ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Определение понятия «политическая культура» в научной литературе
1.2. Структура политической культуры
1.3. Содержание и функции политической культуры
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой системы. Политическая культура, отражая политическую и правовую компетенцию граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических и государственных институтов, придает значение политическим процессам, определяет характер отношений между государством и гражданским обществом. Политическую культуру можно понимать только как постоянно меняющееся явление, которое реагирует на изменения в окружающем мире. Политическая культура - неотъемлемая часть общей культуры человечества.
Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании, которого может оцениваться уровень политической зрелости общества. Политическая культура занимает десятилетия и даже столетия. Это результат знания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. Целенаправленная деятельность общества, его институтов, борьба с субъективизмом, догматизмом и волюнтаризмом должны сыграть в этом большую роль. Слова должны соответствовать делу, теоретические политические знания призваны быть в основе политической деятельности людей, особенно лидеров.
Цель курсовой работы: выделить особенности политической культуры Испании. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «политическая культура».
2. Выявить основные предпосылки политической культуры Испании.
3. Определить главные особенности политической культуры Испании на современном этапе.
Объект исследования: политическая культура как один из важнейших элементов политической системы общества, а предмет – политическая культура Испании.
Информационная база выполнения курсовой работы. Монографии, периодические статьи, материалы круглых столов и конференций по заданной тематике исследования.
Методы исследования: общенаучные (анализ, обобщение и систематизация).
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Определение понятия «политическая культура» в научной литературе
Понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в середине 20 века. Американские политологи Х. Фейнер при изучении систем управления европейских стран и Г. Алмонд, который первым предложил научную концепцию политической культуры. В настоящее время термин «политическая культура» в политологии употребляется в разных смыслах и значениях, что связано как со сложностью проявления культуры в политике, так и с разным пониманием культуры [2, стр. 35].
В современной учебной и справочной литературе термин «политическая культура» определяется как:
1. Система политических взглядов.
2. Как система политических ценностей, влияющих на политическое поведение.
3. Как индикатор уровня развития политических отношений; как духовный код (метапрограмма) политической деятельности.
В настоящее время наиболее распространены следующие определения. Политическая культура – это:
1. Совокупность форм и моделей поведения людей в публичной сфере, характерных для конкретного общества, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих нормы и традиции взаимоотношений государства и общества.
2. Уровень, характер и содержание политических знаний и навыков граждан, влияющих на их политическое поведение и участие в общественной и политической жизни.
3. Совокупность элементов и явлений сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.
4. Набор наиболее устойчивых форм, «духовных кодов» политического поведения, свидетельствующих о степени усвоения общепринятых норм и традиций государственной жизни [5, с. 14-15].
В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически детерминированную качественную характеристику политической сферы общества, включая уровень развития субъекта политики, его политическую активность и результаты этой деятельности, «объективированные» в соответствующих социально-политических институтах и отношениях.
В узком смысле это понимается как совокупность идей определенного национального или социально-политического сообщества для мира политики.
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ
Историческое развитие Испании полностью отличается от остальной Европы, величайшим событием в истории Испании является многовековая борьба против арабского владычества (Реконкиста), которую возглавляет знать вместе с народом. Отсюда и уважение к знати со стороны людей, в которых нет ничего подчиненного. В. П. Боткин объясняет это тем, что в Испании, где чувство равенства гораздо сильнее, чем в других странах Европы, аристократия не только не вызывала ни ненависти, ни зависти к себе, но и пользовалась уважением. люди. Эта характеристика испанского исторического типа –преобладание равенства в системе ценностей – нашла свое отражение в демократической политической культуре постфранкистского периода [1, с. 246].
В XVIII веке в Испании идеи Просвещения, пришедшие из Франции, начали распространяться, но их влияние было поверхностным, ограниченным, по оценкам, они затронули менее 5% населения. Испания остается доминирующей органической традицией, отфильтровывая все новые идеи, исходящие с Запада: эмпиризм, рационализм, протестантизм, либерализм, социализм (19 век), оставляя им лишь небольшое жизненное пространство.
В Испании был небольшой, менее предприимчивый и менее образованный средний класс и слабая буржуазия, чем в северо-западной Европе, лишь небольшая часть которой была посвящена предпринимательству – в Испании до недавнего времени она оставалась презрительной и негативной как «низкая» сфера экономики деятельность [4, с. 52].
