Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование процесса профессионального развития начинающего педагога
1.1 Сущность процесса профессионального развития педагога и его этапы
1.2 Педагогическое обеспечение профессионального развития начинающего учителя в учреждении среднего образования
Глава 2 Возможности профессионального развития начинающего учителя иностранного языка
2.1 Способы профессионального развития начинающих учителей
иностранного языка в учреждении среднего образования
2.2 Анализ состояния проблемы в профессиональной деятельности начинающих учителей иностранного языка ГУО «Смолевичская районная гимназия»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме профессионального развития начинающего учителя иностранного языка.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с повышением роли образования в современном мире и ростом потребности в педагогах, способных обеспечить удовлетворение этой потребности на разных ступенях образования. Согласно Докладу Всемирного банка (2018), учителя – это наиболее важный фактор, влияющий на обучение в школах. В то же время у них часто не хватает навыков или мотивации к эффективному преподаванию [1, с. 12].
Согласно статистическим данным ЮНЕСКО, подготовленным к Всемирному дню учителя – 2019 [12], привлечение молодых специалистов в педагогическую профессию является глобальной проблемой. Молодые учителя тысячами уходят из профессии по всему миру, поскольку их труд недооценивается. Для достижения образовательных целей Повестки 2030 в мире понадобится около 69 млн. новых учителей. При этом в 2017 г. в 34 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) количество молодых учителей, т.е. людей до 30 лет, составляло 13% на 1 ступени общего среднего образования, 11% на 2 ступени и 8% на третьей ступени. Поэтому темой Всемирного дня учителя – 2019 была выбрана «Молодые учителя: будущее профессии», чтобы привлечь внимание к оказанию помощи и поддержки начинающим учителям в освоении профессии [12].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА
1.1 Сущность процесса профессионального развития педагога и его этапы
Психологами [3, 6, 7] установлено, что принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Вместе с тем развитие личности в профессиональной деятельности происходит неоднозначно. С одной стороны, обеспечивается усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой стороны – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. В результате человек и профессия создают внутренне напряженную развивающуюся систему, развитие которой может привести либо к прогрессу личности как субъекта деятельности, либо к ее регрессу. Поэтому вопросы профессионального развития личности, обеспечивающего позитивное «приращение» в психике человека, ее обогащение, представляют значительный интерес для психолого-педагогической теории и практики.
Во все времена педагогическая профессия имела важное общественное значение. Поэтому вопросы профессионального развития педагога неоднократно выступали предметом научного анализа как в работах педагогов-классиков (Я.А. Коменский, А. Дистервег, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др.), так и в современных психолого-педагогических исследованиях (А.А. Деркач, А.К Маркова, Л.М. Митина и др.).
По мнению Н.В. Бордовской [15], в настоящее время в российской и зарубежной литературе нет единого, целостного понимания профессионального развития личности и личностного развития специалиста до уровня высокого профессионализма и мастерства. Анализ психолого-педагогической литературы позволил автору условно распределить психологические и педагогические исследования на две группы – личностного развития и профессионального развития специалиста с выходом на процессы интеграционного плана. При этом проблема профессионального развития и психологами, и педагогами рассматривается в контексте процессов профессионализации, профессиональной активности и профессионального становления.
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Способы профессионального развития начинающих учителей иностранного языка в учреждении среднего образования
Иностранный язык как учебный предмет в рамках общего среднего образования характеризуется определенными особенностями. У урока иностранного языка есть своя специфика, которую преподаватель иностранного языка не может игнорировать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком является приобщение к другой культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем укрепления потенциала межкультурной коммуникации.
Именно обучение, организованное на основе коммуникативных задач, обучение иностранному языку с использованием всех необходимых задач и методов, является отличительной чертой урока иностранного языка. Иностранная языковая коммуникация основана на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит активный характер, так как речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит решению задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения стараются решать реальные и мнимые задачи совместной деятельности с помощью иностранного языка. Активная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что профессиональное развитие педагога – рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений учителя, но главное — как активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.. И во многом именно учитель определяет качество предоставляемого им образования. Потому что действительно чему-то можно научиться только у учителя, который продолжает совершенствоваться на протяжении всей своей жизни.
