ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Звукопроизношение и возрастные особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
1.2 Этапы обучения правильному звукопроизношению
1.3 Методика обучения правильному звукопроизношению
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
Вывод по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание звуковой культуры – одна из важнейших задач развития речи детей в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения и является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности.
Правильное звукопроизношение – это не только чистое произношение ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.
«Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как развитие свободного общения со взрослыми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, воспитания интереса и любви к чтению.
Проблемами звукопроизношения и постановкой звуков работали такие специалисты, как: А.И. Максаков, Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, Г.В. Буденная, Е.И. Радина, Е.М. Мастюкова, О.С. Ушакова, Г.А. Тумакова, М.Г. Геннинг, Н.А. Герман, В.А. Рождественская, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, А.И. Богомолова, В.И. Селиверстов и другие.
Цель исследования: изучить процесс формирования правильного звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – образовательный процесс дошкольного учреждения, направленный на формирование правильного звукопроизношение детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование правильного звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Звукопроизношение и возрастные особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показывают, что звуковая сторона языка достаточно рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, A.M. Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).
Л.С. Выготский говорит об ассимиляции ребенка на стороне языковых знаков, он подчеркивал, что ребенок сначала усваивает внешнюю структуру знака, т.е. звук.
По мнению Д. Эльконина, усвоение звуковой системой языка является основой формирования речи ребенка: «Усвоение звуковой системой языка предполагает два взаимосвязанных процесса: процесс формирования у ребенка речевого восприятия, или фонематического слуха, и процесс формирование произнесения звуков речи» [22].
По мнению М.Ф. Фомичевой, произношение каждого звука у ребенка – сложный процесс, требующий точной координации всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора [21].
Большинство трехлетних детей имеют физиологические отклонения в произношении, которые имеют непостоянный, временный характер.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
Цель исследования – выявить уровень сформированности правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подобрать методику для определения уровня сформированности правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.
2. Провести диагностику.
3. Провести анализ результатов исследования.
4. Разработать планы-конспекты по коррекции звукопроизношения.
Для исследования была использована методика О.С. Ушаковой (Приложение 1) [18]. Диагностика проводилась в несколько этапов:
• произношение звуков в слогах;
• произношение звуков в словах;
• произношение звуков в тексте.
Данное исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. С использованием данной методики был проведен эксперимент по определению степени сформированности правильного произношения у дошкольников среднего возраста. Критерии: правильное и однозначное произношение звуков, артикуляция при произношении, скорость речи и речевое дыхание.
На основе выделенных критериев определились следующие уровни сформированности правильного звукопроизношения:
• высокий уровень – 45 баллов. Правильное отчетливое произношение. Ребенок отчетливо произносит все звуки. При произношении хорошо артикулирует, регулирует темп речи и речевое дыхание. Дифференцирует звуки на слух и при произношении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Изучением звуковой культуры занимались многие ученые, такие как А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихеева, А.В. Миртов, А.М. Бородич и других.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого процесса центральной нервной системой.
Особенностью развития звукопроизношения детей пятого года жизни, является то, что в этот период совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко, исчезает замена одних звуков на другие. Специалисты особо отмечают, что ребенок старше четырех лет уже не должен смягчать звуки.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.
Вышеуказанные особенности обуславливают необходимость специально организованной работы по развитию правильного звукопроизношения именно в этом возрасте.
С помощью методики О.С. Ушаковой, было проведено практическое исследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. При выполнении диагностических заданий дети испытывали сложности. Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод, развитие правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста находится на среднем уровне.
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика: Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина – М: Феникс, 2009. – 326 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высших и сред.пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Издательский центр «Академия» – М, 2009. – 400 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
4. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ М.А. Васильева – М., 2009.
5. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве /Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 523 с.
6. Гербова В.В. Воспитание детей. / В.В Гербова– М., 2009. – 288 с.
7. Громова, О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей/ О. Е. Громова / Дефектология. – 2009. – №2. – 100 с.
8. Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.
9. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст]: А.В. Запорожец. – М.: Мир, 2009. – 414 с.
10. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству [Текст]: О. И. Киселева. – Томск: Изд. ТГПУ, 2006. – 84 с.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2008. – 421 с.
12. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. [Текст]: А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2009. – 478 с.
13. Лисина, М.И. Общение, личность и психология ребенка [Текст]: М.И. Лисина. – М.: Мир, 2007. – 178 с.
14. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320с.
15. Павлова, Л.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения [Текст]: Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева – СПб.: 2004 – с.240
16. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст]: Н.Н. Поддъяков. – М.: Мир, 2009. – 344 с.
17. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст]: сборник научных статей / Институт национальных проблем образования МОРФ; отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: 2008. – с. 4- 16.
18. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: О.С Ушакова Е.М. Струнина // Учеб.метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 288 с.
19. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
20. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.
21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: [Текст]: М.Ф. Фомичева Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк.воспитание». – М: Просвещение, 1989. – 239 с.
22. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Д.Б. Эльконин. – М.: Мир, 2010. – 397 с.
23. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.