ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1 Взаимосвязь физической культуры и спорта
1.2 Развитие спорта в Республике Беларусь на современном этапе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СПОРТА
2.1 Развитие массового спорта
2.2 Развитие спорта высших достижений
2.3 Мировой опыт построения системы взаимодействия массового спорта и спорта достижений
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО СПОРТА
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный спорт представляет собой мощную индустрию, которая включает в себя специальную систему появления спортивных рекордов. Вместе со спортсменами и тренерами в ней принимают участие спортивные врачи, психологи и ученые. Средства массовой информации постоянно «продвигают» масштабные соревнования на уровень одних из самых важных событий, происходящих в обществе. Тем не менее, нет необходимости представлять современный спорт как единое явление, которое имеет одну цель, функции и общие законы развития. Современный спорт является достаточно многообразным. Система современного спорта включает в себя такие разновидности, как массовый, детский и юношеский спорт, школьный и университетский спорт, которые решают проблемы оздоровления и формирования спортивной культуры подрастающего нашего будущего поколения. Спорт высших достижений имеет направленность на достижение высоких спортивных результатов и получение большого количества побед.
Перечисленные виды спорта сочетают в себе общие функции: зрелищные, политические и экономические функции. Спорт высших достижений передает особый образ жизни человека, путь к успеху, показывает высокую спортивную технику и умение побеждать любого соперника. Для большинства зрителей такая модель становится стандартом, которому можно следовать не только в процессе занятий спортом, но и в остальных сферах жизни.
Однако спорт высших достижений вызвал очень большое количество противоречий, которые не позволяют спорту в настоящее время развиваться позитивно, часто дискредитируют его и формируют отрицательное отношение людей, особенно родителей будущих детей-спортсменов, к осуществлению спортивной деятельности. Все чаще и чаще общественное мнение подвергает анализу современный спорт как достаточно опасную сферу человеческой деятельности.
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1 Взаимосвязь физической культуры и спорта
Современное общество можно охарактеризовать пониманием общественной и личной ценности явлений физической культуры и спорта как самой важной части общей культуры общества. В настоящее время невозможно найти какую-нибудь сферу человеческой деятельности, которая не имеет связи с физической культурой или спортом в целом. Интенсивно развиваются процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды жизни общества. Вместе с тем, с переходом страны на новую политическую систему, что приводит к резкому расслоению населения по уровню доходов, функционирование физической культуры существенно изменяется.
Физическая культура и спорт на рубеже XXI века представляют собой мощные социальные явления, которые способны формировать и трансформировать как социальную реальность, так и личность. Не случайно в последние годы физическую культуру все чаще называют устойчивым качеством личности. В позициях современных ученых, с одной стороны, можно отметить заметные тенденции в разделении понятий физической культуры и спорта, с другой стороны, ведутся активные поиски способов их конвергенции на основе реализации социальных функций и трансфера высоких спортивных технологий в практику физического воспитания [1, с. 32].
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе, в которой элементами являются люди, ассоциации, сообщества, группы, слои. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации жизни людей, которые также реализуют данную связь.
ГЛАВА 2 ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СПОРТА
2.1 Развитие массового спорта
Одним из самых важных условий решения проблем, которые связаны с формированием здорового образа жизни, является повышение престижа спорта, а также формирование сферы досуга, которая будет не только пропагандировать здоровый образ жизни, но и при этом станет доступной и привлекательной для молодежи в современное время. Также она станет сферой, которая предоставляет широкие возможности для личностной самореализации. Физическая культура и массовый спорт являются наиболее универсальным методом повышения и укрепления физического и духовного здоровья. По причине этого физическая культура и массовый спорт должны стать особой заботой со стороны государства.
В последнее время можно отметить присутствие определенной устойчивой тенденции к повышению социальной роли массового спорта, которая находит отражение в повышении значимости со стороны государства в поддержке развития физического воспитания и спорта. Тем не менее, можно отметить, что возможности и потенциал массового спорта применяется не в полной мере, как мог бы использоваться. В процессе исследования направлений развития массового спорта нужно отметить уже имеющиеся проблемы развития массового спорта и организации здорового образа жизни детей и подрастающей молодежи:
- коммерциализация оказываемых услуг в области спорта и реализации свободного времени. Одной из самых важных задач развития массового спорта и процесса организации здорового образа жизни детей и подрастающей молодежи в современном мире должно стать обеспечение территориальной и ценовой доступности учреждений спорта;
- отсутствие единой законодательной базы для любительского массового спорта;
- отсутствие привлекательности предлагаемых форм досуга для детей и подрастающей молодежи;
- необходимость улучшения инфраструктуры городских дворов с целью вовлечения малообеспеченных слоев населения в спортивную деятельность.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО СПОРТА
Одной из значительных проблем международного спортивного движения стало противоречие между любительским и профессиональным спортом. До 70-х годов 20 века профессиональный спорт практически не входил в международное олимпийское и спортивное движение. Только в некоторых видах спорта он выходил за национальные и региональные рамки (футбол, бокс, велоспорт, гольф, теннис, фигурное катание). Первым был Международный союз велосипедистов, объединивший в 1990 году Международную федерацию любительского велосипедного спорта и Международную федерацию профессионального велосипедного спорта.