Основными этапами профессионального развития педагога являются овладение профессией, профессиональная компетентность, самореализация и стагнация.
Педагогическое обеспечение профессионального развития начинающего учителя в учреждении среднего образования включает в себя множество форм и аспектов деятельности специалистов и сотрудников учреждения. Основными методами являются такие как психологическое и педагогическое сопровождение, методическое обеспечение и определенные способности групповой работы.
С целью выявления основных проблем адаптации и уровня способности к саморазвитию нами было проведено эмпирическое исследование (анкетирование). В исследовании приняли участие 8 педагогов. В ходе были получены следующие результаты:
Для молодых педагогов иностранного языка характерным является высокий уровень склонности к саморазвитию и профессиональному становлению.
1. World Development Report 2018 “Learning to realize education’s promise” [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.worldbank.org/en/publication/wdr2018.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
4. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 55–63.
5. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития учителя: стратегии, ресурсы, риски / Л.М. Митина – М.: Издательство «Академия», 2018. – 455 с.
6. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
8. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 752 с.
9. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
10. Учитель иностранного языка: мастерство и личность / Е. И. Пассов [и др.]. – М.: Просвещение, 1993. – 159 с. http://mybiblioteka.su/8-51399.html.
11. Пассов, Е.И. Методическое мастерство учителя: учеб. пособие / сост. Е.И. Пассов, Е. А. Морозова, Н. Е. Кузовлева; под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
12. Education International “World Teachers’ Day: young teachers and the future of education in the spotlight” [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.ei-ie.org/en/detail/16473/world-teachers%E2%80%99-day-young-teachers-and-the-future-of-education-in-the-spotlight.
13. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 376с.
14. Ангеловский, А.А. Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становления профессионала / А.А. Ангеловский // Известия Самарского научного центра РАО. – 2011. – Т. 13. – № 2 (3). – С. 512–521 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-lichnosti-psihologo-pedagogicheskie-i-sotsialno-filosofskie-faktory-stanovleniya-professionala.
15. Бордовская, Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Бордовская // Известия РГПУ. – 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-lichnostnoe-razvitie-buduschego-spetsialista-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema.
16. Панова, Н.В. Профессиональное развитие личности педагога / Н.В. Панова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2012. – №2 (117). – С. 101–106.
17. Безюлева, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г.В. Безюлева. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. – 2008. – 320 с.
18. Котова, С.А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя / С.А. Котова // Народное образование. – 2010. – №8. – С. 124–125.
19. Неустроева, Е.Ю. Проблемы начинающего педагога в период адаптации / Е.Ю. Неустроева // Проблемы педагогики. – 2016. – С. 73–76 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nachinayuschego-pedagoga-v-period-adaptatsii.
20. Хамидулина, Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально–экономических условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / / Н.А. Хамидулина; Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово, 2000. –20 с.
21. Круглова, И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В. Круглова. – М., 2007. – 178 л.
22. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
23. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
24. Зеер, Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. – 194 с. Пройдите по ссылке: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/20913/1/978-5-8050-0572-6.pdf.
25. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова [и др.] // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2015. – № 4. – С. 8–16.
26. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. – 513 с.
27. Глинский, А.А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении: учеб.-метод. пособие / А.А. Глинский. – М.: Академия последипломного образования, 2004. – 123 с.
28. Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bspu.by/ admin-panel/vendor/kcfinder/upload/files/klaster/The concept of teacher education.pdf/.
29. Условия поступления в БГПУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bspu.by/abiturientu/pravila-priema.
30. Проходные баллы 2020 [Электронные ресурсы]. – Режим доступа: https://adukar.by/news/prohodnye-bally-2020-byudzhetnaya-i-platnaya-forma-obucheniya.
31. Анкета «Способность к саморазвитию» Т.М. Шамова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/02/07/anketa-sposobnost-k-samorazvitiyu-dlya-uchiteley.
32. Анкета "Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов" (по Н.В. Немовой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/01/anketa-faktory-stimuliruyushchie-i-prepyatstvuyushchie-razvitiyu.