ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты организации финансов бюджетных организаций
1.1 Понятие социальных услуг и специфика финансовых отношений в социальной сфер
1.2 Принципы финансирования бюджетных учреждений Республики Беларусь
1.3 Модели и индикаторы финансирования социальной сферы в контексте мирового опыта
2 Исследование формирования и использования финансовых ресурсов УГОДМГЦсК «Брак и семья»
2.1 Экономическая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ состава, структуры и динамики формирования и использования бюджетных средств организации
2.4 Эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств организации
3 Совершенствование формирования и повышения эффективности финансовых ресурсов УГОДМГЦсК «Брак и семья»
3.1 Сокращение расходов бюджетной организации
3.3 Использование экономико-математических методов при формировании финансовых ресурсов бюджетной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная сфера оказывает решающее воздействие на формирование национального человеческого капитала, который является важнейшим фактором экономического роста. Развитие социальной сферы непосредственно определяет уровень благосостояния населения.
Социальная сфера включает отрасли, подотрасли и виды деятельности, результатом функционирования которых является удовлетворение, в первую очередь, потребностей населения в охране здоровья, образовании, а также духовных и культурных потребностей. При этом объем и качество потребляемых социально-культурных услуг и оценка состояния соответствующих отраслей рассматриваются как один из важнейших показателей благосостояния и образа жизни населения, а такие показатели, как состояние здоровья, общеобразовательный, культурный и профессиональный уровень населения, являются, в свою очередь, одним из основных индикаторов, характеризующих степень развитости общества.
Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.
Современные социальные услуги носят субъектно-объектный характер, имеют сетевую направленность, осуществляются определенной системой с помощью различных средств, форм, методов и технологий. Их результат влияет на качество жизни индивида, группы и всего общества, видоизменяет характер социальных отношений в системах «человек-человек», «человек-общество», гармонизирует социумы и способствует повышению качества жизни в целом. Непрерывный процесс возникновения новых потребностей людей ведет к возникновению новых социальных услуг и совершенствованию или повышению качества уже освоенных. Эта динамика объективно ставит проблему исследования качества услуг, в том числе в системе социального обслуживания населения.
Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг и их ролью в социально-экономическом развитии страны. Суммы бюджетных ассигнований зависят от государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, социальных нормативов в натуральном и денежном выражении.
Для финансирования бюджетных учреждений бюджетных средств недостаточно. Поэтому для усиления финансирования отраслей этой сферы используют внебюджетные средства
В народнохозяйственном экономическом комплексе страны функционирует значительное количество бюджетных учреждений. Бюджетные организации – это организации, созданные государственными органами, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера.
1 Теоретические аспекты организации финансов бюджетных организаций
1.1 Понятие социальных услуг и специфика финансовых отношений в социальной сфере
Основу всякой экономики составляет производство различных товаров и услуг, которое происходит в процессе взаимодействия человека-работника с предметами и средствами труда. Если предметами труда выступают материально-вещественные продукты, то в результате производства создаются продукты, товары, имеющие вещественную форму. Если же предметом труда будет сам человек, то результатом такого воздействия может стать либо его поправившееся здоровье, либо приобретенная профессия, либо обогатившийся культурный уровень, т.е. расширенное воспроизводство человека или целой социальной группы людей. Для получения такого продукта нужны определенные затраты разной степени эффективности. Таким образом, в рамках этой деятельности также возникают экономические отношения, только в особой, социальной сфере.
Можно выделить три подхода к пониманию социальной сферы, которые сложились в учебной и научной литературе [35, с.54].
Первый, расширенный подход включает в социальную сферу все то, что служит объектом и средством реализации социальной политики. При такой трактовке в социальную сферу попадают не только здравоохранение, образование и т.п., но и природоохранная (экологическая) деятельность, и деятельность, связанная с семейными отношениями (браками – разводами), регулированием доходов, оказанием бытовых услуг.
