ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность воображения как психологического процесса
1.2 Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста
1.3 Руководство играми со строительным материалом в дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
2.1 Констатирующий этап исследования
2.2 Игра со строительным материалом как средство развития воображения дошкольников
2.3 Контрольный этап исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования различных психических функций ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие предметной деятельности, налаживание навыков общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мышления, внимания, памяти, а также воображения.
Диагностика воображения в дошкольном возрасте представляет собой сложный процесс, при котором необходимо выявить, какой уровень воображения характерен для конкретного ребенка и какие методы по ее развитию можно применить.
Развитие воображения способствует развитию в дальнейшем творческих способностей в целом. В современном мире более всего нуждаются в людях, которые проявляют высокий уровень креативности и творческих способностей. По этой причине, внимание развитию воображения уделяется уже в дошкольном возрасте, разрабатываются программы по повышению уровня развития воображения, упражнения, игры и т.д.
Актуальность исследования. Проблема процесса развития воображения у детей дошкольного возраста привлекает пристальное внимание со стороны психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологии науки и педагогической практики ставят новые вопросы в ее изучении. Один из них – это вопрос о процессе развития воображения у детей дошкольного возраста.
Игры со строительным материалом игры являются таким типом игр, в которых очень велика роль детской инициативы, самодеятельности. В процессе руководства строительными играми возможно решение важных воспитательных задач: развитие детской инициативы и творчества, художественного вкуса, умения планировать свою деятельность.
Педагогическое руководство строительными играми детей открывает новые возможности в развитии детей. Постановка перед детьми постепенно усложняющихся задач, использование различных строительных материалов позволяют знакомить детей с их свойствами, с разными способами соединения деталей.
Проблемой развития воображения в дошкольном возрасте занимались многие ученые и исследователи, такие как О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.В. Заика и т.д. Данные ученые в своей работе выявляли особенности диагностики воображения у детей дошкольного возраста и особенности его развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность воображения как психологического процесса
Воображение представляет собой особую форму психики человека, т.к. оно выполняет функции «посредника» между восприятием, мышлением и памятью. Воображение способствует развитию творческого потенциала человека. Культура, как духовная, так и материальная является продуктом воображения и творчества человека. Воображение соединяет в памяти человека прошлое, настоящее и будущее [6, с. 21].
Воображение направляет свою активность на практическую деятельность человека. Именно образ материальной вещи, которую он хочет создать, активизирует практическую деятельность человека. Именно способность представлять конечный итог своей работы, позволяет человеку вести целенаправленную и продуктивную деятельность [12, с. 365].
Воображение помогает человеку в решении его повседневных задач, сочетая в себе все имеющиеся сведения и углубляет познавательный процесс. Человек в своей деятельности постоянно познает окружающий мир, изменяет его посредством представления будущего результата своих действий.
При планировании своей деятельности человек поначалу знакомится с образом предмета, строит его мысленную модель, а впоследствии воспроизводит, если хочет создать подобную вещь. Однако, если человек создает предмет, которого еще не было, то можно говорить о том, что в данном процессе участвует воображение [20, с. 190]. Таким образом, процесс воображения возникает, когда человек придумывает что–то новое, что ранее не существовало.
Образы, которые возникают, когда при включении воображения, включают в себя как уже привычные предметы и явления, так и образы и факты, которые ранее не существовали. Причиной их возникновения могут быть определенные желания, будущие представления и т.д.
Как считает Р.С. Немов, воображение – это способность представить реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и производить с ним определенные действия [13, с. 165].
Л.Н. Коган А.Г. Спиркин утверждал, что «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании восприятий и психических ситуаций, которые никогда не воспринимались человеком в целом» [9, с. 265].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
2.1 Констатирующий этап исследования
Целью данной курсовой работы является изучить особенности процесса развития воображения у детей дошкольного возраста посредством игр со строительным материалом. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).
Для осуществления эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
– тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной;
– методика «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева.
Тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной [18].
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что–либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8–9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что–то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5–7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3–4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воображение – это способность представить реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и производить с ним определенные действия. Воображение направляет свою активность на практическую деятельность человека. Воображение связано со всеми сторонами жизни человека, его предыдущим опытом, особенностями функционирования познавательных, интегративных и иных функций. Воображение тесно взаимосвязано с такими психическими процессами как восприятие и мышление.
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между коллегами являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Воображение является важнейшим психическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение ребенка начинает развиваться в конце раннего детства. В первой половине дошкольного возраста преобладает репродуктивное воображение ребенка. В более старшем дошкольном возрасте репродуктивное воображение. К старшему дошкольному возрасту воображение становится независимым от внешней деятельности. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание плана, его планирование и реализацию; это становится особой деятельностью, становится фантазией; ребенок учится технике и способам создания образов; воображение превращается во внутренний план, нет необходимости в визуальной поддержке для создания изображений.
Целью данной курсовой работы является изучить особенности процесса развития воображения у детей дошкольного возраста посредством игр со строительным материалом. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).
1. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М., 2008. – 56 с.
2. Боровик, О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112 с.
3. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. – М., 2009. – 243 с.
4. Галянт, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности / И. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С.26 –38.
5. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. – 2–е изд., доп.– М.: Просвещение, 1976. – 76 с.
6. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 22–23.
7. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 52–59.
8. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2007. – №16. – С. 32
9. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 21–27
10. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А.А. Иванова, Н.А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 136–138.
11. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С. 49–53.
12. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: пособие для воспитателей детского сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
13. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2003. – 354 с.
14. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С.37.
15. Кудрявцев, Т.В. Развивающее воображение / Т.В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 77–83.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
17. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 271 с.
18. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 2004. – 265 с.
19. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: Игры и упражнения / О.Е. Озерова. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 192 с.
20. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / Воображение – В 2 т. – Т. 1 – М., С.А. Рубинштейн. – 1999. – 344 – 360 с.
21. Скоробогатов В.А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. – М.: Союз, 2002. – 356 с.
22. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей: ил. – Серия «Психология детства» / Л.Ю. Субботина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 189 с.
23. Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого–педагогической литературе / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С.1053–1055
24. Щербаков, А.И. Практикум по общей психологии / А.И. Щербаков. – М., 2000. – 243 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
26. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб., 2006. – 376 с.