ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ИКТ
1.1 Понятие познавательной активности в психологии
1.2 Использование информационно–компьютерных технологий в процессе развития познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1 Процедура и методы изучения познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха
2.2 Результаты исследования психологических особенностей проявления познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха
2.3 Практические рекомендации по использованию современных ИКТ как средства активизации познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая особенность нашего времени – высокие темпы развития во всех областях жизни. Эта особенность времени заостряет внимание педагогической теории и практики на вопросах развития познавательных сил и способностей учащихся. Без развития познавательной активности, воспитания готовности и умений самостоятельно пополнять свои знания нельзя окончательно решить задачи формирования нового человека [7, с. 72].
Проблема формирования познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что не только процесс обучения проходит эффективнее, если младший школьник проявляет познавательную активность, но и становление такого социально значимого качества будет положительно влиять на развитие личности учащихся.
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению и расширению знаний, развитию кругозора [17, с. 22].
В самых различных системах обучения использованию современных ИКТ отводится особое место. Применение информационно–коммуникативных технологий в работе с глухими и слабослышащими детьми должно встраиваться в систему обучения и воспитания, а не существовать изолированно. Вопрос развития детей с помощью компьютера привлекает внимание практиков и ученых разных специальностей.
Поясним актуальность использования компьютера в работе с глухими и слабослышащими воспитанниками в связи компенсаторной ролью зрительного анализатора. Зрительное восприятие для ребёнка с дефицитарным развитием – это главный источник представлений об окружающем мире. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка но переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. В системе информационных технологий визуальный канал передачи информации занимаем центральное место. У детей с нарушением слуха по данным психолого–педагогических исследований (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, Т.В.Розанова и др.), проявляется отставание мыслительной деятельности: в резком отставании словесно-логического мышления; в дефиците мотивации, крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием; несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ИКТ
1.1 Понятие познавательной активности в психологии
Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательная активность – представляет собой процессы присвоения определенных знаний, которые добыты другими, и на основе этого выработка собственного представления об окружающем [22, с. 65]. Познавательная активность представляет собой целенаправленную форму активности личности, которая регулируется внутренними и внешними условиями жизнедеятельности, которая имеет деятельностный и организованный характер. Познавательная активность – является обширным понятием, которое охватывает перцептивную, умственную, символическую, предметную, мнемоническую деятельности, а также учебные и воспитательные мотивы. Важной особенностью познавательной активности является ее индивидуализированность, которая оказывает значимое влияние на результаты и процесс течения этой активности.
Анализ психолого–педагогической литературы показал, что отсутствует единый подход к определению понятия «познавательная активность», что свидетельствует о его многоаспектности и многогранности.
В педагогике познавательная активность трактуется как качество деятельности ученика, которое может проявляться в его отношении к процессу и содержанию учения, в стремлении к эффективному овладению способами деятельности и знаниями за минимальное время, в мобилизации нравственных и волевых усилий для достижения учебно–познавательной цели [26, с. 61].
Т.И. Зубкова определяет познавательную активность как характеристику деятельности, естественное стремление человека к познанию, интенсивность и интегральное личностное образование [16, с. 11].
По мнению В.С. Ильина, в основе развития познавательной активности стоит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [17, с. 59].
Г.И. Щукина определяет как качество личности «познавательную активность», которое содержит стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный ответ на процесс познания. По её мнению, качеством личности «познавательная активность» является при устойчивом проявлении стремления к познанию [32, с. 17].
Э.А. Красновский предлагает познавательную активность определять как проявление всех сторон личности младшего школьника: включает и интерес к новому, радость познания, стремление к успеху, установка к решению задач, постепенно усложняющихся в процессе обучения.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1 Процедура и методы изучения познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха
На данном этапе исследования нами было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня развития познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха.
В диагностическом исследовании приняли участие 25 младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха (13 девочек и 12 мальчиков). Возраст детей 6–7 лет.
Диагностическое исследование проводилось с использование следующих методик: наблюдение за познавательной активностью младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха, а также методика диагностики познавательной активности младшего школьника А. А. Горчинской (Приложение 1).
Рассмотрим подробнее каждую из методик:
1. Наблюдение.
Цель: определить уровень познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха, определить соотношение отвлекающих факторов и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к обучению.
Инструкции для наблюдателя. Периодом наблюдения является первая неделя всех занятий (для первой стадии диагностики) и последняя неделя (для второй стадии диагностики). В процессе наблюдения мы отметили наличие следующих проявлений у младших учеников.
Активность:
- проявляет интерес к теме (1).
- интерес направлен на объект исследования (2).
- задает вопросы, пытается ответить на них (3).
- проявляет любопытство (4).
