ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и функции игры в образовательном процессе
1.2 Характеристика развития эстетического вкуса детей младшего школьного возраста
1.3 Роль и значение игр в процессе развития эстетического вкуса детей младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности эстетического вкуса детей младшего школьного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций по использованию игр в процессе развития эстетического вкуса детей младшего школьного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие эстетического вкуса это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития его способности видеть красоту окружающего мира и творить ее. Она начинается с первых лет жизни. Эстетический вкус представляет собой очень широкое понятие. Он включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, жизни, искусству. Однако знания в области искусства настолько многогранны и уникальны, что выделяются из общей системы эстетического образования как ее особая часть. Воспитание учащихся младшего школьного возраста с помощью искусства является предметом художественного воспитания. В свою очередь, развитие эстетического вкуса является частью общего образования младших школьников. Это особенно тесно связано с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой жизни и искусства не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Одно из важных мест в развитии учащихся младшего школьного возраста занимает игровая деятельность.
Игра – это своего рода социальная практика ребенка. К.Д. Ушинский отметил, что игры для детей, живущих в разных условиях, разнообразны: «У одной девушки куколка готовит, шить, стирает, гладит, другая спешит в театр или на вечеринку, третья бьет людей, открывает копилку, считает деньги». Учащиеся младшего школьного возраста многому учатся в игре: проясняют знания об окружающей среде, приобретают организаторские навыки, преодолевают робость, учатся готовиться к игре, развивают речь, воображение. В игре, как и в любой другой деятельности, ребенок развивает активность, самостоятельность, инициативу, развивает логику и мышление, ребенок развивается эстетически, физиологически, психически, психически, а также психологически, в том числе игра оказывает непосредственное влияние на нравственное и эстетическое развитие ребенка младшего школьного возраста
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и функции игры в образовательном процессе
Играя, ребенок присваивает себе опыт человеческой деятельности. Но на этом пути его ждут многочисленные препятствия и трудности объективного, но часто субъективного характера. Так, взрослые, забывая о том, какими они сами были в младенчестве, о том, что их интересует и волнует, довольно часто вмешиваются в игры ребенка или вообще останавливают его, считая это розыгрышем и шуткой. А ребенок, кстати, усваивает самые важные операции человеческой деятельности – распознавание и распознавание, координацию его движений и действий, выражение чувств и т.д. А ребенок, кстати. Делая это, ограничивая любые активные полезные действия ребенка, взрослые через год-два будут удивляться, почему их ребенок вырастает пассивным, замкнутым, удивительно неуклюжим и необъяснимым [11, с. 121].
Детскую игру воспринимают не только люди, далекие от детской педагогики, от сути и функции игры в воспитательном процессе психологии, но и уважаемые составители наших словарей и справочников В.И. Далем и С.И. Ожегов, где можно прочитать, что играть – значит шутить, веселиться, делать что-то ради забавы, от скуки; играть – шутить, веселиться, веселиться, проводить время в каком-то занятии, которое служит для развлечения, отдыха. В Советском энциклопедическом словаре 1985 года мы читаем издание: «Игра – это своего рода непроизводительная деятельность, мотив которой не в ее результатах, а в самом процессе». Однако позже в той же статье мы пишем об игре: «Она важна в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Рассматривая теорию игр, В.И. Петрова делает справедливый вывод, что игра старше утилитарной деятельности. Она служит средством подготовки к труду, копирования взрослых, овладения деятельностью детьми. Исторически сложилось так, что игра – это дитя труда [17, с. 76].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности развития эстетического вкуса детей младшего школьного возраста
Целью исследования является раскрыть особенности использования игр в процессе развития эстетического вкуса детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста. Исследование осуществлялось поэтапно.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 учащихся младшего школьного возраста (в возрасте 7-8 лет). Учащиеся 1 классов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №8 города Лиды».