В XIX в. Испании удается примирить две противоположные составляющие – организм и либерализм – в рамках теории органического либерализма в политической практике. Хотя в этом синтезе сочетаются средневековые элементы и традиции с формами организации политической власти, возникшими в современную эпоху.
Здесь важно отметить, что в Испании не было борьбы между старыми и новыми элементами, устаревшим феодализмом и зарождающимся капитализмом, а, наоборот, страна стремилась соответствовать современным реалиям, но без ущерба для органически-корпоративных структур прошлого. В последней четверти XIX в. В Испании возник феномен «псевдопарламентаризма» и, по мнению испанского политолога С. Гинера, совершенно «циничной политической культуры», сеющей скептицизм и апатию среди электората. «Здесь цинизм * следует понимать не как оценочную категорию, а как эклектизм политической культуры. Этот «институционализированный цинизм» ассоциировался с «казицизмом» и другими недемократическими формами контроля над голосами электората [9, с. 62].
Машина псевдопарламентаризма работала следующим образом: две искусственно созданные партии – либеральная и консервативная – мирно чередуются у власти, не являются политическими партиями в строгом смысле слова, не имеют собственной социальной базы, которая исчезает из-за слияния крупной буржуазии. и великое владение землей.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Испания выделяется среди других европейских стран своим географическим положением на стыке Европы и Африки, христианского и исламского мира, замкнутого Средиземного моря и Атлантического океана, что наложило свой отпечаток на самобытность национального образа, истории, политического режима и политической культуры.
Господство Рима на протяжении пяти веков превратило население очень сложного происхождения в иберо-римлян, которые говорили на вульгарной латыни и постепенно превратились в группу родственных народов, близких по языку и культуре. Затем длительный период арабского владычества (до 1492 г.) повлиял на культурное и политическое развитие не только Испании, но и всей Западной Европы. В XVI в. Испанские воины-путешественники создали огромную империю в Южной и Северной Америке. Испания была одной из самых богатых и могущественных стран мира, пока войны с другими странами и экономические проблемы не привели к ее постепенному упадку, который длился до прошлого века. Сегодня в экономической и политической жизни Испании происходят значительные изменения. С 1939 по 1975 год страной правил диктатор генерал Франсиско Франко и она была изолирована от других европейских стран. После смерти генерала Франко в 1975 году Испания стала де-факто монархией. Несмотря на попытки военных сил свергнуть власть, страна развивается демократическим путем [8, с.71].
Одним из основных факторов формирования политического сознания испанцев является древняя органическая и корпоративная иерархическая социально-философская традиция, которая сформировалась в 16 веке и процветала в 19 веке. и снова, особым образом, она была возрождена в концепции «органической демократии» при франкистском авторитарном режиме 20 века.
Рассмотрим основные элементы органической теории:
1) Общество – заданная реальность, человек не создает общество, а появляется в нем, рождается в нем как в семье, получает от общества жизнь, язык и культуру. Это фундаментальное отличие органической демократии от представительных (неорганических) западных демократий, основанное на идеях Локка и Руссо, где люди создают общество на основе общественного договора и где каждый гражданин имеет прямую связь с этим обществом и государством.
2) Каждый человек органически включен в государство через промежуточные связи – территориальные, институциональные и профессиональные. Человек, в первую очередь, является членом семьи и резидентом территории, находящейся в ведении муниципалитета, сначала юристом или механиком, а затем гражданином государства.
3) Модель органической демократии присуща корпоративной технике политического представительства: через муниципалитет, профсоюзы или корпорации (мастерские – объединения людей в соответствии с их интересами и совместной деятельностью), в отличие от партийного представительства, как в западных странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Политическая культура — это совокупность типичных для конкретного общества форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества. Политическая культура состоит из ценностно-нормативного, познавательного, оценочного, установочного и поведенческого компонентов. Кроме компонентов, можно выделить уровни политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический. Наряду с вышеперечисленными ориентациями в политическую культуру включаются политические стереотипы, политические символы и политические мифы. Политическая культура выполняет следующие социальные и политические функции в обществе: ценностно-нормативны, идентификации и интеграции, нормативно-регулятивные, мотивационную, социализации и коммуникативные.
2. Основными предпосылками развития политической культуры Испании были Реконкиста, распространение идей Просвещения и либерализма, возникновение «псевдопарламентаризма», установление франкистского режима.
