ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1.1 Экологическое образование как одна из современных психолого-педагогических проблем
1.2 Анализ программ по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
1.3 Игра как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста на материале животного мира
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, прежде всего, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Актуальность этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета экологических и биологических закономерностей, интенсивным ростом населения планеты.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи между обществом и природой – научно обоснованному и гуманистически ориентированному, человечество должно заботиться о сохранении природной среды, естественной для его среды обитания и выживания. Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической ориентации человечества на природу.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у него экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, что породило новое направление в образовании – экологическое.
Игра на материале животного мира является ведущей деятельностью дошкольного периода, и под ее влиянием формируется личность ребенка. Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что игра – это своеобразная форма отношения ребенка к тому содержанию, которое в ней воплощено. С помощью игры происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра оказывает стимулирующее воздействие на психическую активность дошкольников, что является условием более эффективного обучения.
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и развлекательного начал), экологические игры дают детям возможность оперировать знаниями заключенных по своему содержанию.
Экологические игры помогают ребенку увидеть уникальность и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что необоснованное вмешательство в природу может привести к серьезным проблемам [1, с.153].
Глава 1. Психолого-педагогические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста
1.1 Экологическое образование как одна из современных психолого-педагогических проблем
Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет жизни ребенка – это период быстрого роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и умственных способностей, начало формирования личности. Достижение первых семи лет – это формирование самосознания: ребенок выделяется из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу родственников и знакомых, сознательно ориентироваться в окружающем предметном – естественном мире.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, с помощью взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский рассматривал природу как источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли [2, с.39].
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природных знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьев и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, как ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Именно на дошкольном этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о различных формах жизни, т.е. формирует основу экологического мышления и сознания, закладывает исходные элементы экологической культуры. Но это происходит только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: они понимают общие для всех людей проблемы и переживают за них, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить с ним отношения.
1.2 Анализ программ по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
При анализе образовательных особенностей экологического образования необходимо в рамках своей деятельности обратиться к вопросу программ, которые в своей основе содержат аспекты экологического образования. К примеру, можно рассмотреть программу Н.Н. Кондратьева «Мы».
В этой программе представлены элементы экологической культуры, доступные дошкольникам. Ядро ее содержания – экологические представления о животных, растениях, людях как о живых существах. Особенностью программы является то, что в ней природа представлена как ценность, а гуманное отношение к животным – как этический принцип поведения человека. Осваивая эти идеи, ребенок понимает необходимость экологически правильного отношения к природе.
Важность такого отношения переживается через то, что ребенок живет всей палитрой гуманных чувств к природе. Важной составляющей содержания является умение выполнять разнообразные экологически ориентированные действия в природе. В целом, программа способствует экологическому воспитанию ребенка, что является естественным результатом его приобщения к экологической культуре в процессе экологического образования.
Экологическое образование дошкольника выражается в гуманном и ценном отношении к природе, основными проявлениями которого являются:
- доброта к живым существам;
- эмоциональную восприимчивость к их состоянию;
- интерес к природным объектам;
- желание взаимодействовать с ними в позитивном ключе, учитывая их характеристики как живых существ;
- желание и способность заботиться о жизни, создавать необходимые условия для жизни.
1.3 Игра как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста на материале животного мира
Анализ литературы показал, что многие ученые определяли понятие «игра». Старое определение игры как любой вид деятельности ребенка, не преследующий результатов, выявляет все виды детской деятельности, эквивалентные друг другу.
Крайне важно научиться познавать природу через игры, которые вызывают эмоциональную реакцию, влияют на формирование правильного отношения к объектам природы. Экологические знания, которые вызывают у детей эмоциональную реакцию, с большей вероятностью вступают в их самостоятельную игровую деятельность, становятся ее содержанием, а не знаниями, которые затрагивают только интеллектуальную сторону личности дошкольника [8, с.204].
Анализ литературных источников показал, что в игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от визуально эффективного мышления к элементам вербального и логического мышления. Именно в игре ребенок развивает свои способности и создает системы обобщенных типичных образов и явлений, преобразуя их психически.
В игровой деятельности задумываются и выделяются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игровой деятельности зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы работы и обучения. Использование игровых техник, дидактических игр делает обучение в этом возрасте соответствующим характеру ребенка. Игра непосредственно влияет на умственное развитие ребенка. В ней дети учатся новым навыкам, умениям и знаниям. С помощью игры усваиваются правила человеческого общения. Вне игры невозможно достичь полноценного нравственного и волевого развития ребенка, отсутствует воспитание личности [9, с.15].
Экологические игры – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании специальных игровых мероприятий участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
В психолого-педагогической литературе основными задачами педагога при использовании экологической игры являются: формирование системы знаний о природе; формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности на природе; формирование коммуникативных навыков и умений [10, с.23].
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А. // Детский сад от А.до Я. – 2009. – № 1. – С. 152–158.
2. Бобылева, Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 38–43.
3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И. // Детский сад от А. до Я. – 2008. – № 6. – С. 104–109.
4. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н. // Детский сад от А. до Я. – 2008. – № 6. – С. 101–103.
5. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В. // Дошкольная педагогика. – 2005. – №6. – С.16 – 20.
6. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А.// Детский сад от А. до Я. – 2008. – № 6. – С. 6–22.
7. Микляева, Н. В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
8. Моисеева, Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2011. – №2. – С. 203–210.
9. Николаева, С. Типовая модель экологического воспитания / Николаева С. // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С.14–20.
10. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н. // Педагогика. – 2007. – №5. – С. 22 – 27.
11. Саво, И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: учебно–методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. – 560 с.
12. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное. пособие для студентов вузов, обучающих по направлению 540600 (050700) – Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна. – 2–е изд., стер. – М: Академия, 2008. – 208 с.
13. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет / Соломенникова О. А. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 104 с.
14. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А. Суркина. – Саратов: Изд–во «Саратовский источник», 2011. – 103 с.
15. Федорова, Т.Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении / Федорова Т. Т., Хайруллина Р. Р.// Современный детский сад. – 2010. – № 3. – С. 19–22.
16. Янакиева, Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Янакиева Э. К.// Современный детский сад. – 2008. – № 8. – С. 49–54.
17. Программа экологического образования дошкольников «Мы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/ekologicheskoe–obrazovanie–detey–starshego–doshkolnogo–vozrasta–sredstvami–igri–3573423.html.
18. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream.pdf.