ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.2 Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста как научно–методологическая проблема
1.3 Методы и формы экономического воспитания дошкольников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для педагогических работников в процессе формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях растущей экономической самостоятельности современного общества экономическое образование подрастающего поколения становится значимым. В новых экономических условиях современный ребенок становится полноправным участником социально–экономических процессов, что диктует необходимость получения образования с дошкольного возраста активными, самостоятельными, экономически грамотными гражданами.
Таким образом, исследователи проблем экономического образования детей дошкольного возраста Л.Н. Галкина, С.А. Козлова, Е.А. Курак, А.Д. Шатова считают необходимым развивать у детей новый, современный стиль мышления, отвечающий требованиям времени и являющийся основой для дальнейшего образования личности. Ранее экономические проблемы искусственно отодвигались от детей, но реалии современной жизни настоятельно требуют от дошкольников формирования представлений об основах торгово-экономических и трудовых отношений. Исследования А.Д. Шатовой свидетельствуют об ускорении экономической социализации современных дошкольников: дети в возрасте 6–7 лет не только знают, но и могут соотносить экономические понятия с соответствующими жизненными ситуациями. В то же время, важная роль отводится экономическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях и семьях.
Экономическое образование является одним из важнейших компонентов современной педагогической системы дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время экономическое воспитание дошкольников понимается как педагогический процесс, направленный на формирование нравственных и экономических качеств личности, усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценности.
По мнению Л.А. Голуб, С.А. Козловой, И.А. Сасовой, А.А. Смоленцевой, А.Д. Шатовой, дошкольный возраст благоприятен для закладывания основ экономически грамотного человека. Для того чтобы процесс познания социально–экономических категорий был понятен детям дошкольного возраста, система экономического образования дошкольников построена на использовании доступных и интересных для ребенка инструментов, и методик [13, с. 36].
Таким образом, в дошкольной педагогике проблема экономического образования рассматривалась как компонент трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении, о чем свидетельствуют исследования Р.С. Буре, Р.И. Жуковской, Д.Б. Менжерицкой, С.А. Козловой и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
К дошкольникам старшего возраста относятся дети в возрасте 5–7 лет, которые посещают старшие и подготовительные группы в детском саду. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В более старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, рождаются новые социальные потребности; возникает новый тип мотивации – основа произвольной деятельности; ребенок осваивает определенную систему социальных ценностей, нравственных норм и правил поведения в обществе» [5, с. 128].
Период развития детей дошкольного возраста характеризуется формированием основных личностно–психологических особенностей, именно в это время создаются предпосылки для формирования социальных и нравственных качеств личности. Социальная ситуация развития – интересы ребенка находятся в мире взрослых.
Ребенок дошкольного возраста активно развивает зрительное и творческое мышление, невообразимую память и формирует основы логического мышления. Формируется «символическая функция сознания», которая создает возможность решать задачи «для себя» во внутреннем плане. Наличие внутренней поддержки, признаков наличия реальных предметов и дает возможность детям решать достаточно сложные задачи в своем сознании, что необходимо для успешной учебной деятельности в первых классах школы.
Л.И. Божович пишет, что период с 5 до 7 лет ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый человек действует не только как конкретный человек, но и как образ. Этот возраст характеризуется периодом, когда сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста и становится значимым лицом общения. Дети этого возраста начинают воспринимать и себя, и другого, сверстника, в целом человека, проявлять к нему личное отношение [4, с. 135].
Старший дошкольник стремится участвовать в жизни общества в целом, прием в школу более доступен в его восприятии как способ реализации этого стремления. Ребенок стремится всеми возможными способами продемонстрировать, что он уже взрослый, что он много знает и понимает и что он или она хочет постоянно участвовать во взрослых разговорах, выражать свое мнение и даже навязывать его другим [7, с. 213].
Выводы по главе 1
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Экономическое образование, являющееся органической частью образовательного процесса дошкольного возраста, рассматривается как организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию у детей дошкольного возраста экономического отношения к материальным и духовным ценностям на основе формирования элементарных экономических представлений, знаний, концепций.
Система экономического образования дошкольников направлена на целостное усвоение экономических знаний и идей, формирование навыков применения экономических знаний в непосредственных ситуациях, воспитание экономически значимых качеств личности ребенка. Экономическое образование позволяет приблизить знания дошкольника к реальному миру, дает начало экономическому мышлению, формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни, знакомит с новыми профессиями, позволяет воспитывать такие личностные качества, как бережливость, ответственность, экономность, трудолюбие, хозяйственность.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
Изучение уровня сформированности экономических представлений у детей 5–6 лет старшей группы «Василек» осуществлялось на основе диагностической методики А.Д. Шатовой [28]. Использовалась такая форма обследования как опрос.
Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей старшей группы «Василек», проводимая в форме опроса, была организована в свободное от занятий время. Воспитатель в индивидуальной беседе провел опрос каждого воспитанника по 16 экономическим вопросам. Ответы воспитатель записывал на специальном заранее распечатанном бланке, где указывались имя, фамилия ребенка, его ответ на вопрос под цифрой, соответствующей номеру вопроса.
В диагностике участвовало 15 детей в возрасте 5–6 лет (9 девочек и 6 мальчиков).
Вопросы, которые предлагались детям старшего дошкольного возраста представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Ответы детей оценивались следующим образом:
Низкий уровень, 1 балл. Детям трудно объяснить значение таких экономических понятий, как «деньги», «покупка», «цена», нет интереса к нуждам семьи, к работе родителей, к окружающим явлениям современного общества, у них нет вопросов об окружающих явлениях социальной реальности, нет экономических слов в речи детей, у них есть неполные, ошибочные представления в области экономики.
