Введение
Глава 1. Теоретико-методологические обоснования создания адекватной речевой среды для ребёнка раннего возраста
1.1 Средовой подход. Виды и влияния сред на развитие ребенка раннего возраста
1.2 Семья как микросреда, влияющая на формирование речи ребёнка раннего возраста
1.3 Характеристики адекватной речевой среды для ребёнка раннего возраста с особенностями психофизического развития
Выводы по первой главе
Глава 2. Роль семьи в создании адекватной речевой среды для ребёнка раннего возраста с особенностями психофизического развития
2.1 Позиции родителей в создании адекватной среды для ребёнка раннего возраста с особенностями психофизического развития
2.2 Тактики родителей в создании адекватной речевой среды для ребёнка раннего возраста с особенностями психофизического развития
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Отношение родителей к детям – это система различных чувств к ребенку, стереотипы поведения, практикуемые в общении с ребенком, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить даже тогда, когда они живут дома и из-за глубины болезни или, в силу существующих жизненных обстоятельств ребенок находится в специальном учреждении. Многие родители прикладывают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: скорейшее начало коррекционной работы, благоприятная семейная среда и тесные связи между специальными учреждениями и семьей.
Если существуют проблемы воспитания ребенка с особенностями психофизического развития, то причиной этого является не низкий уровень психического развития, а неправильные методы лечения. Если родителям стыдно за особенности своего ребенка, то им может быть трудно любить его так, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Все причины нарушений можно систематизировать следующим образом: нарушения, связанные с внутриутробным развитием ребенка (особенности беременности и родов); наследственные причины; причины, связанные с социальным окружением ребенка, нарушения, возникающие в результате травм.
Формирование личности ребенка – это сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе занимает семейное образование. Особенностью семейного воспитания является его эмоциональный характер, основанный на родственных чувствах, выражающийся в глубокой любви к детям и реакции детей к родителям.
Воспитательная значимость семейного воспитания неизбежно возрастает в формировании личности детей с нарушениями речи. В большинстве случаев родители с дефектами речи чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и спрашивают: «Почему мой ребенок такой?» Недостаточное отношение родителей к своему ребенку является результатом непонимания причины речевого расстройства. Главная задача логопеда, как специалиста, знающего специфику дефекта и способа его преодоления – ориентироваться на ребенка, его интересы, помогать родителям правильно воспринимать своего ребенка.
Совместная работа учителя и логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и оказывает существенное влияние на успех коррекционно-воспитательной работы. Опыт показывает, что полная реализация целей коррекционно-воспитательного процесса достигается за счет оптимизации атмосферы в семье и гармонизации отношений между ребенком и родителем.
Глава 1. Теоретико-методологические обоснования создания адекватной речевой среды для ребёнка раннего возраста
1.1 Средовой подход. Виды и влияния сред на развитие ребенка раннего возраста
Факторами развития ребенка являются окружающая среда и наследственность. В течение долгого времени споры о том, какие из этих факторов в большей степени влияют на развитие ребенка, не утихали. Участники этой дискуссии обычно принадлежат к одной из трех областей: социальной, которая оставляет окружающую среду приоритетом, биологической, где наследственность является основным фактором развития ребенка, и биосоциальной, которая занимает центристскую позицию и отдает равный приоритет обоим факторам.
Ни в коей мере не умаляя влияния наследственности, обратим внимание на то, что для педагогов-практиков она является постоянной, в то время как средой можно и нужно управлять, чтобы корректировать влияние наследственности в педагогических целях [2, с.203].
В связи с практической ценностью в настоящее время наиболее востребована социальная концепция развития личности, основанная на экологическом подходе. Более того, в этой концепции приоритет отдается не окружающей среде, а ее активному восприятию дошкольниками. Воспитание и развитие дошкольников, по мнению приверженцев этой концепции, происходит в процессе активного восприятия окружающей среды. В настоящее время социальная концепция настолько знакома нам, что кажется простой и почти очевидной, но педагогическая мысль пришла к ней в результате столкновения противоположных мнений. Рассмотрение этого пути позволит нам обогатить наше понимание концепции многими нюансами и сделать более точным применение экологического подхода.
Центральное место в педагогической деятельности Жан-Жака Руссо занимала идея естественного образования. Эта идея описана в его работе «Эмиль, или О воспитании». Естественное воспитание во многом является созданием подходящей среды. Жан-Жак Руссо предложил создать среду, в которой был бы достигнут баланс между реальными возможностями и естественными потребностями ребенка [3, с.21].
Идеи Ж.-Ж. Руссо повлияли на педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци, который утверждал, что учитель должен создавать условия для развития ребенка, организовывать воспитательную и учебную среду, чтобы ребенок мог самостоятельно накапливать жизненный опыт. Песталоцци уже очень близок к современным подходам, утвержденным в государственных стандартах.
Глава 2. Роль семьи в создании адекватной речевой среды для ребёнка раннего возраста с особенностями психофизического развития
2.1 Позиции родителей в создании адекватной среды для ребёнка раннего возраста с особенностями психофизического развития
Рождение ребенка с психофизическими особенностями является серьезным кризисом для семьи не только потому, что рождение ребенка является одним из нормативных кризисов семьи, но и потому, что патология ребенка в той или иной степени влияет на эмоциональное состояние родителей и требует от них высоких духовных, физических и материальных затрат. Это приводит к перестройке отношений семьи с соседями и встает проблема изменения ее социального положения. Таким образом, каждая перестроечная семья, с одной стороны, меняет свой образ жизни, с другой – ставит родителей в ситуацию, когда к ним предъявляются новые требования.
