ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности развития навыка пересказа в онтогенезе
1.2 Характеристика особенностей формирования навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3 Направления логопедической деятельности по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Обоснование этапов работы по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи по методике В.К. Воробьевой
2.2 Применение на практике работы по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников воспитателей, методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Связная монологическая речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ. Развитие связной монологической речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в дошкольном учреждении, а потом и в школе.
Только обладая хорошо развитой связной монологической речью, ребенок дошкольного возраста может давать развернутые ответы и рассуждения, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Формирование связной монологической речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
Изучением проблемы развития навыков пересказа у детей дошкольного возраста занималось большое количество исследователей: Т.Б. Филичева, М.М. Алексеев, Е.Ю. Климонтович, В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, А.А. Катаева и др.
Проблемой формирования навыков пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи формирование навыков пересказа или развития связной монологической речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. А именно целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности развития навыка пересказа в онтогенезе
В научной и методологической литературе соответствующие выступления рассматриваются как подробное изложение смысла, которое включает ряд логических и сопутствующих предложений по коммуникации и взаимопониманию. С.Л. Рубинштейн считает, что связной речью является «адекватность конструкции речи говорящего или писателя с точки зрения ее понятности слушателю или читателю» [18, с. 170]. Исходя из этого, главной характеристикой связной речи является степень ее понятности собеседнику.
Связанная речь – это речь, которая отражает все существенные аспекты ее смысловой, содержательной части. В методологической литературе определение термина «связная речь» используется в следующих значениях:
– процесс, деятельность говорящего человека;
– конечный результат, продукт деятельности;
– название раздела, посвященного развитию речи [4, с. 204].
Связанная речь представляет собой семантически и структурно интегрированное целое, включающее взаимосвязанные и тематически взаимосвязанные завершенные сегменты.
Основной функцией связной речи является коммуникация, которая осуществляется в двух основных формах, монологической и диалогической, каждая из которых имеет свои особенности, определяющие характер способа их формирования. Как правило, в лингвистических формах. В их оппозиции рассматриваются психологические исследования диалога и монологических форм речи. Они отличаются, прежде всего, коммуникативной ориентацией, языковым происхождением и психологической природой [12, с. 154].
Диалоговая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование выступления одного собеседника с последующим выслушиванием другого и последующим выступлением. Важно, чтобы собеседники по диалогу всегда знали, что обсуждается, и не нуждались в доработке своих мыслей и заявлений. Речь во время устного диалога происходит в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой и интонацией. Отсюда и лингвистический дизайн диалога.
Рассмотрим более подробно концепцию монологической речи. Монологическая речь – это связное и логически построенное высказывание, относительно длинное и не рассчитанное на немедленную реакцию собеседника. Поэтому в данном случае монологическое утверждение содержит более полную формулировку информации и является более детализированным по структуре.
Выводы по первой главе
Согласованная монологическая речь неразрывно связана с диалогом в плане формирования речевых навыков у дошкольников. Развитие связной речи напрямую влияет на повышение умственных способностей, способствует развитию социальных контактов. Успешное развитие одной формы речевой коммуникации напрямую влияет на развитие другой. Этот взаимо определяющий аспект используется в процессе дошкольного образования детей для их полноценного развития. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста с общим отставанием в развитии можно выделить следующие особенности навыков пересказа. В разговоре, при составлении сюжета по данной теме, картины, серии тематических картинок, указываются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, отсутствие основных событий, повторение отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, делая сюжет на бесплатную тему с элементами творчества, они используют в основном простые маленькие информативные предложения. Сохраняются трудности с планированием их выступлений и выбором соответствующих языковых инструментов.
В процессе формирования умений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать тот факт, что не все упражнения направлены непосредственно на развитие связной речи. Часть коррекционных упражнений рассчитана на обогащение, уточнение словарного запаса дошкольников. Некоторые упражнения формируют грамматически и структурно правильное построение фраз. Данный аспект не имеет прямого отношения к развитию связной речи во время пересказа. Тем не менее, лексико-грамматический фактор является важным в построении правильного связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и с речевыми нарушениями. Это обусловлено тем, что без правильного лексического и грамматического строя невозможно добиться развернутого, последовательного грамотного в языковом отношении высказывания.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Обоснование этапов работы по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи по методике В.К. Воробьевой
В практической деятельности логопеды широко возможности наглядных моделей при формировании навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На занятиях применяют методику составления описательного рассказа Т.А. Ткаченко, методику пересказа текста цепной организации В.К. Воробьевой, линейно-сюжетного рассказа Л.Н. Ефименковой. Методика В.К. Воробьевой части применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для повышения эффективности формирования навыков пересказа.
Содержание методики развития связной речи В.К. Воробьевой:
I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
Формирование ориентировочной основы действий по распознаванию образцов связной речи.