Средний уровень, 2 балла. Дети имеют неполные представления об экономических понятиях, они не всегда могут их объяснить, у них нет постоянного интереса к нуждам семьи, к работе родителей; их знания неполны, неточны, поверхностны.
Высокий уровень, 3 балла. Дети умеют объяснять значение экономических понятий; проявляют постоянный интерес к работе родителей; знают место работы родителей; имеют представление о профессии отца и матери; в разговорной речи используют экономические слова и фразы; находятся в положении активных участников мероприятий, задавая вопросы экономического содержания и самостоятельно пытаясь найти на них ответы; проявляют желание работать, помогать взрослым и сверстникам в работе, сознательно относятся к выполнению трудовой деятельности, своевременно выполняют заказы.
Выводы по главе 2
Изучение уровня сформированности экономических представлений у детей 5-6 лет старшей группы «Василек» осуществлялось на основе диагностической методики А.Д. Шатовой [28]. Использовалась такая форма обследования как опрос. В диагностике участвовало 15 детей в возрасте 5-6 лет (9 девочек и 6 мальчиков).
Анализ полученных данных беседы-опроса с детьми показал следующее:
- с высоким уровнем детей не было выявлено;
- детей имеющих средний уровень сформированности экономически значимых качеств – 6 человек (40%). Дети со средним уровнем сформированности экономически значимых качеств имеют неполные представления об экономических понятиях, они не всегда могут объяснить их, у них отсутствует постоянный интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания неполные, неконкретные, поверхностные.
- 9 детей (60%) старшего дошкольного возраста экономические представления соответствуют низкому уровню их сформированности. Их представления неполные, неточные, поверхностные, разрозненные. Они затруднялись объяснить смысл экономических понятий, у них отсутствовал интерес к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, у них не возникало вопросов об окружающих явлениях социальной действительности, в речи дети не использовали экономические слова.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогами группы и родителями воспитанников старшей группы «Василек» уделяется недостаточное внимание их экономическому воспитанию.
Нами были предложены методические рекомендации для педагогических работников в процессе формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Педагогам дошкольного учреждения образования целесообразно включить экономическое воспитание в следующие области образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе следующих принципов:
- возрастная адекватность дошкольного образования.
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил сделать следующие выводы:
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Экономическое образование, являющееся органической частью образовательного процесса дошкольного возраста, рассматривается как организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию у детей дошкольного возраста экономического отношения к материальным и духовным ценностям на основе формирования элементарных экономических представлений, знаний, концепций.
Система экономического образования дошкольников направлена на целостное усвоение экономических знаний и идей, формирование навыков применения экономических знаний в непосредственных ситуациях, воспитание экономически значимых качеств личности ребенка. Экономическое образование позволяет приблизить знания дошкольника к реальному миру, дает начало экономическому мышлению, формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни, знакомит с новыми профессиями, позволяет воспитывать такие личностные качества, как бережливость, ответственность, экономность, трудолюбие, хозяйственность.
Изучение уровня сформированности экономических представлений у детей 5–6 лет старшей группы «Василек» осуществлялось на основе диагностической методики А.Д. Шатовой [28]. Использовалась такая форма обследования как опрос. В диагностике участвовало 15 детей в возрасте 5–6 лет (9 девочек и 6 мальчиков).
1. Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания. / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С.55.
2. Аношина, Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями / Л.М. Аношина // Детский сад от А до Я. – 2003. – №4. – С.103.
3. Белокашина, С.В. Экономика для дошкольников / С.В. Белокашина // Дошкольная педагогика. – 2009. – №8. – С. 63.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008.
5. Власова, И.В. Готовим ребенка к жизни / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. – №4. – 2013. – C. 140 – 142.
6. Власова, И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка / И. В. Власова // Детский сад от А до Я. – №4. – 2013. – C. 121 – 123.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2010. – 512 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2006.
9. Галкина, Л.Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л.Н. Галкина //Одаренный ребенок. – 2010. – № 4. – С.42.
10. Галкина, Л.Н. Экономика для детей. / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Цицеро, 2013.
11. Глазырина, Л. Д. «Экономическое воспитание дошкольника» // справ. и метод. Материалы / Л. Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2014. – 243 с.
12. Голуб, Л.А. Экономическое воспитание дошкольников / Л.А. Голуб // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С.34.
13. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого русского языка / В. И. Даль – М.: Мысль, 1981 – 320 с.
14. Детский экономический словарь / Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова. – М.: Просвещение, 2000.–105с.
15. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 45 с.
16. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно–ролевые игры и дидактические игры. / Авт.– сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
17. Казакова, Н. Мы любим рекламу: Экономическое образование дошкольников) / Н. Казакова // Обруч. – 1999.– №1 – С. 29.
18. Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей. / Л.М. Кларина. // Обруч. – 1997. – №10. – С. 27.
19. Кнышова, Л.В. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. – М.: Педагогика– Пресс, 1996.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001.
22. Кошель, П. История денег. / П. Кошель // Дошкольное образование. – 2003. – №9. – С. 7.
23. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Е.А. Курак, Л.А. Михерева. – М.: Сфера, 2002.
24. Липсиц, И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: практическое пособие. / И.В. Липсиц. – М.: Вита–пресс, 1999.
25. Лунева, Г. Играем в экономику / Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. – №10. – С. 51.
26. Макеенок, В.П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ / В.П. Макеенок // Педагогические науки. – 2011. – № 3. – С. 43.
27. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576
28. Шатова, А. Д. Дошкольник и экономика [Текст] / А. Д. Шатова // Обруч. – №1. – 2000. – С. 23 – 28.