Изучение отношения родителей к ребенку в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии показали, что родители избегают контакта со своим ребенком и стремятся защитить его от любой дискриминации.
Современные воздействия и подавление различных проявлений агрессивности от детской стороны. В отношениях родитель-ребенок наиболее распространена гиперпека и авторитарный стиль. Гиперопека выражается в чрезмерной концентрации внимания на ребенке, что проявляется в чрезмерной заботе о ребенке и вмешательстве в его мир [17, с.12].
В этом случае родители склонны подавлять любые проявления своей воли и попытки выразить свои потребности. При этом родители предпринимают различные действия, направленные на ускорение развития ребенка, не учитывая его психофизический дефект. Следует отметить, что независимо от тяжести нарушений развития ребенка родители воспринимают его как ребенка, непригодного для жизни и неспособного добиться успеха. В тех случаях, когда психофизические нарушения у детей имеют более выраженные проявления, родители чаще проявляют тяжесть и раздражительность, нежели редко занимают и «мученическую» позицию. В этом случае отношения между родителями и детьми развиваются авторитарно и сопровождаются чрезмерной эмоциональной дистанцированностью с ребенком.
Таким образом, для семей с детьми с особенностями психофизического развития (умственная отсталость, недоразвитость речи, синдром дефицита внимания с гиперактивностью) характерным является распространенность дефекта отторжения в сочетании с выраженной гиперопекой и чрезмерной концентрацией внимания на ребенке. Семьи с детьми с тяжелыми психофизическими нарушениями развития (задержка психического развития, сенсорные нарушения, общая отсталость в развитии) речи, детский церебральный паралич и т.д.) демонстрируют принятие дефекта в головном мозге. в сочетании с авторитарным стилем и чрезмерной эмоциональной отдаленностью с детства.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что что среда представляет собой определенную действительность, в которой функционирует ребенок. При правильной организации среды происходит правильное развитие ребенка и его социализация в общество.
В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, не характерными для доиндустриального общества. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения ролей в семье.
Семья является наиболее эффективным средством развития личности ребенка и формирования его речевой культуры. Именно семья закладывает основу для формирования личности ребенка, а также формирование основных направлений во взаимодействии с окружающими.
Мы рассмотрели особенности создания речевой среды в дошкольных учреждениях:
- речевая среда должна быть уютной и комфортной для детей;
- речевая среда должна быть рационально организована, наполнена различными сенсорными раздражителями, содержать игры.
- речевая среда должна сохранять свою доступность и естественность.
Хорошая организация речевой среды позволяет детям формировать свои речевые способности не только во время занятий, но и во время самостоятельной деятельности.
Нами было определено, что при рождении ребенка с особенностями психофизического развития родители испытывают различные эмоциональные переживания и имеют конкретные позиции по отношению к данной ситуации. при появлении в семье ребенка с особенностями психофизического развития представляет собой большую проблему для эмоциональных и поведенческих особенностей данной семьи.
Многие родители испытывают негативные эмоции в связи с рождением ребенка с особенностями психофизического развития. Эти негативные проявления оказывают влияние на эмоциональное состояние каждого ребенка.
При рождении ребенка с особенностями психофизического развития родители должны придерживаться определенных форм и методов деятельности, которые отражают особенности взаимодействия родителей и детей. Создание адекватной речевой среды необходимо провести как отражение включения в работу различных форм и игр, направленных на речевое развитие.
1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 222 с.
2. Винникотт, Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д. В. Винникотт. – Екатеринбург: Изд–во «ЛИТУР», 2004. – 400 с.
3. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждения / Т.П. Елисеева; под ред. М.М. Ярмолинская. – Мн.: Лексис, 2004 – 68 с.
4. Евтух, А. Двойная защита: семья – детский сад// Пролеска. – 2006. – № 10. – С. 38–42
5. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб пособие / А.Н. Ганичева. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 245 с.
6. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДУ. Методический аспект / Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
7. Кулакова, Е. Как мы работаем с родителями // Игра и дети. – 2005. – № 4. – С. 16–17
8. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь: Творч. центр «Сфера», 2006. – 177 с.
9. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Владос, 2004. – 407 с.
10. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – М. : Гуманитар. изд. центр «Владос», 2007. – 320 с.
11. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / К.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
12. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьёй / Т.С. Лобанок, Т.Н. Агеева, Т.В. Колосова, Л.М. Шамесова; под. Общей ред. Т.С. Лобанок. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003 – 56 с.
13. Образование родителей и школа: учеб.–метод. пособие/ под ред. Л.Г. Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2009. – 256 с.
14. Работа с родителями детей с ОПФР /Методические рекомендации. – Могилев, 2000. – 41 с.
15. Семья: прошлое, настоящее и перспективы: пособие для педагогов/ А.В. Воднева Л.И. Смагина и др.: под общ. ред. А.К. Воднева и Л.И. Смагиной. – Мн.: Маст.лiт., 2000. – С. 130–151
16. Серебрякова, Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. В. Серебрякова. – М.: КАРО, 2014. – 64 с.
17. Социально–педагогическая помощь семье ребенка с особенностями: практический опыт и проблемы работы / Г.Н. Лептеева, С.М. Сюркина, Н.А. Лустенкова, Н.А. Шпакова. – Могилев, 2005. – 38 с.
18. Филипович, И.В. Технология консультирования семей по проблемам развития ребенка раннего возраста: учеб.–метод. пособие / И.В. Филипович – Мн.: Веды, 2001. – 116 с.
19. Чечет В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Т.М. Коростелева. – Мн.: Университетское, 2000. – 145 с.
20. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. / Л.М. Шипицина. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.