Развитие ориентации в знаках сюжета требует последовательного решения сначала эмоциональной, затем на ее основе мыслительной задачи, а затем лингвистической. В соответствии с этим определяется следующая последовательность речевой терапии, которая включает в себя два этапа:
– этап формирования ориентации в семантической целостности сюжета;
– этап формирования ориентации в языковых средствах сюжета.
На этапе формирования ориентации в семантической целостности сюжета дети учатся сравнивать и различать нормализованное связное сообщение с различными вариантами нерегулярной речи. На этапе формирования ориентации в языковом смысле у детей возникает задача сопоставить два стандартных образца связной речи, в которых одно и то же сказано по-разному (наиболее удачным материалом для реализации намеченной цели являются парные загадки, в которых в разной речевой форме сказана одна и та же тема).
Выводы по второй главе
В результате проведения указанных видов работ дети начинают овладевать закономерностями смысловой и языковой организации связной повествовательной речи и начинают осознавать, нарушение каких правил приводит к «поломке» программы высказывания и к трудностям понимания такой речи. Предложенные варианты работ на занятиях по формированию связной речи, ка правило, очень нравится детям, заинтересовывает их. В системе работы по формированию навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для достижения положительных результатов целесообразно использовать наглядно-графические схемы на занятиях, и рассказы цепной структуры, с помощью которых решаются многие задачи в направлении – связная речь. В процессе формирования умений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать тот факт, что не все упражнения направлены непосредственно на развитие связной речи. Часть коррекционных упражнений рассчитана на обогащение, уточнение словарного запаса дошкольников. Некоторые упражнения формируют грамматически и структурно правильное построение фраз. Данный аспект не имеет прямого отношения к развитию связной речи во время пересказа. Тем не менее, лексико-грамматический фактор является важным в построении правильного связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и с речевыми нарушениями. Это обусловлено тем, что без правильного лексического и грамматического строя невозможно добиться развернутого, последовательного грамотного в языковом отношении высказывания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласованная монологическая речь неразрывно связана с диалогом в плане формирования речевых навыков у дошкольников. Развитие связной речи напрямую влияет на повышение умственных способностей, способствует развитию социальных контактов. Успешное развитие одной формы речевой коммуникации напрямую влияет на развитие другой. Этот взаимо определяющий аспект используется в процессе дошкольного образования детей для их полноценного развития. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста с общим отставанием в развитии можно выделить следующие особенности навыков пересказа. В разговоре, при составлении сюжета по данной теме, картины, серии тематических картинок, указываются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, отсутствие основных событий, повторение отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, делая сюжет на бесплатную тему с элементами творчества, они используют в основном простые маленькие информативные предложения. Сохраняются трудности с планированием их выступлений и выбором соответствующих языковых инструментов.
В процессе формирования умений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать тот факт, что не все упражнения направлены непосредственно на развитие связной речи. Часть коррекционных упражнений рассчитана на обогащение, уточнение словарного запаса дошкольников. Некоторые упражнения формируют грамматически и структурно правильное построение фраз. Данный аспект не имеет прямого отношения к развитию связной речи во время пересказа. Тем не менее, лексико-грамматический фактор является важным в построении правильного связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и с речевыми нарушениями. Это обусловлено тем, что без правильного лексического и грамматического строя невозможно добиться развернутого, последовательного грамотного в языковом отношении высказывания.
В результате проведения указанных видов работ дети начинают овладевать закономерностями смысловой и языковой организации связной повествовательной речи и начинают осознавать, нарушение каких правил приводит к «поломке» программы высказывания и к трудностям понимания такой речи. Предложенные варианты работ на занятиях по формированию связной речи, ка правило, очень нравится детям, заинтересовывает их.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2008. – 158 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь – 5-е изд. / Л.С. Выготский – М.: Изд-во «Лабиринт», 2007. – 352 с.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература. – СПб.: Лань., 2003. – 656 с.
6. Глухов, В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи / В.П. Глухов // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. – М., 2003. – С. 39.
7. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов. // Дефектология. – 2004. – С.58-62.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
9. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. – 2007. – №6. – С.34-39.
10. Климонтович, Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи / Е.Ю. Климонтович // Школа здоровья. – 2006. – №2. – С. 55-58.
11. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана / Н.Н. Капышева // Логопедия. – 2004. – №2. – 45 с.
12. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
13. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи / Т.А. Ладыженская. – М., 2008. – 75 с.
14. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
15. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. – М., 2009. – С. 5-12.
16. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М., 2010. – 319 с.
17. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева // ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2009. – 235 с.
19. Селивестров, В.И. Игры в логопедической работе с детьми. / В.И. Селиверстов // Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
20. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2000. – №10. – С.16.
21. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Гном-Пресс», 2009. – 80 с.
22. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2008. – 67 с.