ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие экологического образования дошкольников
1.2 Сущность понятия «экологические представлений детей дошкольного возраста»
1.3 Анализ программных требований по формированию экологических представлений воспитанников в процессе труда в природе в разных возрастных группах
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
2.1 Диагностика уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
2.2 Формированию экологических представлений детей дошкольного возраста в процессе труда в природе
2.3 Динамика уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблемы окружающей среды выходят на первый план. Насущной задачей становится принятие мер по экологическому образованию подрастающего поколения на всех уровнях образования. Важное значение, при этом, отводится первой ступени дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте дети получают первые представления об окружающем мире, приобретают первоначальный опыт общения с живой и неживой природой, вырабатывается потребность бережно относится к природе, беречь ее красоту. Одним из направлений экологического образования в период дошкольного детства является формирование экологических представлений, что является основой рационального отношения человека к природе и природным ресурсам. В процессе освоения экологических представлений у детей формируется личностный опыт экологически оправданного поведения, закладывается основа экологического сознания личности.
Над проблемой формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста работали выдающиеся педагоги и ученые, такие как, А.П.Захаревич, И.А. Комарова, Н.К. Постникова и др. Большой вклад в развитие данного направления работы внесли М.М. Марковская, П.Г. Саморукова. Такие научные работники, как В.И. Кузнецова и В.М. Пакулова выделили структуру экологической культуры детей дошкольного возраста, С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова разработали программы и методики по экологическому воспитанию детей в детских садах. Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова систематизировали природоведческие знания о закономерностях живой природы, что послужило основой построения модели экологического образования детей дошкольного возраста. Н.К. Постникова занималась проблемами освоения детьми 6–7 лет представлений о растительном мире, об экосистемах – В.П. Арсентьева и З.П. Плохих. Н.Н. Кондратьеву волновали вопросы формирования бережного отношения детей к природе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие экологического образования дошкольников
Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет жизни ребенка – это период бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и умственных способностей, начало формирования личности. Достижение первых семи лет – это формирование самосознания: ребенок выделяется из мира субъекта, начинает понимать свое место в кругу родственников и друзей, сознательно ориентируется в окружающем субъекте - естественном мире.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, и с помощью взрослых ребенок начинает осознавать это как ценность, общую для всех народов. Все великие мыслители и учителя прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский рассматривал природу как источник знаний, средство развития ума, чувств и воли [2, с. 39].
Однако в третьем тысячелетии человечество столкнулось с рядом глобальных экологических проблем, которые привели к ухудшению качества жизни и здоровья людей, поставив под сомнение существование жизни на Земле.
Людей необходимо учить жить и работать в гармонии с окружающей средой. Это может быть достигнуто за счет качественной трансформации существующей практики экологического образования и экологического образования в стране.
В настоящее время в педагогической науке ведутся интенсивные исследования путей и средств совершенствования экологического образования.
Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованной Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1970 году.
Выводы по первой главе
Экологическое образование – это формирование бережного, бережного отношения к природе и всей жизни на Земле, развитие понимания вечной ценности природы, готовности к рациональному использованию природных ресурсов, к участию в сохранении природных ресурсов и жизни в целом.
Дошкольное экологическое образование - первый уровень системы непрерывного экологического образования, уровень, призванный заложить основу экологической культуры детей. Именно здесь, на ранних стадиях формирования и воспитания личности в семье, в дошкольных учреждениях, закладываются основы экологического мировоззрения, знания и понимания окружающего мира, базовых навыков поведения в природе. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является важным вопросом в психолого-педагогической науке. Элементы экологического образования чрезвычайно важны в некоторых классах экологического образования детей дошкольного возраста.
Экологические представления определяются как понятия взаимосвязей в системе человек-природа и в самой природе; представления, объективно отражающие существующие в природе взаимосвязи и зависимости.
Анализируя программные требования по формированию экологических представлений посредствам трудового воспитания, в разных возрастных группах мы пришли к выводу, что они очень практичны в разных возрастных группах. В дошкольный период ребенок не только знакомится с объектами окружающей природы, но и учится взаимодействовать с ними в процессе трудовой деятельности. Благодаря работе в природе дети приобретают знания о растениях, о животных. Дети учатся соотносить условия, образ жизни животного в природе и способы ухода за ним в уголке природы. В процессе работы обучают практическим навыкам ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные навыки: планируют работу, подбирают материалы и инструменты, программируют последовательность действий, распределяют их по времени и между участниками работы, оценивают результаты и т.д.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ
2.1 Диагностика уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
В рамках исследования уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста нами была разработана программа диагностики, по выявлению уровня экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
В исследовании прияли участие 30 детей средней группы: 15 воспитанников экспериментальной группы (ЭГ) и 15 воспитанников – контрольной группы (КГ). Средний возраст воспитанников – 4,5 года.
Анализ учебной программы дошкольного образования показал, что дети в среднем возрасте уже имеют определенный запас умений трудовой деятельности и знакомы с различным оборудованием для природоведческой деятельности.
Для достижения поставленной цели исследования работа с детьми предполагала:
- наблюдение за детьми в ходе природоведческой деятельности – труда с целью выявления их умения работать в природе;
- вовлечение детей в познавательно–продуктивную деятельность с целью диагностики уровня сформированности экологических представлений.
Для определения уровня сформированности экологических представлений детей мы использовали диагностику уровня экологических знаний, разработанную С.Н. Николаевой и О.А. Соломенниковой, адаптировав её для детей среднего дошкольного возраста.
Мы определяли знания детей по трем предложенным им заданиям – проверялись знания детей о растительном мире, животном мире и о неживой природе.