На основании рассмотренного исследования Е.С. Галанжиной, А.В. Тутолмина выделим критерии и показатели сформированности эстетических представлений у младшего школьного возраста:
1) когнитивный критерий и показатель – умение построить образ или ряд образов на заданную эстетическую тематику;
2) эмоционально-чувственный критерий и показатель – способность выявить и описать чувства, эмоции созданного образа;
3) деятельностный критерий и показатель – умение способность преобразовывать созданный образ в соответствии с эстетическими категориями «красота», «созидание».
На основе выделенных показателей можно определить уровни сформированности эстетических представлений у учащихся младших классов: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Приведем характеристику этих уровней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть детской игры заключается в том, чтобы играть роль, когда различные объекты реальности, окружающие ребенка, «оживают» и даже «разговаривают». «Продуктом» детских игр является то или иное изменение и развитие возникающих личностных качеств. Важнейшей задачей учителя является вовлечение детей в такие игры, которые способны овладеть системами человеческих отношений. Эти игры имеют особенно важное психическое содержание. Систематическая организация детских игр, их постепенное усложнение педагогом, обогащение их содержания может привести к формированию необходимых личностных новообразований. Игры предоставляют ученику роль творца; с точки зрения объекта воспитания и обучения игры переводят его в положение субъекта деятельности, что свидетельствует о новом качестве образовательного процесса.
Развитие эстетического вкуса является чрезвычайно важным направлением в общем воспитании ребенка младшего школьного возраста. Развитие эстетического вкуса – это целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к реальности в человеке. Процесс развития эстетического вкуса ребенка младшего школьного возраста включает: эстетическое образование, художественное образование, эстетическое самообразование и самообразование.
В процессе различных игр под руководством педагога решаются задачи развития эстетического вкуса детей младшего школьного возраста, любовь и стремление к прекрасному, умение видеть и находить его развивается, в окружающей жизни – в природе, в искусстве, в работе и делах людей формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.
В данной главе работы была проведена диагностика уровня сформированности развития эстетического вкуса у учащихся младшего школьного возраста. Исследование осуществлялось поэтапно. В работе для осуществления диагностики были применены следующие критерии: когнитивный критерий и показатель – умение построить образ или ряд образов на заданную эстетическую тематику; эмоционально-чувственный критерий и показатель – способность выявить и описать чувства, эмоции созданного образа; деятельностный критерий. В результате получены следующие результаты.
1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2012. – 287 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 345 с.
3. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – Владос-Пресс-Москва, 2012. – 160 c.
4. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 298 с.
5. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2011. – 315 с.
6. Дремов, А.К. Основы эстетического воспитания / А.К. Дремов. – М., 2015. – С.128.
7. Жданова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей / Т.В. Жданова // Ребенок в детском саду. – 2015. – №2. – С.62.
8. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник / Е.Н. Землянская. – Юрайт - Москва, 2015. – 508 c.
9. Зубарева, К.Е. Хрестоматия по эстетическому воспитанию / К.Е. Зубарева. – М.: Высшая школа, 2016. – 150 с.
10. Крушельницкая, О.И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. – Сфера-Москва, 2014. – 505 c.
11. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. 2007. – 240 с.
12. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. – М.: Педагогика, 2002. – 183 с.
13. Максакова, В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников / В.И. Максакова. – Владос-Москва, 2012. – 240 c.
14. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. Пособие для учителей / А.Я. Михайлова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 c.
15. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Немецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 192 c.
16. Петрова, В.И. Домашний труд младшего школьника / В.И. Петрова. – М.: Учпедгиз, 2014. – 907 c.
17. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – Мозаика-Синтез. 2007. – 80 с.
18. Скатерщиков, В.С. Об эстетическом вкусе / В.С. Скатерщиков. – М.: Знание, 2015. – 320 с.
19. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
20. Фортова, Л.К. Сущность эстетического воспитания / Л.К. Фортова, О.А. Горбунова // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 839-842.
21. Щукина, Л.С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе: Автореферат на соискан. уч. степ. кандидат культурологии. – Саранск. – 2006. – 166 с.