ВВЕДЕНИЕ
Деятельность детей в детском саду разнообразна. Она позволяет им поддерживать свой интерес к другим аспектам деятельности, осуществлять всестороннее восприятие окружающей действительности. Одним из основных видов детской деятельности является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребенка является одной из составляющих его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности, творчество, воображение, художественную направленность в развитии личности.
Творческая деятельность детей средствами художественного дизайна – это творческий труд ребенка с использованием различных материалов, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения повседневной жизни (игры, работа, подарок маме, отдых). Работая с изделиями из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические навыки, расширяя при этом свой кругозор. Он развивает фантастическое представление о возможностях предметов, учится проектировать и моделировать, находить неожиданные применения.
По своей природе детское конструирование больше похоже на визуальную деятельность и игру – оно также отражает окружающую действительность. Под детским дизайном принято понимать создание различных конструкций из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. В процессе ознакомления детей с различными видами изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, прояснение знаний об окружающей среде: социальных явлениях, природе и т.д.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что развитие конструктивных навыков дошкольника происходит посредством включения его в различные виды деятельности, в том числе и в русло художественного дизайна. Изучение особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что в дошкольном возрасте детей интересуют различные виды и жанры искусства, увлечение рисованием, скульптурой, аппликацией, развитие познавательных потребностей. Ребенок учится смотреть на изображение картины, скульптуры, находить и различать способы изображения. Дизайн, отвечающий интересам и потребностям дошкольников (они строят здания и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх), в то же время имеет широкие возможности для психического, нравственного и эстетического воспитания детей [1, с.237].
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДИЗАЙНОМ
1.1 Особенности конструктивной деятельности дошкольников
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – строительство. Конструктивные умения — это прежде всего умение планировать (конструировать) систему последовательности действий в процессе обучения и тренировки, предвидя их конечный результат. Конструктивные умения развиваются на протяжении всего дошкольного возраста и требуют определенной деятельности.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из определенных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных комплектов и конструкторов) различные игровые поделки (игрушки, конструкции).
Проектирование – достаточно сложный вид деятельности для детей. В нем мы находим определенное общение с художественной, конструкторской и технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, сооружений. При выполнении дизайна взрослый предварительно рассматривает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий [2, с.45].
Все эти элементы планируются в детском проекте. Здесь также решаются конструктивные задачи. Изделия детского конструирования, как правило, предназначены для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркнул, что «детские игры с игрушками-материалами, из которых он рисует, наиболее близки к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»[25, с.66].
Таким образом, детская конструктивная деятельность близка к конструктивной и технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности пока не имеет общественного значения, и ребенок не вносит ничего нового в материальные и культурные ценности общества. Однако управление детской деятельностью взрослых оказывает наиболее благоприятное влияние на трудовое воспитание детей дошкольного возраста [3].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что дошкольный возраст является оптимальным в рамках развития конструктивных умений детей. В данном возрастном периоде ребенок начинает ставить цели и определять последовательность решений, которые определяют основные аспекты развития и личностного становления ребенка.
Художественный дизайн занимает важное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Художественный дизайн позволяет развивать и определять наиболее важные свойства и качества личности ребенка, а также способствует развитию широты взглядов, а также развитию и личностному становлению конкретного ребенка.
Для формирования конструктивных умений в процессе занятий художественным дизайном необходимо использовать комплекс приёмов и техник: визуальные приёмы (наблюдение, рассмотрение рисунков, картинок, просмотр диафильмов, прослушивание записей), вербальные приёмы и техники (рассказ, беседа, объяснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приёмы. Только такой подход позволит детям эффективно формировать свои художественные и творческие способности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДИЗАЙНОМ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Ясли-сад №80 г. Гродно». В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста 4-5 лет. Выборка составила 5 мальчиков (25%) и 10 девочек (75%).
Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования, проведено эмпирическое исследование на констатирующем этапе эксперимента.
2. На втором этапе был проведен формирующий этап исследования и была проведена работа с детьми.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов на констатирующем этапе исследования, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного экспериментального исследования.
Цель экспериментального исследования: определить уровень развития конструктивных умений дошкольников.
Методики исследования:
1. Методика Е. Г. Трошихиной «Изучение целенаправленности деятельности» [26].
Цель методики: изучить особенности целенаправленности деятельности детей и определить особенности их поведения при столкновении с определенными трудностями.