Второй подход, суженный, представляет социальную сферу как комплекс отраслей, имеющих экономическую специфику, обусловленную производством особых, социальных благ и оказанием социальных услуг.
Третий подход к социальной сфере – узкий. Сторонники его ограничивают социальную сферу только деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите отдельных слоев населения [1, с. 16].
Социальная сфера – это совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др.
Сфера социальных услуг представляет собой часть системы действий в рамках социального обслуживания людей. В этой системе складывается статусно-ролевое взаимодействие тех, кто оказывает социальные услуги, и потребителей этих услуг.
Социальные услуги предусматривают помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2 Исследование формирования и использования финансовых ресурсов УГОДМГЦсК «Брак и семья»
2.1 Экономическая характеристика деятельности организации
Государственное Учреждение Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и семья» (УГОДМГЦсК «Брак и семья») начал функционировать c мая 1992 года согласно Постановлению Верховного Совета Республики Беларусь «О Национальной программе профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на Чернобыльской АЭС» от 01.02.1991 г. № 584-12.
УГОДМГЦсК «Брак и семья» зарегистрирован решением Гомельского областного исполнительного комитета от 04.06.2001 г. № 382 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400080850.
УГОДМГЦсК «Брак и семья» расположен по адресу Республика Беларусь, 246022, г. Гомель, ул. Кирова д.57,
Форма собственности организации: областная коммунальная, организационно-правовая форма: учреждение, субъект хозяйствования подчиняется Управлению здравоохранения Гомельского областного исполнительного комитета. Организация имеет статус юридического лица, расчетный счет, и другие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и другие круглые печати и штампы со своим наименованием, другие реквизиты юридического лица, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по обязательствам может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязательства быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс.
Учреждение Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и семья» (УГОДМГЦсК «Брак и семья») оказывает высокоспециализированную медицинскую помощь, организует и проводит мероприятия по профилактике, диагностике и лечению врожденных и наследственных заболеваний, по снижению их вклада в заболеваемость, смертность и инвалидность, медицинскую помощь женщинам и супружеским парам с нарушениями репродуктивной функции, консультативную помощь по вопросам планирования семьи.
Основными направлениями работы УГОДМГЦсК «Брак и семья» являются:
• пренатальная диагностика врожденных пороков развития (ВПР) и предупреждение рождения детей с тяжелой врожденной патологией хромосомными аномалиями;
• ранняя диагностика выявления причин мужского и женского бесплодия, лечения бесплодия супружеских пар;
• диагностика и профилактика опухолей женской репродуктивной системы.
3 Совершенствование формирования и повышения эффективности финансовых ресурсов УГОДМГЦсК «Брак и семья»
3.1 Сокращение расходов бюджетной организации
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие.
Здоровье населения во многом определяет возможность развития и реализации человеческого капитала, призванного содействовать устойчивому социально-экономическому развитию нашей страны. Поэтому оздоровление населения и формирование эффективной системы здравоохранения являются одним из приоритетов государственной политики.
Наиболее масштабно долгосрочный прогноз социальной сферы представлен в Программе социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы [3].
На сегодняшний день развитие системы здравоохранения в Белорусии является одним из приоритетных направлений работы правительства страны. В связи с этим разрабатываются приоритетные национальные проекты, направленные на повышение состояния здоровья населения. Важной задачей является обеспечение населения доступной медицинской помощью.
На современном этапе развития белорусской системы здравоохранения достигнуты значительные результаты в области повышения качества и доступности медицинской помощи, использования высоких медицинских технологий, оптимизации финансовых потоков в системе здравоохранения.
Вместе с тем данные успехи реализуются на фоне таких общемировых негативных тенденций как депопуляция и старение населения, рост заболеваемости и смертности трудоспособного населения, требующие увеличения объемов оказания медицинской помощи, разработки и внедрения современных методов лечения и профилактики, и как следствие постоянный рост расходов на развитие здравоохранения.
На протяжении ряда лет в Республике Беларусь наблюдается увеличение объемов расходов консолидированного бюджета на развитие здравоохранения [4].
