ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНОКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.1. Психолого-педагогические аспекты восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений
1.2. Беседа как метод формирования у дошкольников понимания литературных произведений
1.3. Методический аспект проведения беседы для ознакомления старших дошкольников с литературными произведениями
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БЕСЕДЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
2.1. Констатирующий этап исследования
2.2. Содержание и методика проведения беседы для формирования у дошкольников понимания литературных произведений
2.3. Контрольный этап исследования, анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Люди стали меньше читать художественную литературу, что создает прямую угрозу развитию языковой культуры. Отсюда огромная ответственность и значимость работы педагогов, которые занимающихся обучением языку, формированием грамотной речи подрастающего поколения.
Задача дошкольного образования, отмечает Л.М. Гурович, – подготовить основу литературного образования ребенка, которое активно будет продолжено в начальной школе. В дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей с художественной литературой большой вклад внесли Е.И. Тихеева, В.А. Флерина, О.И. Соловьева, Л.А. Пеньевская, Н.С. Карпинская и др.
Основным «инструментом» педагога и воспитателя в литературном образовании ребенка дошкольного возраста становится детская книга. Ей всегда отводилась роль основного средства умственного, нравственного и эстетического воспитания, средства создания целостной картины мира у детей, развития словесного творчества. Художественное слово, воплощенное в произведении, предоставляет ребенку возможность знакомиться с готовыми языковыми формами, вербальные характеристики образа героев.
В исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др. отражены особенности восприятия ребенком дошкольного возраста художественного произведения. Н.С. Карпинская характеризует этот процесс как активный, как деятельность сопереживания героям с «эффектом личного участия» в происходящих событиях.
В дошкольном детстве происходят серьезные изменения в литературном развитии ребенка. Если прежде восприятие художественных текстов ребенком не отделялось от других видов его деятельности, от игры, то в период от 3-х лет ребенок уже переходит к стадии собственного отношения к искусству.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНОКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1.1. Психолого-педагогические аспекты восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений
Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
В процессе восприятия художественного произведения дошкольник по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Рассматривая эстетическое восприятие, как специфическое познание объективной действительности, происходящее в форме художественных образов, А. В. Запорожец научно обосновал, что в дошкольном возрасте начинает складываться особая система эмоциональных и познавательных процессов, которая формирует у ребенка эстетическое отношение к действительности, восприятие художественного произведения через «вхождение в образ», «действие в образе» («содействие», «соучастие», «сопереживание») (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже), в этом случае может рассматриваться как один из приемов воспитания дошкольников будущими творческими читателями [12].
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БЕСЕДЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
2.1. Констатирующий этап исследования
Выявление начального уровня сформированности представлений о художественной литературе у старших дошкольников проводилось на базе детский сад. В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы детского сада. По 10 дошкольников в контрольной и экспериментальной группе.
Для выявления литературных предпочтений родителей и их детей, а также особенностей восприятия ребенком книги было проведено анкетирование родителей.
В результате анкетирование среди родителей выяснилось:
- родители редко покупают детям книги (основной «подарок» – это игрушки, сладости);
- совместное чтение детской художественной и познавательной литературы происходит довольно редко, только несколько родителей обсуждают с детьми прочитанное;
- не одна семья не записана в детскую библиотеку.
Анализ анкет родителей позволил отметить, что 75% родителей стараются регулярно читать детям, но читают в основном сказки, 5% читают с детьми познавательные книги, 10% родителей обсуждают с детьми прочитанные произведения. Остальные ограничиваются чтением вслух. 75%, родителей плохо ориентируются в книжных новинках, представление о – книгах для детей дошкольного возраста у них ограничено небольшим количеством авторов, знакомых самим с детства. 30% родителей указали, что сами читают дома. Все опрошенные родители (100 %) хотели бы, чтобы их дети любили читать книги, однако не имеют четкого представления, как этого добиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 811 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебю пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 400 с.
3. Беленькая, Л.И. Социально-психологическая типология читателей детей / Л. И. Беленькая. — М.: Книга, 1979. — 24 с.
4. Беспалов, В.М. Психология чтения: учеб. Пособие / В.М. Беспалов. — Москва: МГУКИ, 2010. — 200 с.
5. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учебное пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. заведения / З. А. Гриценко. — М.: Педагогика, 2007. — 301 с.
6. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
7. Дошкольное образование: метод. указания по выполнению курсовых и дипломных работ для студентов педагогических специальностей /сост.: С.А. Дерман [и др.]; под общ. ред. Н.Г. Дубешко. — Барановичи: РИО БарГУ, 2010. — 54 с.
8. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения: избранные психологические труды в 2 т. / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — С.66 — 77.
9. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. — М., 1972. — 149 с.
10. Кузьменкова, Е. Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет / Е. Кузьменкова, Т. Рысина. — М.: Чистые пруды, 20005 — 32 с.
11. Куксова, Н. А. Художественное чтение в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. А. Куксова. — Мн. : Унивеситетское, 2001. — 157 с.
12. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев – М.: НПФ Смысл, 2012. – 392 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина – М.: Академия, 2007. – 640 с.
14. Новикова, Т.А. Воспитание дошкольника как читателя /Т.А. Новикова. — Дмитров: Издательский дом «Вести», 2010 — 20 с.
15. Петропавловская, Л. В. Определение уровня сформированности представлений дошкольников о художественной литературе / Л. В. Петропавловская // Дошк. педагогика. — 2009. — №8. — С. 12 — 14.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой: практ. рук. для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / сост. Н. А. Королёва. — Барановичи : РИО БарГУ, 2013. — 68 с.
17. Смирнова, О.Е. Детская психология / О.Е. Смирнова – Спб.: Питер, 2017. – 304с.
18. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. — М.: Академия, 2006. — 256 с.
19. Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя / Ю. Тюнников // Дошкольное воспитание. — 2005 — №9 — С.31 — 38.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.