ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
1.2 Сквернословие у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.3 Особенности профилактики возникновения сквернословия у детей дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для педагогов по профилактике сквернословия у детей дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современное белорусское образование сегодня испытывает трудности в воспитании культуры личности ребенка. Используемую ненормальную лексику, можно слышать везде: в семье, на улице и даже в учебных заведениях. Некоторые эксперты говорят, что сквернословие уже стало частью учебной программы «народной культуры». На наш взгляд, это лояльное отношение общества, пример взрослых позволяет детям использовать сквернословие. Так, например, ругательства уже можно услышать не только от школьника, но и от ученика детского сада. Особую тревогу вызывает тот факт, что современные дети не испытывают негативного отношения к нецензурным речам: выражают себя и свободно общаются с теми, кто клянется в их присутствии. Нецензурная лексика является частью семейной и школьной жизни, разрушает внутренний мир человека.
Проблему нецензурной лексики изучали такие лингвисты-ученые как: В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.И. Эльконин, В.Н. Кудрявцев, Л.А. Венгер, Л.Ф. Обухова и т.д.
С.И. Ожегов в своем толковом словаре определяет термин «сквернословие» как речь, наполненную нецензурными, непристойными словами. Следует обратить внимание на то, что сквернословие исторически сложилось как защитное средство от эмоциональных потрясений. Точно так же использование в словарном запасе непристойных выражений обусловлено такими целями, как оскорбление, клевета, унижение, демонстрация отказа от социальных запретов, сигнализирование о своей принадлежности к определенной социальной группе; табу и т.д.
Скандальные и ругательные слова широко распространены в детском окружении, в том числе и в среде дошкольников. Осваивая родной язык, ребенок слышит и повторяет разные слова, в том числе непристойные. Просто невозможно защитить от них ребенка. Каждый ребенок в возрасте трех лет подобен губке, которая впитывает в себя всю информацию, которая его окружает, сквернословие не являются исключением. Источники могут быть разными: интернет, телевидение, речь взрослых и родителей, детский сад.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
Период развития детей дошкольного возраста характеризуется формированием основных личностно-психологических особенностей, именно в это время создаются предпосылки для формирования социальных и нравственных качеств личности. Социальная ситуация развития – интересы ребенка находятся в мире взрослых.
Ребенок дошкольного возраста активно развивает зрительное и творческое мышление, невообразимую память и формирует основы логического мышления. Формируется «символическая функция сознания», которая создает возможность решать задачи «для себя» во внутреннем плане. Наличие внутренней поддержки, признаков наличия реальных предметов и дает возможность детям решать достаточно сложные задачи в своем сознании, что необходимо для успешной учебной деятельности в первых классах школы [18, с.25].
В период с 5 до 7 лет ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый человек действует не только как конкретный человек, но и как образ. Этот возраст характеризуется периодом, когда сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста и становится значимым лицом общения. Дети этого возраста начинают воспринимать и себя, и другого, сверстника, в целом человека, проявлять к нему личное отношение [14, с. 135].
Старший дошкольник стремится участвовать в жизни общества в целом, прием в школу более доступен в его восприятии как способ реализации этого стремления. Ребенок стремится всеми возможными способами продемонстрировать, что он уже взрослый, что он много знает и понимает и что он или она хочет постоянно участвовать во взрослых разговорах, выражать свое мнение и даже навязывать его другим [22, с. 213].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СКВЕРНОСЛОВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
База практики: ДУО «Детский сад № 11» г. Гродно. В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет. Выборка составила 4 мальчика и 4 девочки. Также в исследовании приняли участие 5 воспитателей дошкольного учреждения в возрасте от 22 до 35 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: сквернословие дошкольников как педагогическая проблема.
Предмет исследования: особенности профилактики сквернословия у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: эмпирически обосновать особенности профилактики сквернословия у детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что что дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между детьми являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Сквернословие у детей представляет собой важную психологическую проблему, которая отражает особенности воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для родителей и педагогов данная проблема вызывает высокую обеспокоенность и требует более пристального внимания со стороны взрослых.
Профилактика сквернословия представляет собой малоизученную форму работы в рамках детского воспитания и, в конечном счете, формируется на основе таких показателей как формирование у ребенка определенного паттерна поведения и демонстрация собственного примера родителями и педагогами.
С целью формирования представлений об особенностях профилактики детского сквернословия в дошкольных учреждениях, нами было проведено эмпирическое исследование посредством наблюдения за детьми и беседы с педагогами. В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– наблюдение показало, что дети в основном не ругаются нецензурными словами;
– мнение педагогов также сходится с результатами наблюдения, они также утверждают, что дети редко используют сквернословие;
– основной реакцией педагогов на детское сквернословие является игнорирование с целью более скорого забывания детьми ситуации;
– основными способами профилактики являются такие как проведение бесед с детьми, проведение родительских собраний и формирование речевой культуры детей дошкольного возраста.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые формируют новые способы и формы деятельности по профилактике сквернословия в детской среде.
1. Боровик, О.В. Развитие ребенка в дошкольном возрасте: Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112 с.
2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. – М.: Академия, 2009. – 243 с.
3. Галянт, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности / И. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С.26-38.
4. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 22-23.
5. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 52-59.
6. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 21-27
7. Иванова, А.А. Развитие старших дошкольников / А.А. Иванова, Н.А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 136-138.
8. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С. 49-53.
9. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Академия, 2003. – 354 с.
10. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С.37.
11. Кудрявцев, Т.В. Развивающее воображение у детей дошкольного возрасте / Т.В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 77-83.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
13. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 271 с.
14. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2004. – 265 с.
15. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: Игры и упражнения / О.Е. Озерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192 с.
16. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / Воображение – В 2 т. – Т. 1 – М.: Академия, С.А. Рубинштейн. – 1999. – 344 – 360 с.
17. Скоробогатов В.А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. – М.: Союз, 2002. – 356 с.
18. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей: ил. - Серия «Психология детства» / Л.Ю. Субботина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 189 с.
19. Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С.1053-1055
20. Щербаков, А.И. Практикум по общей психологии / А.И. Щербаков. – М.: Академия, 2000. – 243 с.
21. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2006. – 376 с.
22. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.