Выводы по второй главе
В рамках исследования уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста нами была разработана программа диагностики, по выявлению уровня экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности экологических представлений детей мы использовали диагностику уровня экологических знаний, разработанную С.Н. Николаевой и О.А. Соломенниковой, адаптировав её для детей среднего дошкольного возраста.
Так, у детей в экспериментальной и контрольной группах преобладает средний уровень экологических представлений, достаточно высок процент детей, демонстрирующих низкий уровень и полностью отсутствуют показатели высокого уровня. Такие данные поводят нас к необходимости проведения образовательной работы. С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста высокого уровня экологической сознательности и культуры, воспитателю необходимо организовать работу: коллективный труд на грядках; с уголком живой природы.
Работа с детьми подготовительной группы, представляет собой организацию всех необходимых условий для формирования экологических представлений у детей. Цель – реализовать комплекс заданий для формирования экологических представлений с использованием живого уголка и огорода. Задачи: разработать систему заданий, направленных на развитие экологических знаний у дошкольников; реализовать данные занятия на практике; проанализировать проведенные занятия. Мы рекомендуем использовать парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Программа направлена на воспитание эмоционально–ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе. В программе «Юный эколог» много занятий проводятся в уголке природы и на огороде учреждения дошкольного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование – это формирование бережного, бережного отношения к природе и всей жизни на Земле, развитие понимания вечной ценности природы, готовности к рациональному использованию природных ресурсов, к участию в сохранении природных ресурсов и жизни в целом.
Дошкольное экологическое образование - первый уровень системы непрерывного экологического образования, уровень, призванный заложить основу экологической культуры детей. Именно здесь, на ранних стадиях формирования и воспитания личности в семье, в дошкольных учреждениях, закладываются основы экологического мировоззрения, знания и понимания окружающего мира, базовых навыков поведения в природе. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является важным вопросом в психолого-педагогической науке. Элементы экологического образования чрезвычайно важны в некоторых классах экологического образования детей дошкольного возраста.
Экологические представления определяются как понятия взаимосвязей в системе человек-природа и в самой природе; представления, объективно отражающие существующие в природе взаимосвязи и зависимости.
Анализируя программные требования по формированию экологических представлений посредствам трудового воспитания, в разных возрастных группах мы пришли к выводу, что они очень практичны в разных возрастных группах. В дошкольный период ребенок не только знакомится с объектами окружающей природы, но и учится взаимодействовать с ними в процессе трудовой деятельности. Благодаря работе в природе дети приобретают знания о растениях, о животных. Дети учатся соотносить условия, образ жизни животного в природе и способы ухода за ним в уголке природы. В процессе работы обучают практическим навыкам ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные навыки: планируют работу, подбирают материалы и инструменты, программируют последовательность действий, распределяют их по времени и между участниками работы, оценивают результаты и т.д.
1. Варивода, В. С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – Мозырь: Белый ветер, 2004. – 122 с.
2. Вовк, Г. А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / Г. А. Вовк, Л. С. Згурская. – Благовещенск, 2002. –164 с.
3. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.
4. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии /
5. В. А. Зебзеева. – 2018. – № 6. – С. 6–22.
6. Зенина, Т. Экологическое воспитание / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 16 – 26.
7. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А. И. Иванова. – Минск: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
8. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Н. Г. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. А. Каменева. – 2–е изд., перераб. М. : Детство–пресс, 2003 – 319 с.
9. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для СПО / Е. Ф. Козина. – 2–е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019.
10. Коледа, Т. Г. Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников: практ. пособие для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / Т. Г. Коледа. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014. – 93 с.
11. Комратова, Н. Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3–7 лет с окружающим миром. / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
12. Кошелева, О. А. Наблюдение как ведущий метод познания воспитанниками природы / О. А. Кошелева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 1. – С.48 – 53.
13. Максимова, Л. И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб. -метод. комплекс / Л.И. Максимова. – Якутск: Изд.–во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002. – 118 с.
14. Малькова, Н.М. Проектная деятельность как инструмент экологического воспитания детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста / Н.М. Малькова. – 2018. – № 7. – С. 236–237.
15. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО : деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2018. – 260 с.
16. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
17. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. – М.: Мозаика–Синтез, 2006. – 152 с.
18. Платова А.Г. Организация экологических пространств в условиях детского сада / А.Г. Платова, Ю.А. Соболева, Т.Г. Ханова // Тенденции развития психологии, педагогики и образования : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.–практ. конф. – 2018. – С. 13–15.
19. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Пидкасистый [и др.] – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 408 с.
20. Пралеска: группа «Почемучки». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 2 ч. / А. И. Саченко, Л. А. Саченко. – Минск: Нац. ин–т образования, 2011. – 112 с.
21. Прошкина, И. В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И. В. Прошкина. – 3–е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 88 с.
22. Рыжова, Н. А. Экологическое образование как средство реализации ФГОС ДО / Н.А. Рыжова // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2016. – № 2. – С. 40–44.
23. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – М. «Просвещение», 1983 - 208 с.
24. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. / О.А.Соломенникова. – 3–е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 122 с.
25. Стреха, Е. А. Познаём мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Стреха. – Минск: Жасскон, 2012. – 66 с.
26. Стреха, Е. А. В мире природы: Учебно–наглядное пособие / Е.А. Стреха. – Минск: 2005. – с. 29
27. Стреха, Е. А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников. / Е.А. Стреха. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 80 с.
28. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста / С. Н. Теплюк. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
29. Учебная программа дошкольного образования // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин–т образования, 2019. –479 с.