ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие «лексическая сторона речи» и ее развитие в онтогенезе
1.2 Особенности развития лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Развитие лексической стороны речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир»
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методы и приемы работы по развитию лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Речь является одним их важнейших компонентов всестороннего развития личности ребенка и выступает фактором его развития и социализации. Через речь люди обмениваются информацией, взаимодействуем друг с другом. Освоение родного языка как средства и способа общения и познания является одним из важнейших приобретений учащегося в процессе обучения, поэтому развитию речи следует уделять особое внимание. Требования современной действительности подразумевают, что дети должны владеть грамотной, коммуникативной речью.
Теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической, а также медицинской литературы показал, что о важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А. А. Бодалев [3], А. А. Брудный [5], Л. П. Буева [6], JI. C. Выготский [8], Г. В. Колшанский [11], А. А. Леонтьев [14], М. И. Лисина [16]). Так, речевое развитие учащихся занимает значительное место в системе образования, а ее существенной частью по праву считается накопление словаря.
Развитие лексической стороны речи ребенка начинается в дошкольном возрасте. Ребенок усваивает первые слова и понятия и начинает свободно оперировать ими в своей речи. Развивать лексическую сторону речи необходимо и в школьном возрасте, так как это помогает повысить эффективность обучения, позволяет легче общаться со взрослыми и сверстниками, легче организовывать и проводить образовательную и свободную деятельность от школьной. Словарь учащихся с тяжелыми нарушениями речи характеризуется рядом особенностей: уменьшенный объем пассивного и активного словаря, ограниченное использование обобщающих слов, неточное освоение смысла понятий, особенно абстрактных, трудности при обогащении словаря. Все эти особенности не позволяют учащимся с тяжелыми нарушениями речи полностью усвоить изучаемый предмет.
Учебный предмет «Человек и мир» – это учебный предмет, для которого характерно обилие природоведческих понятий, которые трудно усваиваются учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Формирование словаря требует специально организованной коррекционно-педагогической работы, которая способствует предупреждению неточного освоения терминологии и программного содержания учебного предмета, и которая учитывает особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие «лексическая сторона речи» и ее развитие в онтогенезе
С учетом постоянного увеличения числа учащихся младшего школьного возраста с нарушениями речи, проблема формирования лексического строя речи занимает важнейшее место в современной логопедии. А вопрос о методике развития и коррекции лексической стороны речи становится одним из самых актуальных.
Лексика (от гр. lexikos – «словарный») – это словарный состав языка. Под лексической стороной речи исследователи понимают словарь (слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности) [14, с. 122].
Именно лексическая сторона речи обеспечивает богатый словарный запас и является составляющей практически всех основных форм психических процессов. Развитый словарный запас это один из главных показателей высокого уровня речевого развития у детей. Поэтому наличие нарушений в формировании словарного запаса не позволяет считать детскую речь достаточно сформированной.
Лексическая сторона речи включает активный и пассивный словарь. В активный словарный запас включаются те слова, которые применяются в речи или в письме. Активный словарь отличается от пассивного словаря. К пассивному словарю можно отнести слова, которые понимаются человеком, но пока еще не могут использоваться в ежедневной речи.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатый словарь является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению [7, с. 74].
Выводы по главе 1
1. Лексическая сторона речи – это словарь или слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Лексическая сторона речи включает активный и пассивный словарь. Формирование и совершенствование словарного запаса как основы для его дальнейшего развития выходит на первый план речевого развития ребенка. Речевое развитие ребенка начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всего его жизненного пути. Развитие лексики в онтогенезе напрямую связано со включенностью ребенка в окружающую действительность.
2. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети, у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Особенностью лексики детей с тяжелыми нарушениями речи является замедленный темп развития слова и качественное своеобразие его структуры. У детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно долго происходит накопление словаря. У таких детей активный словарь оказывается бедным, недостаточным, искаженным, наблюдаются трудности в формировании и развитии словаря, что мешает дальнейшему обучению детей.
3. Учебная программа по предмету «Человек и мир» разработана с учетом особенностей речевого и неречевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Предмет «Человек и мир» в контексте социализации школьников специальной школы путем обогащения их связей с окружающим миром занимает особое место среди других дисциплин, так как этот предмет позволяет педагогам работать над обогащением и активизацией словаря, над формированием грамматически правильной фразы, над развитием разговорной, диалогической и монологической речи, а это позволяет помогает школьникам овладеть речью как средством общения.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Исходя из цели работы, было проведено экспериментальное исследование с учащимися интегрированного класса в ГУО «СШ № 6 г. Бреста». В исследовании принимало участие 9 человек, учащихся 3 «А» класса – учащиеся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. Список детей с речевыми нарушениями представлен в Приложении А.
Были поставлены задачи для диагностики лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи экспериментального исследования:
1. Подобрать диагностические задания для исследования уровня активного и пассивного словаря у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2. Провести исследование уровня сформированности активного и пассивного словаря у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3. Проанализировать результаты исследования.
Были использованы методы изучения уровней сформированности словарного запаса (М. А. Поваляева) [18].
Задание № 1. Классификация понятий.
Цель: исследование сформированности словарного запаса.
Материал: 30 картинок с изображениями животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта (6 групп понятий).
Процедура обследования. Ребенку предлагаются картинки. Задача ребенка – отобрать картинки, относящие к одной группе и назвать понятие, обозначающее группу картинок. Ребенок должен дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
Инструкция: Перед тобой ряд картинок с различными изображениями. Разложи картинки по группам и скажи, как эта группа называется.
