ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ В ПСИХОЛОГО−ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. История изучения графомоторных функций
1.2. Развитие графомоторных функций в онтогенезе
1.3. Особенности графомоторных функций у младших школьников с речевыми нарушениями
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1. Исследование особенностей графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
2.2. Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Дети младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием зачастую сталкиваются с трудностями в дальнейшем обучении. На сегодняшний день это чрезвычайно актуально в том, что дети в недостаточной степени готовы к обучению в школе. Они слишком долго приспосабливаются к новой учебе.
В качестве базового критерия того, что ребенок уже готов к школе, считается сформированность графомоторных функций, что означает уровень развития мелкой моторики и скоординированности пальцев. Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что функции и таланты детей происходят от уровня сформированности их двигательных функций. Если ребенок уверен в себе и в своих передвижениях, тем более сложными становится его талант, тем больше функций он имеет и тем он более интеллектуально развит [21]. Тем не менее, у детей с ОНР имеется трудность в формировании графомоторных функций. Это происходит по причине недостаточной скоординированности движения, некорректной ориентировки в пространстве, а также трудностей в контроле.
Младший школьный возраст является сензитивным возрастом с целью формирования мелких двигательных функций, то при помощи применения различных типов упражнений, при использовании целостного коррекционного направления вполне вероятным кажется формирование и совершенствование графомоторных функций у детей с речевыми нарушениями.
Таким образом, проблема развития графомоторного навыка школьников является чрезвычайно важной и значимой.
Цель: исследование состояния графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. описать историю изучения графомоторных функций;
2. охарактеризовать развитие графомоторных функций в онтогенезе;
3. представить особенности графомоторных навыков у младших школьников с речевыми нарушениями;
4. провести исследование особенностей графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ В ПСИХОЛОГО−ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. История изучения графомоторных функций
Прежде чем говорить о понятии графомоторного навыка, необходимо пояснить, что такое навык в целом. Есть много толкований этого понятия. Одним из наиболее распространенных является определение навыка как долгосрочной реализации действия, которое было улучшено в процессе многих целевых упражнений. Его главная характеристика – отсутствие направленного контроля сознания, оптимального времени выполнения и качества. Наиболее полная и адекватная концепция навыка как сложной многоуровневой двигательной системы была интерпретирована Н. А. Бернштейном. Он утверждал, что «... навык – это активная психомоторная деятельность, которая формирует как внешний дизайн, так и саму сущность двигательного упражнения... Развитие моторного навыка – это семантическое цепное действие, в котором вы не можете выпустить отдельную семантическую деятельность, которая связывает и не смешивает их по порядку... Само моторное мастерство представляет собой очень сложную структуру: оно всегда имеет ведущие и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизацию и транскодирование – это разные ранги и т. д. Степень насыщенности определяется как чисто качественной структурной сложностью, так и процессом ее формирования [5].
Н. А. Бернштейн утверждал, что на начальных этапах отработки нового навыка повторение не может привести ни к чему, кроме захвата неуклюжих и неправильных движений новичка. Вся суть развития навыка заключается в том, что там, где есть развитие, каждое последующее выполнение лучше предыдущего, то есть оно не повторяет его; следовательно, упражнение – это, в частности, повторение без повторения. Решение этого очевидного парадокса состоит в том, что правильно проведенное упражнение снова и снова повторяет не то или иное средство решения этой двигательной задачи, а процесс решения этой проблемы, время от времени меняя и улучшая средства.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1. Исследование особенностей графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Базой исследования является ГУО "Средняя школа №11 г.Мозыря".
Для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования использовались педагогические методы. Применение ряда методов позволяет наиболее полно изучить исследуемую проблему. Психология и педагогика пользуются устоявшейся системой методов и различных частных методик.
Педагогические методы – это методы исследования, которые служат для решения научно-педагогических задач. Для выявления уровня сформированности графомоторных навыков использовались несколько основных методов педагогического исследования.
1. Наблюдение.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.
Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым для повышения его эффективности. Метод наблюдения является наиболее доступным и распространенным, но он имеет ряд недостатков. Наблюдение не раскрывает внутреннюю сторону педагогических явлений, практически невозможно обеспечить полную объективную оценку, наблюдение всегда будет иметь субъективную окраску. Поэтому метод наблюдения чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими педагогическими методами [24].
2. Педагогический эксперимент.
Термин «эксперимент» — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, которые лишь регистрируют уже существующие характеристики, метод эксперимента носит созидательный характер. Экспериментатор наблюдает за процессом, который он сам контролирует и осуществляет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети общим недоразвитием речи представляют собой специфическую группу детей, у которых отмечается мало предпосылок для овладения грамотой. На сегодняшний день не вызывает сомнения факт взаимосвязи и взаимозависимости между отсутствием полностью развитой речью и проблемами с чтением и написанием. Требования, которые выдвигаются к первоклассникам, на данным момент находятся на достаточно завышенном уровне. Программы, предназначенные для обучения и воспитания детей в начальной школе, являются комплексными и наполнены трудными сведениями. Данный материал возможно познать лишь при помощи развитого навыка чтения. Ребенок с недоразвитием речи, поступающий в общеобразовательное учебное заведение, имеет ряд сложностей при овладении чтением.
Эффективная коррекция сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста находится в тесной связи от ориентации сущности, приемов и способов оформления речевых и неречевых способов приготовления к овладению письмом. Ряд ученых выделяют тот факт, что сложности в овладении графомоторными навыками могут содействовать возможности отсутствию успеха в начальной школе, отсутствием контролирования поведения, отсутствием навыка принятия требований школы, а также это все ведет к развитию различных психических болезней.
Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР имеет ряд сложностей, которые находятся в тесной связи с нарушениями психофизиологического развития. Невысокая степень познавательной деятельности, медленное восприятие и переработка новых сведений, неидеальность взаимосвязей между анализаторами и ориентировкой, к тому же, слабые навыки самоконтроля делают овладение графомоторными навыками чрезвычайно сложным.
Ниже представлены несколько примеров упражнений, которые можно использовать:
1. Мелкая моторика пальцев
- Задания с целью формирования силы и быстроты пальцев.
2. Зрительный анализ и синтез
- Задания с целью прояснения понятий право-лево.
- Упражнения с целью ориентации в пространстве.
- Упражнения с целью отбора определенного направления.
1. Агаркова, Н. Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников / Н. Г. Агаркова. – М. : Просвещение, 1987. – 129 с.
2. Аксенова, А. К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. – М. : Владос, 2002. – 106 с.
3. Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких. – М.: Аурис, Айсберг, 2011.– 216 с.
4. Бернштейн, Н. А. Построение движений / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с.
5. Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных функций у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М.Вартапетова // Логопед. - 2013 - №3. – С. 23-25.
6. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Академия, 2002. – 207 с.
7. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - М.: Просвещение, 2006. - 93с.
8. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1990. – 120 с.
9. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. – М. : Просвещение, 1988. – 228 с.
10. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений / А. Г. Зикеев. – М. : Академия, 2002. – 174 с.
11. Иванова, Т.Л. Готовимся к письму / Т.Л. Иванова. – М.,1994. – 125 с.
12. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических функций у детей 5-7 лет / Н.В. Квач. – М., 2011. – 160 с.
13. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова. – СПб, 2016.
14. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1973. – 193 с.
15. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб. : ИД «М и М», 1997. – 210 с.
16. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – СПб. : КАРО, 2006. – 144 с.
17. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского [и др.]. – М. : Просвещение, 1985. – 195 с.
18. Лурия, А. Р. Мозг человека психические процессы / А. Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1970. – 495 с.
19. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 60-64.
20. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : учеб. пособие / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 282 с.
21. Cветлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша.
22. Сиротюк, А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда / А.Л. Сиротюк // Ж. Логопед, № 2, 2006. – С. 28-33.
23. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.rulit.me/books/serdce-otdayu-detyam-read-11277-52.html