Таким образом, размер бюджетных средств, направляемых для компенсации затрат организаций здравоохранения на предоставление бесплатной медицинской помощи, ежегодно увеличивается.
В последние годы отмечается рост объемов платных медицинских услуг. Однако данное увеличение обеспечивается в первую очередь за счет оказания медицинской помощи иностранным гражданам на платной основе.
В то же время большая часть граждан страны приоритетнее в полной мере пользуются своим правом (закрепленным в Конституции Республики Беларусь) на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных стандартов в государственных учреждениях здравоохранения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная сфера – это совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др.
Государственное Учреждение Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и семья» (УГОДМГЦсК «Брак и семья») начал функционировать c мая 1992 года.
Основными направлениями работы УГОДМГЦсК «Брак и семья» являются:
• пренатальная диагностика врожденных пороков развития (ВПР) и предупреждение рождения детей с тяжелой врожденной патологией хромосомными аномалиями;
• ранняя диагностика выявления причин мужского и женского бесплодия, лечения бесплодия супружеских пар;
• диагностика и профилактика опухолей женской репродуктивной системы.
Наблюдается увеличение расходов по всем статьям. Так, увеличилась заработная плата рабочих и служащих – на 42,80 тыс. руб., соответственно увеличились и начисления на заработную плату – на 1277 тыс. руб. Оплата командировок увеличилась на 0,03 тыс. руб., транспортных услуг увеличилась на 0,31 тыс. руб., услуг связи увеличилась на 0,04 тыс. руб., оплата коммунальных услуг – на 14,63 тыс. руб., прочие расходы выросли на 25,27 тыс. руб., приобретение предметов снабжения и расходных материалов увеличилось на 251,15 тыс. руб.
Наибольший темп роста демонстрируют прочие расходы – в 2,6 раза, статья приобретение предметов снабжения и расходных материалов – 138,2 % и статья оплата коммунальных услуг – 132,6 %. Данные изменения вызваны увеличением расходов на ремонт и повышением тарифов на услуги ЖКХ.
Наибольший удельный вес в структуре расходов УГОДМГЦсК «Брак и семья» в 2018 году занимает заработная плата рабочих и служащих – 41,23 %, далее следует приобретение предметов снабжения и расходных материалов – 38,90 % и начисления на заработную плату – 14,02 %.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом финансирование УГОДМГЦсК «Брак и семья» из бюджета увеличилось на 440,1 тыс. руб., или 27,9 %. В 2018 году процент выполнения по смете составил 99,99 %, в 2019 году процент выполнения по смете снизился на 0,05 % и составил 99,94 %.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом и 2017 годом наблюдается положительная динамика роста внебюджетных доходов УГОДМГЦсК «Брак и семья» (увеличение на 172,82 тыс. руб., или 12,8 %). В 2017-2019 гг. процент выполнения по смете составил 100 %, что свидетельствует о повышении доходности деятельности УГОДМГЦсК «Брак и семья».
1 Аганбегян, А. Г. Об альтернативном подходе к финансированию здравоохранения и других отраслей социальной сферы / А. Г. Аганбегян // Деньги и кредит. – 2015. – № 9.
2 Алешин, С. М. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях / С.М. Алешин, В.П. Нефедов. – М., 2015.
3 Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др. – 5-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2017.
4 Андриевская, Е. Внебюджетные средства в вопросах и ответах / Е. Андриевская // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6.
5 Боброва, А. Г. Государственное регулирование социальной сферы и пути его совершенствования / А.Г. Боброва, Н.Н. Щербина // Наука и инновации. –2016. – № 4.
6 Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412–З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Республики 28 июня 2008 г.: вступ. в силу с 1 янв. 2009 г. – Минск: Амалфея, 2013.
7 Возмилкина, Е. Н. Фандрайзинг в социальной сфере/ Е.Н. Возмилкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11.
8 Воробей, Г.А. Комментарий к Бюджетному кодексу Республики Беларусь / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2015.
