. Дедулевич. – М.: Пралеска. – 2008 . – С. 10-14.
22. Экологическая педагогика: организация экологического воспитания и образования, формирование экологической культуры : сборник научных статей / Гродненский государственный университет им. Янки Купалы ; гл. ред. О.М. Дорошко. – Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2011. – 207 с.