ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Экологическое образование как одно из современных психолого-педагогических проблем
1.2 Анализ программ по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
1.3 Игра как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста на материале растительного мира
Выводы по первой главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
По сей день существует проблема развития содержания экологического образования, которое должно быть направлено, во-первых, на ознакомление дошкольников с культурным опытом человечества, отражающим отношения между человеком, обществом и природой; во-вторых, позволит сформировать систему общеобразовательных действий на комплексной основе.
Экологическое образование – это формирование сознательного восприятия окружающей среды человеком, который верит в необходимость бережного отношения к природе и разумного управления ее богатствами и природными ресурсами.
Использование игры как формы организации обучения и воспитания, сознательное облачение процесса обучения и воспитания в форму игры известно на протяжении многих веков. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С. Тикеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менжирицкая и другие.
Экологические игры – это форма, экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включенности.
Основные задачи воспитателя при использовании им экологической игры состоят в следующем: формировании системы знаний о природе; мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; коммуникативных умений и навыков.
Анализ методической литературы показывает наличие великого множества экологических игр. Так, исследованиями в области изучения экологического воспитания дошкольников в рамках игр на материале растительного мира занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых можно выделить таких как Т.А. Анцыперова, Л.К. Бобылева, Н.И. Бодракова, И. Веревкин, Т.В. Волосникова и т.д. Данные исследователи в рамках своих работ выявляли особенности экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста посредством игр на основе материала животного и растительного мира.
Объект исследования: экологическое образование дошкольников.
1 ГЛАВА. ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Экологическое образование как одно из современных психолого-педагогических проблем
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с рядом глобальных экологических проблем, которые привели к ухудшению качества жизни и здоровья людей, поставив под сомнение существование жизни на Земле.
Людей необходимо учить жить и работать в гармонии с окружающей средой. Это может быть достигнуто за счет качественной трансформации существующей практики экологического образования и экологического образования в стране.
В настоящее время в педагогической науке ведутся интенсивные исследования путей и средств совершенствования экологического образования.
Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованной Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1970 году. Экологическое образование – это процесс и результат приобретения систематических знаний, навыков и знаний в области воздействия на окружающую среду, экологических условий и последствий изменения окружающей среды [17, 281].
Каропа Г. Н. определил экологическое образование как непрерывный процесс образования, воспитания и развития личности, направленный на нормализацию системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде [7, c. 12].
Сластенин B. А. отмечает, что «экологическое образование является не частью образования, а новым смыслом и целью современного образовательного процесса, уникальным средством сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации» [16, c 78].
Экологическое образование – это формирование бережного, бережного отношения к природе и всей жизни на Земле, развитие понимания вечной ценности природы, готовности к рациональному использованию природных ресурсов, к участию в сохранении природных ресурсов и жизни в целом [2, c. 123].
1.2 Анализ программ по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
Экологическое образование детей – это новое направление в педагогике, которое развилось в последние годы и пришло на смену знакомству с природой, традиционно представленному в учебной программе. Для изучения вопроса использования игры в экологическом развитии детей необходимо проанализировать современные учебные программы по разделам – экологическое образование и игры.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой [12, с. 64] включает в себя раздел «Ознакомление с природой» с групп раннего возраста, а также раздел «Игра».
Содержание программы по ознакомлению с живой природой представлено в трех аспектах, отражающих важнейшие биологические закономерности: разнообразие животного и растительного мира, рост и развитие растений и животных, зависимость жизни живых существ от факторов окружающей среды. Предлагается формировать представления о природе различными методами и средствами, соответствующими возрасту детей.
В младшем дошкольном возрасте ставят следующие задачи:
- формировать у детей представления об отдельных, ярких, часто встречающихся явлениях природы ближайшего окружения;
- воспитывать интерес и бережное отношение к растениям и животным, желание ухаживать за ними, умение любоваться.
Авторы отмечают, что в процессе игровой деятельности у детей развивается интерес к окружающему, пытливость, стремление узнать свойства природных материалов, с которыми они играют, побуждать сравнивать, различать, называть их.
Старший дошкольный возраст:
- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о растениях ближайшего окружения, о домашних и диких животных, об условиях жизни живых существ, о сезонных явлениях в природе;
- формировать обобщенные представления на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
1.3 Игра как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста на материале растительного мира
Как утверждается в психологических и педагогических исследованиях, ведущим видом деятельности для ребенка дошкольного возраста является игра. Игрой называется такой вид непродуктивной деятельности, цель которой проявляется не в результатах, а в самом процессе. Для малышей игра, которая зачастую в педагогических методических пособиях имеет название «спутника детства», являет собой главное содержание жизнедеятельности, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с практикой и познанием окружающего. Мотив этой деятельности заключается не в результатах, а в самом процессе.
