ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
1.1 История и обществоведение как важные дисциплины в современной школе
1.2 Методы изучения истории и обществоведения на уроках
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
2.1 Проблемный метод как средство изучения истории и обществоведения
2.2 Методика использования проблемного метода на уроках истории и обществоведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С модернизацией белорусского образования возрастает роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К таким дисциплинам, прежде всего, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знаниями исторического опыта, позволяющими правильно оценивать современные общественно-политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения на события прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.
В процессе работы многие исследователи приходят к выводу, что процесс формирования личности нового типа учащегося тесно связан с формированием мыслительных навыков, развитие которых зависит от правильного выбора техник, средств, форм и методов обучения. Эффективность образовательного процесса в целом зависит от того, насколько успешно они формируются у школьников. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не освоивший методы мыслительной деятельности, постепенно переходит в разряд детей, которые терпят неудачу во всех своих начинаниях.
Применение проблемного метода в изучении истории и обществознания является важной формой деятельности в рамках развития подрастающего поколения. Основная идея данного метода заключается в том, что новые знания даются не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала – не объяснять, не показывать и не рассказывать все ясно и просто. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей таким образом, чтобы они сами задумывались о проблеме урока и объясняли, как действовать в новой обстановке.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него способность и желание учиться на протяжении всей жизни, работать в команде, уметь меняться и саморазвиваться через рефлексивную самоорганизацию.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к образовательной деятельности, активизацией познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении возможных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в освоении новых знаний, новых способов действий, умений и навыков [1, с.51].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
1.1 История и обществоведение как важные дисциплины в современной школе
Историческое образование в начальной и средней школе играет важную роль в образовательном процессе, способствуя формированию гражданских и патриотических качеств учащихся, их общекультурному развитию и социализации через приобщение к национальным и мировым культурно-историческим традициям, интеграции в исторически сложившуюся многонациональную и многоконфессиональную общность [5, с.88].
В процессе обучения учащиеся формируют яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, развивают понимание выдающихся личностей и ключевых событий прошлого. Знания о процессе становления и развития государственности в России, об исторически сложившихся культурных и национальных традициях и историческом пути народов России важны не только и не столько для формирования знаний о прошлом страны, сколько для понимания современных социальных процессов, происходящих в стране, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
В школе преподается много предметов в разных направлениях. Важны не только те, которые связаны с точными науками, но и те, которые связаны с обществом. Эти предметы – история и обществознание [4, с.102].
История занимает одно из особых мест, как в преподавании, так и в воспитании подрастающего поколения. Всем наверняка известно, что история – это универсальная наука, потому что объектом ее изучения является многообразие событий, явлений, фактов, имевших место в жизни человечества. Таким образом, можно сказать, что история формирует личность школьника, готовит его к жизни в меняющемся мире с учетом предыдущего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и настоящего гражданина.
Соотношение содержания исторического образования на уровнях основного и среднего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики этих ступеней [5, с.23].
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
2.1 Проблемный метод как средство изучения истории и обществоведения
До середины 50-х годов методы обучения изучались в основном с точки зрения педагогической деятельности, в то время как сущность учебно-познавательной деятельности учащихся оставалась вне поля зрения. Постепенно росло осознание того, что обучение – это бинарный, двусторонний процесс, что в изучении этого процесса одинаково важно исследовать как деятельность учителя, так и деятельность учеников. Появилось несколько концепций деятельности учащихся в процессе обучения. Бабанский, Ю.К. определяет, что одним из таких понятий является теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает суть когнитивной деятельности учащихся, а главное, описывает уровни когнитивной автономии, достигаемые различными методами. Таким образом, возникновение теории проблемного обучения обусловлено потребностями самого процесса обучения [3, с.105].
Сегодня под проблемным обучением понимается «такая организация обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством преподавателя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, приводящему к творческому освоению профессиональных знаний, умений и развитию мыслительных способностей». Говоря научным языком, понятие проблемного обучения связано с интенсификацией подготовки традиционных, что предполагает поиск резервов интеллектуального развития учащихся и, прежде всего, творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности [16, с.123].