Выводы по главе 2
1. Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что у учащихся младшего школьного возраста лексическая сторона речи находится на недостаточном уровне развития. В результате проведенного исследования установлено, что преимущественно у детей с тяжелыми нарушениями речи преобладает средний уровень развития активного и пассивного словаря. Учащиеся в процессе выполнения заданий допускали ряд ошибок в процессе обобщения понятий или классификации предметов по общему признаку. Также можно отметить, что у детей достаточно маленький словарный запас, т.к. в процессе выполнения задания дети называли небольшое количество признаком предметов, а если и называли, то им требовалась помощь со стороны взрослого. Можно также сказать, что ученики младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи не были активны в процессе выполнения заданий. У некоторых можно отметить затруднение при соотнесении действий с профессиями людей.
2. На заключительном этапе проделанной работы предложены методы и приемы работы по развитию лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир». На уроках важно использовать разнообразные по содержанию игры и упражнения. Были выделены игры и упражнения, которые способствуют развитию пассивного и активного природоведческого словарного запаса учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в рамках учебного предмета «Человек и мир». Эти игры и упражнения повысят эффективность работы по развитию словаря. Также рекомендовано применение методов словарной работы, подбор синонимов к словосочетаниям, работа над антонимами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с тяжелыми нарушениями речи не активны в процессе общения, то это сказывается на формировании лексической стороны речи. В речи детей с тяжелыми нарушениями речи очень часто встречаются неточное употребление слов, парафазии. Особенностью лексики детей с тяжелыми нарушениями речи является замедленный темп развития слова и качественное своеобразие его структуры. У детей достаточно долго происходит накопление словаря. Общее речевое развитие занимает важное место в обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи и в значительной мере зависит от объема словарного запаса и умения привлекать его в различных ситуациях. У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи активный словарь оказывается бедным, недостаточным, искаженным, наблюдаются трудности в формировании и развитии, словаря, что мешает дальнейшему обучению детей.
В результате проведенного экспериментального исследования уровня сформированности лексической стороны речи у учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи было установлено, что у учащихся преобладает средний и низкий уровень развития активного и пассивного словаря, следовательно, лексическая сторона речи у таких учащихся находится на среднем уровне. В процессе выполнения диагностических заданий, учащиеся с тяжелыми нарушениями речи допускали ряд ошибок, чувствовали неуверенность в процессе выполнения, им требовалась помощь со стороны взрослого. Учащимися были допущены ошибки в процессе обобщения понятий, классификации предметов по общему признаку. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи выявлен достаточно развитый словарный запас. У некоторых учеников были отмечены затруднения при соотнесении действий с профессиями людей.
Учебная программа по предмету «Человек и мир» разработана с учетом особенностей речевого и неречевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Предмет «Человек и мир» в контексте социализации школьников специальной школы путем обогащения их связей с окружающим миром занимает особое место среди других дисциплин, так как этот предмет позволяет педагогам работать над обогащением и активизацией словаря, над формированием грамматически правильной фразы, над развитием разговорной, диалогической и монологической речи, а это позволяет помогает школьникам овладеть речью как средством общения. На уроках важно использовать разнообразные по содержанию игры и упражнения.
1. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениям речи / Программа для специальных дошкольных учреждений / Авторы-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск, 2007. – 280 с.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1964. – С.87
3. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении / В. В. Гладкая. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 112 с.
4. Грищенкова, О. В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О. В. Грищенкова // Сборник трудов, посвящённых 30-летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2. – Минск : БГПУ, 2006. – С. 66–75.
5. Дудников, А.В. Современный русский язык : учебник для филологических специальностей вузов союзных и авт. респ. / А.В. Дудников. – М. : Высш. шк., 2000. – 214 с.
6. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 2008. – 210 с.
7. Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – М. : Академия, 2002. – 176 с.
8. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – 3-е изд., исправленное. – М. : Академия, 2007. – 198 с.
9. Кондакова, М. В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М. В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29–30.
10. Кривовязова, Н. Д. Обучение в 1 классе : учеб.-метод. пособие / Н. Д. Кривовязова, И. Н. Ясова. – М. : НМ Центр, 2008. – 68 с.
11. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривовязова. – Минск : Зорны верасок, 2011. – 215 с.
12. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 2005. – 69 с.
13. Матвеева, О. Р. Предпосылки повышения качества содержания учебников и учебных пособий для детей с особенностями психофизического развития / О. Р. Матвеева // Веснiк адукацыі. – 2008. – № 5. – С. 22–25.
14. Пантелеева, Л. А. К вопросу об усвоении учебной лексики младшими школьниками с системными нарушениями речи / Л. А. Пантеллева // Логопедия. – 2005. – № 2 (8). – С. 40–45.
15. Программа для СДУ. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи / Ю. Н. Каслякова, Л. Н. Мороз. – М., 2007. – 280 с.
16. Серединская, О. Х. Курс «Человек и мир» как средство социализации младших школьников : в спец. шк. / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. –2000. – № 1. – С. 60–66.
17. Серебрякова, Н. В. Формирование лексики у младших школьников / Н. В. Серебрякова. – Питер : Наука. – 2006. – 196 с.
18. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
19. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I – IV классы) / Л. Ф. Спирова // Науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 2000. – 192 с.
20. Сб. программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. 1–5 классы : сб. программ / Научно-методическое учреждение Национальный институт образования ; под ред. Т. В. Примаченка. – Минск : НИО, 2008. – 143 с.
21. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – №1. – С. 45–49.
22. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2006. – 176 с.