Самостоятельность:
- выполняет задания самостоятельно (5).
- показывает стабильность в достижении цели (6).
Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с обучением).
- показывает нестабильность в их интересах (7).
- преобладает эмоциональная активность ребенка (8).
2. Методика диагностики познавательной активности младшего школьника А. А. Горчинской.
Цель методики: оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.
Содержание методики: анкета состоит из пяти вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательная активность – представляет собой процессы присвоения определенных знаний, которые добыты другими, и на основе этого выработка собственного представления об окружающем. Познавательная активность – ключевое условие в формировании у обучающихся потребности в знаниях, овладения интеллектуальными умениями, самостоятельности, обеспечения глубоких и прочных знаний.
Научные исследования дефектологов Л. С. Выготского [5], Р. М. Боскис [4] и др. позволили установить, что особенности дефекта каждой категории детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших) накладывают определенный отпечаток на развитие речи и развитие их познавательной сферы.
Педагогу необходимо использование информационно–компьютерных технологий в работе с такими детьми, что позволит чувствовать себя комфортно в новых социально–экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития открытой образовательной системы.
Использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.
С целью выявления уровня развития познавательной активности младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 25 младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха (13 девочек и 12 мальчиков). Возраст детей 6–7 лет.
Диагностическое исследование проводилось с использование следующих методик: наблюдение за познавательной активностью младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха, а также методика диагностики познавательной активности младшего школьника А. А. Горчинской.
Обобщая полученные данные по двум методикам можно сказать, что:
3. Основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учёбе. Эти дети часто отвлекаются на уроке на посторонние дела. Учащиеся активны только по «заданию учителя». Количество детей, у которых активность превышает отвлекаемость больше, чем детей, у которых отвлекаемость превышает активность.
4. Количество младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха, имеющих средний уровень познавательной активности, преобладает над высоким и низким.
Стоит также отметить, что в целом познавательная активность данной группы исследуемых младших школьников с тяжелыми нарушениями слуха требует определенного развития, так как основная масса детей не имеет высокого уровня познавательной активности.
1. Аксенова Л.И. Восприятие глухих детей / Л.И. Аксенова // Дефектология. – 2005. – №21.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. – М., 2005.
3. Бельтюков В.И. Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка / В.И. Бельтюков // Теоретические и прикладные исследования психологии речи. – М., 2003.– С.72-91.
4. Беспаленко Е.М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно–практической конференции «Философские и психолого–педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008. – ВГУ. – 227-230 с.
5. Бордовский Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика. – 1999. – №5. – С.12–16.
6. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис – М.: Академия, 2004.– 230 с.
7. Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике / М.Вилотиевич // Вестник Моск. ун–та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2003. – №1. – С.20.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т.– М.; Педагогика, 1982.– т. 2–19 с.
9. Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии – 1999.– № 2.– 61–74 с.
10. Грабенко Т.М. Игровая педагогическая технология как средство эмоционального развития слабослышащих школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.М. Грабенко. – СПб., 2004.– 18 с.
11. Дидактика технологического образования: Книга для учителя / Под ред. П.Р.Атутова. – М., 1998.
12. Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Прессмана. – М., 1981.
13. Елшанский, С.П. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» / С.П. Елшанский [и др.] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2016. – № 22. – С. 114-118.
14. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей / Н.И. Запрудский. – Мн., 2003.
15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М., 2003.
16. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с.
17. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
18. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты / К.Корин // Alma Mater. – 2002. – №2. – С.16.
19. Лурия, А.Р. Язык и мышление / А.Р. Лурия. – СПб.: Речь. – 1979.
20. Новожилова Н.В. Использование интернет–технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В. Новожилова // Завуч. – 2003. – №8. – С.118–125.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
22. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 212 с.
23. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114-122.
24. Розанова, Т.В. Дети с нарушениями слуха /Т. В. Розанова // Специальная психология: учебное пособие/ В.И. Лубовский и др.; под ред.В. И. Лубовского. – М., 2003. – С. 138 – 193
25. Свистунова Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования / Е.Л. Свистунова // Школа и производство. – 2004. – №8. – С. 18–21.
26. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 576 с.
27. Ставрасова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера / О.Б. Ставрасова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
28. Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.А. Сметании, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К.А. Квасневского. – М., 1984.
29. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторской. – М.: Изд–во УНЦ ДО, 2005. – 239 с.
30. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе / Н.М. Шахмаев. – М., 1983.
31. Штепина, И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников / И. С. Штепина. – Текст: непосредственный, электронный // Психологические науки: теория и практика: материалы I Меж.дунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – Москва: Буки-Веди, 2012. – С. 125-127.
32. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 351 с.
33. Якиманская И.С. Технологии личностно ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.