9 Горбацевич, М. А. Развитие социальных услуг в стационарных и нестационарных учреждениях / М. А. Горбацевич, Т. Н. Фёдорова // Охрана труда и социальная защита. – 2015. – № 6.
10 Государственные финансы: учеб. пособие для вузов / Г.К. Мультан [и др.]; под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005.
11 Данилов, Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учеб. пособие / Е.Н. Данилов. – Минск: Экоперспектива, 2018.
12 Данилов, Е. Анализ финансирования бюджетных учреждений / Е. Данилов // Бюджетные организации. – 2018. – №4.
13 Ермолович, М. Л. Финансирование социальной сферы: подходы к реформированию / М.Л. Ермолович // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 3.
14 Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11.11.1999 г. № 322-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15 Инструкция о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания: утв. Постановлением М-ва труда и соц. защиты Респ. Беларусь 26.01.2013 № 11 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16 Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь: утв. Постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь 31.12.2008 № 208 (в ред. Постановления М-ва финансов Респ. Беларусь от 13 ноября 2015 г. № 54) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17 Инструкция о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций: утв. Постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь 30.01.2009 № 8 (в ред. постановления М-ва финансов Респ. Беларусь 17.10.2013 № 66) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
18 Макроэкономика: социально ориентированный подход: учеб. для вузов / [Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кажуро и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2016.
19 Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 - 2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2016 № 73 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21 Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2009 г. № 404 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22 О разработке Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 27 июня 2003 г. № 863 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 74.
23 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.belstat.gov.by. –
24 Подрезенок, Г. П. Правовые меры, принятые в Республике Беларусь за последние годы для обеспечения прав граждан в социальной сфере / Г. П. Подрезёнок // Право.by. – 2015. – № 5.
25 Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь 19.07.2013 № 541 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
26 Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие для вузов / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2015.
27 Седельник, О. Н. Информационные технологии в социальном секторе, опыт России в Беларуси / О. Н. Седельник // Экономика и управление. – 2017. – № 3.
28 Столицына, Т.Г. Повышение эффективности использования бюджетных средств / Т.Г. Столицына, – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2016.
29 Социальный заказ как инструмент социальной политики: обзор зарубежного опыта / авторы- составители М.А Щеткина, Т.И. Костюкович, Л.К. Злотников, Н.В. Ефременко. – Минск: Представительство ООН/ПРООН в Республике Беларусь, 2009.
30 Тарасевич, Ж. К. Предпринимательство в социальной сфере / Жанна Тарасевич // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 7.
31 Финансовая диета: реформы государственных финансов Беларуси / К.В. Рудый [и др.]; под науч. ред. К. В. Рудого. – Минск: Звязда, 2016.
32 Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие/ М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 2012.
33 Фисенко, М. К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М. К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2018.
34 Хотинская, Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятия сферы услуг): учеб. пособие для вузов / Г. И. Хотинская, Т. В. Харитонова. – М.: Дело и сервис, 2017.
35 Шавель, С. А. Императивы развития социальной сферы / С. А. Шавель // Социология. – 2015. – № 2.
36 Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы: учеб. пособие / С.В. Шишкин. – М.: ГУ ВШЭ, 2015.
37 Экономика и управление социальной сферой: учебник для бакалавров / Под ред. д. э. н., проф. Е. Н. Жильцова, д. э. н., проф. Е. В. Егорова. – М.: Дашков и К, 2015.
38 Экономика и управление социальной сферой: практикум для реализ. содерж. образ. прогр. высш. образ. 1 ступени / И.А. Кузменкова, Е.А. Слюсарева. – Гомель: БТЭУ, 2014.
39 Якубович, В.И. Финансы социальной сферы: курс лекций / В.И. Якубович. – Минск: БГЭУ, 2016.
40 Янбарисова, Д.Р. Программно-целевой метод планирования и финансирования как инструмент повышения эффективности федеральных расходов / Д.Р. Янбарисова //Инновационная наука. – 2016. – № 8.