В играх задействованы все стороны личности ребенка: малыш совершает движения, говорит, воспринимает окружающую действительность, размышляет, строит планы; в течение игры задействованы все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются проявления воли и эмоций.
Именно эта форма деятельности облегчает ребенку вхождение в социальную среду; играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра – путь поиска ребенком–дошкольником самого себя в коллективе сверстников, повторение социальной практики, доступной пониманию [21].
Играя, дети обучаются общению со сверстниками. Игра – главная сфера общения для детей: в ней они пытаются решать проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы. В игре детьми познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений. Именно в процессе игры дети дошкольного возраста «получают возможность быть максимально самостоятельными, общаться по своему желанию с ровесниками, собственными силами реализовывать и углублять свои знания и умения» [22, с. 74].
В игре «в наибольшей степени воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь товарищу, может возникнуть чувство коллективизма, проявиться ответственности за свои действия. Игра также есть средство воздействия на таких детей, у которых проявляются эгоизм, агрессивность, обидчивость, робость» [10, с. 45].
Работа педагога–воспитателя с детьми дошкольного возраста предполагает использование разнообразных игр: дидактических, творческих, сюжетно–ролевых, подвижных и т.д.
Выводы по первой главе
Экологическое образование – это непрерывный процесс образования, воспитания и развития личности, направленный на нормализацию системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Содержание экологического образования определяется системой и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями.
Анализ следующих современных учебных программ по разделам – экологическое образование и игры: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др.; программа экологического образования Республике Беларусь. Позволил сделать вывод о том, что данные программы во многом схожи, однако есть принципиальные отличия, которые отражают специфику экологического образования в конкретной стране. В каждой программе отражена возможность использовать игру в ознакомлении дошкольников с природой.
Игры с экологической направленностью имеют особое значение в системе работы по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Экологические игры, которые могут рассматриваться как важное средство формирования базовых экологических знаний и экологической культуры в целом. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, тем самым делая их живыми и интересными для детей. Игра на материале растительного мира в основном направлены на получение специфических знаний о растениях, их систематизацию. Игра на материале растительного мира способствует не только приобретению знаний об объектах и явлениях природы, но и обучению навыкам, необходимым для бережного и неразрушительного обращения с окружающей средой. Через игру дети учатся: любить, знать, беречь и умножать. В практике работы по экологическому воспитанию дошкольников наряду с играми рекомендуется также использовать разнообразные игровые обучающие ситуации. Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций: с игрушками разного типа: используются игрушки–аналоги: животные, птицы, рыбки, растения; с использованием литературных персонажей; типа «путешествия»: путешествия в зоопарк, на ферму, фотоохота в лесу, посещение картинной галереи (выставки), прогулка в лес. Таким образом, с помощью игр и игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.
1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 94 с.
2. Дерябко С. Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин. Ростов–на–Дону: «Феникс», 2006. – 480 с.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. // В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуткович // изд. 3–е, переработанное – СПб., Детство – Пресс, 2001
4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А. Дрязгунова. – М., Просвещение, 1981
5. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева. – М.: Педагогика, 2014. – С. 34
6. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 2006. – 491 с.
7. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа. – Мн.: НМО, 2016, с.70 – 99.
8. Квасцова Л. С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л.С. Квасцова, Н.А. Фролова // Биология в школе. 2014. – №3. – 85 с.
9. Климцова Т. А. Экология в начальной школе / Т.А. Климцова // НШ. 2016. – №6. –96 с.
10. Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика: авто.реф. дисс. доктора пед. наук. / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург, 2016. – 46 с.
11. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова. – Минск, Асар, 1996
12. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Гном и Д , 2008- 136 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М., Просвещение, 1987
14. Саморукова П. Игры детей / П.Саморукова / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение, 1983
15. Симонова Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Симонова // Ролевые игры по охране природы в средней школе. – М., 2016. – 139 с.
16. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе / Л.П. Симонова. – М.: «Академия», 2018. – 234 с.
17. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
18. Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь–справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2014. С. 281.
19. Токмакова Н. Животворные ключи / Н. Токмакова // Дошкольное воспитание, 1994, №7 в
20. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/W21934601p_1569618000.pdf.
21. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников / Л.М. Хафизова // Начальная школа, 2015. – №3. – 174 с.
22. Шульженко А. К. Экологическое воспитание: Европейский опыт. Учебное пособие / А.К. Шульженко. – М., 2003. – 115с.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., Педагогика, 1978