3. Главными особенностями политической культуры Испании на современном этапе являются: контраст между жизнью в современных городах и деревнях, причудливое смешение разных традиций, жизненных укладов и наречий, языковой вопрос, почитание традиций, заложенных церковью, предопределение мировоззрения семьей.
1. Блинова, Н.В. Язык как инструмент внешней политики государства (на примере испанского языка) / Н.В. Блинова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – № 2-1. – С. 245-253.
2. Борисенков, А.А. О понятии политической культуры / А.А. Борисенков // Социум и власть. – 2012. – №5. – С. 35-42.
3. Витюк, В.В. Национальное согласие и переход от авторитаризма к демократии / В.В. Витюк // Общественные пауки и современность. – 1999. –№ 2. – С. 34-44.
4. Волкова, Г.В. Языковая унификация и региональный этнонационализм на примере Испании / Г.В. Волкова // Латинская Америка. – 2002. – № 6. – С. 50-54.
5. Гаджиев, К.С. Политическая культура: теория и национальные модели/ отв. К. С. Гаджиев. – Москва: Интерпракс, 1994. – 352 с.
6. Гомеров, И.Н. Политическая культура / И.Н. Гомеров. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012. – 37 с.
7. Гончаров, В.Н. Политическая культура и политическая сфера общества / В.Н. Гончаров // Наука и современность. – 2011. – №6. – С. 28-33.
8. Дронова, С.Ю. Национальное самоопределение Каталонии: за и против / С.Ю. Дронова // Вестник Финансового университета. – 2015. – №6. – С. 71-79.
9. Испания на грани веков: «Круглый стол» по вопросам экономического и политического развития Испании // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 4. – С. 60-65.
10. Кожановский, А.Н. Испания – новый этап этнического сознания / А.Н. Кожановский // Советская этнография. – 1982. – №4. – С.46-52.
11. Кожановский, А.Н. Народы Испании во второй половине XX века / А.Н. Кожановский. – Москва: Наука, 1993. – 187 с.
12. Ларионова, М.В. Язык и политика в коммуникативном пространстве испанского политического дискурса / М.В. Ларионова // Вестник МГИМО Университета. – 2011. – №2. – С. 215-220.
13. Омеличкин, О.В. Типология политической культуры / О.В. Омеличкин // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – №4. – С. 5-12.
14. Прохоренко, И.JI. Традиции и внешняя политика (на примере современной Испании) / И.Л. Прохоренко // Мировая экономика и международные отношения. – 1993. – № 4. – С. 95-99.
15. Пупышева, М.В. Испанофония как ресурс внешней политики Испании / М.В. Пупышева // Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – №1. – С. 206-213.
16. Старостина, Е.В. Политическая культура Испании: соотношение традиционных и новых элементов / Е.В. Старостина // Политическая культура: теория и национальные модели. – 1994. – №5. – С. 186-210.
17. Сулимин, А.Н. Политическая традиция в контексте политической культуры общества / А.Н. Сулимин // Вестник Поволжского института управления. – 2012. – №6. – С. 75-82.
18. Усикова, Л.Ф. Политическая культура / Л.Ф. Усикова // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2010. – №2. – С. 90-101.
19. Фомин, О.Н. Политическая культура как фактор политического процесса / О.Н. Фомин // Власть. – 2012. – №3. – С. 86-89.
20. Хенкин, С.М. Испания и ЕС / С.М. Хенкин // Актуальные проблемы Европы. – 2000. – №3. – С. 266-276.
21. Хенкин, С.М. Испания: проблемы консолидированной демократии в сравнительно-историческом контексте / С.М. Хенкин // Сравнительная политика. – 2018. – №1. – С. 7-20.
22. Хенкин, С. М. Испания после диктатуры / С.М. Хэнкин. – Москва: Наука, 1993. – 197 с.
23. Шилов, В.Н. Политические ценности: специфика и функции / В. Н. Шилов // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 6. – С. 116-125.
24. Ширинянц, А.А. Понятие и концепт «политическая культура» / А.А. Ширинянц // Moldoscopie. – 2010. – № 3. – С. 65-100.
25. Шлык, Н.Л. Политическая культура в системе культуры общества / Н.Л. Шлык // Вестник культуры и искусств. – 2010. – №4. – С 51-53.
26. Яковлев, П.П. Испания в мировой политике / П.П. Яковлев. – Москва: ИЛА РАН, 2011. – 384 с.