В традиционном обучении учитель рассказывает ученикам о готовых знаниях: объясняет новый материал, показывает новые положения, поддерживает их примерами, иллюстрациями, экспериментами, достигает понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность учителя носит пояснительный и иллюстративный характер, а учитель становится переводчиком знаний, накопленных человечеством. Учащиеся воспринимают то, что передаётся им, думают, запоминают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы попытались рассмотреть теорию проблемного обучения, уделив особое внимание возможности применения некоторых ее элементов в процессе преподавания истории. Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух пунктах: они различаются по назначению и принципам организации учебного процесса.
В то время как целью традиционного типа обучения является усвоение результатов научного познания, вооружить студентов знаниями основ науки, научить их соответствующим навыкам и умениям, целью проблемного типа обучения является также усвоение самого способа получения этих результатов, формирование самостоятельной познавательной деятельности студента и развитие его творческих способностей.
Анализ литературных источников показал, что история и обществоведение представляют собой наиболее важные дисциплины школьной программы. Эти науки призваны оценить особенности формирования знаний детей об обществе и его особенностях. Эти два школьных предмета взаимосвязаны и образуют определенную систему представлений детей о функционировании мира и его определенных исторических особенностей.
Существует множество методов, которые отражают основные аспекты преподавания истории в школе. Существует несколько классификаций методов и приемов, которые отражают особенности развития и становления представлений о функционировании мира.
Основными методами преподавания истории являются такие как словесные, наглядные и практические, которые отражают всю специфику преподавания истории и обществоведческих дисциплин.
Нами были определены основные особенности применения метода проблемного обучения в рамках школьного обучения. проблемный метод обучения детей истории и обществознанию является современным методом изучения, который позволяет с разных сторон оценить определенное явление или событие. Оригинальность и разнообразие представляет собой особую форму активности, которая отражает наиболее оптимальные способы изучения истории и обществоведения.
1. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / С.И. Золотова. – М.: Флинта, 2005. – 62 с.
2. Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. – М.: Просвещение, 2018. – 150 с.
3. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский – Ростов-на-Дону: Государственный педагогический институт, 2010. – 167 с.
4. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 412 с.
5. Бордовская, Н. В. Педагогика / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. –304 с.
6. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. – М.: Академия, 2014. – С.12.
7. Василевский, В.И. Формирование мотивов познавательной деятельности личности / В.И. Василевский. – М.: Союз, 2016. – 298 с.
8. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д.В. Вилькеев – Казань: Наука, 2007. – 213 с.
9. Зильберман, Б.Г. Проблемная ситуация на уроках истории. // Совет мэктэбе. – 2009. – №5. – С. 16-18.
10. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания / И.А. Ильницкая. – М.: Знание, 2015. – 356 с.
11. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности / Е.В. Платонов. – СПб.: Знание, 2016. –190 с.
12. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 2016. – 296 с.
13. Кудрявцев, В.Т. О проблемном обучении / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 2016. – 80 с.
14. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М.: Академия, 2014. – С.20.
15. Матюхина, М. В. Воспитание у учащихся познавательной активности / К.Т. Патрина. – Волгоград.: Академия, 2006. – 219 с.
16. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 2018. – 290 с.
17. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Наука, 2011. – 211 с.
18. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. махмутов. – М.: Педагогика, 2012. – 398 с.
19. Методы обучения в современной школе: Сборник статей / Под ред. Н.И. Кудряшова. – М.: Академия, 2011. – С.60.
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
21. Смолкин, А.М. Активные методы обучения / А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 2012. – 150 с.
22. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2005. – С.41-42.
23. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование, 2016. – 352 с.
24. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2012. – 72 с.
25. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
26. Кондращенко А. И., Тупикова С. О. Применение на уроках истории технологии проблемного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2018/186104.htm.
27. Кудрявцев П. О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/kudryavcev-vt-problemnoe-obuchenie-istoki-suschnost-perspektivy_1bf8eda9ec0.html.