Международная федерация футбольных ассоциаций, созданная в 1904 году, до сих пор не делит игроков на профессионалов и любителей, а разделяет их на футболистов, участвующих в Кубке мира, Олимпийских играх, молодежных и юношеских чемпионатах мира.
Международная федерация тенниса признает как любителей, так и профессионалов и проводит регулярные встречи с 1968 года, когда турнир «Уимбл-Дон» стал открытым для всех теннисистов. В 1972 году ведущие теннисисты создали Ассоциацию теннисистов-профессионалов, годом позже – Женскую Профессиональную Теннисную Ассоциацию (с 1990 года – БТА). Эти две организации в настоящее время являются, по сути, мастерами мирового тенниса.
До 80-х годов 20 века в мире международного профессионального бокса существовало две организации: Всемирная Ассоциация Бокса, основанная в 1920 году в Нью-Йорке, и Всемирный Совет по Боксу – в 1963 году в Мехико. Позже, в 1983 году, была создана Международная Ассоциация Бокса США, в 1985 году – Всемирная Организация Бокса и Международная Федерация Бокса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура, массовый спорт – универсальные средства укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни. Очевидно также, что спорт в любой стране не может успешно развиваться, не опираясь на массовое физкультурное движение как важный фактор укрепления здоровья людей. Современные тенденции развития физической культуры и спорта свидетельствуют об укреплении культурно-образовательных подходов в спортивной практике и организации физического воспитания. Исходя из этого, меняются требования общества к сфере физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта является одним из важнейших направлений государственной социальной политики, эффективным инструментом оздоровления нации и укрепления международного имиджа Республики Беларусь. Это подтверждается высокими достижениями в спорте белорусских спортсменов, высокими результатами спортсменов-олимпийцев и паралимпийцев, большой долей занятых в массовом спорте. Наличие спортивных сооружений мирового уровня и секций для занятий массовыми видами спорта – все это факторы, способствующие развитию популяризации спортивного движения в стране.
Расширение аудитории массовой физической культуры и спорта среди населения – задача государственного уровня. Одним из ее приоритетов является вовлечение детей и молодежи не только в массовый спорт, но и в здоровый образ жизни в целом. С этой целью разработаны рекомендации для специализированных учреждений, направленные на расширение психолого-педагогического воздействия на детскую и молодежную аудиторию с целью пропаганды здорового образа жизни.
1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 234 с.
2. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 2010. – 314 с.
3. Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В. Евстафьев. – Л.: ВДКИФК, 2015. – 132 с.
4. Быховская, И.М. Гуманизм и технократизм: два стиля мышления в спорте / И.М. Быховская // Нравственный потенциал современного спорта. – М.: Спорт, 2009. – С.25-31.
5. Гуттман, А. От ритуала к рекорду. Философия, политика и культура спорта / А. Гутман. – Логос. – №6. – С.147-187.
6. Кряж, В.Н. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь / В.Н. Кряж, З.С. Кряж, В.С. Овчаров. – Мн., 2016. – 135 с.
7. Столяров, В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы / В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. – Москва : Гуманитарный Центр СпАрт РГАФК, 2007. – 234 с.
8. Теппер, Ю. Олимпийские метаморфозы / Ю. Теппер // Отечественные записки. – 2006. – №6. – 257 с.
9. Улыбина, Е.В. Тело и слово в теории катарсиса Выготского / Е.В. Улыбина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 393 с.
10. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей. – М. : МГУ, 2007. – 107 с.
11. Лэш, К. Вырождение спорта / К. Лэш [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www ruthenia. ru/ logos/ number/54/02/pdf.
12. Эльк, Ф. Современный спорт – религия рубежа тысячелетий? / Ф. Эльк// Отечественные записки. – 2006. – №6. – 80 с.
13. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2016. – 207 с.
14. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. – 174 с.
15. Спорт в США. Посещаемость: ходят ли в Америке на европейский футбол? [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.mk.ru /sport/2014/12/20/sport-vssha-poseshhaemost.html.
16. Сделано в Скандинавии // Итоги, 2011. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itogi.ru/sport/2011/8/162224.html.
17. Бурк В. Спорт в Китае: история развития и современное состояние / В. Бурк //Наука в олимпийском спорте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/ab2f873c-746d-427a-9f89-642a1751eb6a.
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
19. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – №1. – С. 11-17.
20. Кряж, В.Н. Концепция учебного предмета «Физическая культура» в начальной и базовой школе / В.Н. Кряж. – Мн., 2003. – 16 с.
21. Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы / А.Г. Фурманов. – Мн.: Госкомспорт 2006. – 107 с.