Процедура проведения: при наличии таких материалов есть такие материалы как кирпичи, кубики, а также иные материалы, которые определяют такие особенности как построение по указу учителя определенных конструкций.
Далее дается определенная оценка деятельности детей, которая отражается в совокупности критериев, таких как целенаправленность, уровень восприятия, правильность построения определенной конструкции.
Каждое занятие проводится с детьми индивидуально, дается ребенку определенная самостоятельность.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
С целью определения уровня развития конструктивных качеств дошкольников в процессе занятий художественным дизайном нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики Е.Г. Трошихиной «Изучение целенаправленности деятельности», Методика Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании».
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты:
– для детей дошкольного возраста в основном, характерным является средний уровень развития целенаправленности деятельности;
– для детей дошкольного возраста, в основном, характерными являются такие особенности как высокий уровень развития конструктивности навыков.
Однако, исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод о том, что есть определенная категория детей, для которых характерным является низкий уровень развития целенаправленности и конструктивности деятельности.
При работе с данной категорией необходимо выделять определенные формы и методы деятельности, которые отражают особенности взаимодействия с данной категорией респондентов.
После проведения комплекса мероприятий, нами была проведена повторная диагностика, в рамках которой было выявлено значительное повышение уровня целенаправленности деятельности и уровень развития конструктивных умений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дошкольный возраст является оптимальным для развития конструктивных способностей детей. В этот возрастной период ребенок начинает ставить цели и определять последовательность решений, которые определяют основные аспекты развития и формирования личности ребенка.
Важное место в воспитании и обучении детей дошкольного возраста занимает художественное оформление. Художественное проектирование позволяет развивать и определять важнейшие свойства и качества личности ребенка, а также способствует развитию широты взглядов, развитию и личностному становлению конкретного ребенка.
Для формирования конструктивных навыков в процессе занятий художественным дизайном необходимо использовать комплекс приемов и методик: визуальные приемы (наблюдение, исследование рисунков, картинок, просмотр диаграмм, прослушивание записей), вербальные приемы и методики (рассказ, беседа, объяснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приемы. Только такой подход позволит детям эффективно формировать свои художественные и творческие способности.
С целью определения уровня развития конструктивных качеств детей дошкольного возраста в процессе художественного оформления нами проведено эмпирическое исследование с использованием методики Трошихина Е.Г. «Исследование целеустремленности деятельности», методики Г.А. Урунтаева, Г.А. Урунтаева ««Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании» и др.
В ходе исследования мы получили следующие результаты:
– Для детей дошкольного возраста это в основном характеризует средний уровень развития целенаправленности деятельности;
1. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства// Художественное творчество. –2012. – №1 – С. 236–242.
2. Антонова, С.И. Весь мир в букете//Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2003. – № 6. – С. 45.
3. Валиулина, Е.А. Создаем развивающую среду своими руками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml.
4. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2009. – 344 с.
6. Катханова, Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников / Ю.Ф. Катханова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 48 с.
7. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 12–16
8. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
9. Конышева, Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 26–30.
10. Конышева, Н.М. Программа по трудовому обучению для 1–4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. – 2008. – № 10. – С. 20–31.
11. Кузнецова, О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196.
12. Лыкова, И. Чудо–писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 46–52.
13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
14. Пантелеев, Г. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26–30.
15. Пантелеев, Г. Детский дизайн / Г. Пантелеев. – М.: КАРАПУЗ–ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с.
16. Пантелеев, Г.О. детском дизайне// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 11. – С. 55–60.
17. Парамонова, Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. – № 3. – С. 34–36.
18. Прокофьева, Э. Психология детского творчества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: prokofieva@beep.ru.
19. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под. ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2010. – 344 с.
20. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В. Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др.– М.: Просвещение, 2015. – 255 с.
21. Швайко, Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2004. – № 1. – С. 24–29.
22. Широкова, С. Ландшафтный дизайн в ДОУ// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. – № 4. – С. 46.
23. Ярыгина, А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 35–41.
24. Ярыгина, А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 24–30.
25. Ярыгина, А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 65–71.
26. Методика Трошихиной Е. Г. «Изучение целенаправленности деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/psihologopedagogicheskaya-diagnostika-kachestvennie-i-kolichestvennie-metodi-psihologicheskih-i-pedagogicheskih-issledovaniy-sis-3192889.html.
27. Методика Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/psihologopedagogicheskaya-diagnostika-kachestvennie-i-kolichestvennie-metodi-psihologicheskih-i-pedagogicheskih-issledovaniy-sis-3192889.html.