ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
1.1 Основные подходы к изучению синдрома эмоционального выгорания в психологии
1.2 Социально-экономический статус личности и его характеристики
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-экономического характеристик личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях преобразования социально-экономической ситуации в нашей стране на первый план выступает личности специалиста. Развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Вместе с тем, в последние года наблюдается рост числа людей, подверженных негативному влиянию профессиональной деятельности, которая занимает важное место в жизни человека. Многие специалисты, особенно представители коммуникативных профессий, испытывают негативно окрашенное психологическое состояние, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания, которые отрицательно сказывается на личности специалиста, успешности его профессиональной деятельности.
Синдром эмоционального выгорания изучали многие зарубежные (Э. Пайнс и Э. Аронсон, К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман и Е.А. Хартман, К. Чернисс и др.), российские (В.В. Бойко, Н.Е. Водовьянова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и др.) и белорусские ученые (Т.А. Исакова, Т.В. Кецко, А.В. Ракицкая, Ж.В. Рзаева, М.М. Скугаревская и др.). Современные ученые согласны в том, что профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания.
В современной литературе имеются сведения о влиянии низкого социально-экономического статуса на физическое здоровье личности (B.C. Тапилина и др.). Установлено, что чем выше экономический статус, тем в среднем меньше количество отклонений от здоровья. Кроме того, хронические стрессы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым социально-экономическим положением, могут увеличивать риск заболеваний. Длительное состояние страха, неуверенности, низкая самооценка, социальная изоляция, невозможность принимать решения и контролировать ситуацию на работе и оказывают негативное влияние на здоровье, вызывают депрессию. Низкое социально-экономическое положение воздействует, следовательно, на здоровье непосредственно через депривацию и материальные лишения и через субъективное восприятие людьми своего неравного положения в обществе и связанные с этим оценки, отношения, переживания [22].
Открытым остается вопрос, существует ли связь между социально-экономическими характеристиками и психическим здоровьем личности (эмоциональным выгоранием в частности).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
1.1 Основные подходы к изучению синдрома эмоционального выгорания в психологии
Эмоциональное выгорание является одной из важных проблем в психологической науке на протяжении десятилетий. Начиная с 70-х гг. XX в. велись дискуссии о трактовке понятия «эмоционального выгорания», его генезиса, закономерностей развития симптомов, влияния данного феномена на эффективность профессиональной деятельности [3, с. 245].
В зарубежной психологии существуют результирующие, процессуальные, стадиальные объяснительные модели эмоционального выгорания специалиста. Отечественные теории эмоционального выгорания трактуют понятие согласно позиций структурного и системных подходов, что не идет в разрез с зарубежными представлениями о феномене «эмоционального выгорания». На современном этапе изучения синдрома эмоционального выгорания большинство авторов рассматривает его или в качестве долговременной реакции на стресс, или как долговременную стрессовую реакцию, или синдрома, возникающего вследствие продолжительного профессионального стресса. Другие исследователи определяют феномен с другой позиции: как психологический механизм защиты на избранные психотравмирующие воздействия [3, с. 246].
В рамках одномерной модели эмоционального выгорания Э. Пайнс и Э. Аронсон рассматривают эмоциональное выгорание как состояние эмоционального, когнитивного и физического истощения, инициированного продолжительным пребыванием в эмоционально перегруженных обстоятельствах. В качестве основной причины здесь выступает эмоциональное истощение, а остальные аспекты проявления дисгармонии поведения и переживаний являются лишь его последствием. Считается, что «выгоранию» подвержены профессии не только социальной направленности. А. Пайнс пришла к тому, что, если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. При этом выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний [6, с. 295].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-экономических характеристик личности нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-экономических характеристик личности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный университет имени Максима Танка». В исследовании приняли участие 30 представителей коммуникативных профессий в возрасте 35-45 лет со стажем работы 10-17 лет, работающих в сфере оказания образовательных услуг населению. Все испытуемые являются женщинами. Выборку исследования составили 2 группы: 15 индивидуальных предпринимателей и 15 педагогов средней школы.
В основе исследования лежало предположение о том, что существует взаимосвязь эмоционального выгорания и социально-экономических характеристик личности.
Методики исследования:
1. Анкета «Социально-экономические особенности личности» (собственная разработка).
Разработанная нами анкета предназначена для определения социально-экономических характеристик личности испытуемых: семейного положения, уровень образования, уровень дохода, должности, а также уровня удовлетворённости своим социально-экономическим статусом.
Анкета включает 6 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов (Приложение А).
2. Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Цель: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что синдром эмоционального выгорания представляет собой профессиональный феномен, состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы. Эмоциональное выгорание тесно связано с психологическими особенности личности, с восприятием личностью собственной социальной компетентности и продуктивности в межличностном взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности и возникает на фоне длительного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания в своем развитии проходит три фазы: напряжение, резистенция и истощение.
Социально-экономический статус представляет собой положение (позицию) индивида в системе социальных отношений и экономике страны, характеризующееся определенными правами и обязанностями, возможностями и влиянием. Основными социально-экономическими характеристиками являются: пол, семейное положение, национальность, образование, профессия, должность, уровень дохода, удовлетворённость своим положением в обществе. Главный социально-экономический статус преимущественно связывается с профессиональной деятельностью. У специалиста, который не удовлетворен своим социально-экономическим статусом, может нарушиться его психическое здоровье.
В результате эмпирического исследования выявлены основные социально-экономические характеристики представителей таких коммуникативных профессий, как: предприниматели, оказывающие образовательные услуги, и педагоги средней школы. Предприниматели, оказывающие образовательные услуги, имеют преимущественно высшее образование, не замужем, имеют уровень дохода выше среднего. Большинство педагогов средней школы имеет среднее-специальное образование, состоит в зарегистрированном браке, имеет доход ниже среднего. Большая часть предпринимателей удовлетворены своим социально-экономическим статусом, а педагоги отметили частичную удовлетворённость своими положением в обществе.
Установлено, что у предпринимателей, оказывающих образовательные услуги, сложился такой симптом эмоционального выгорания, как: «Расширение сферы экономии эмоций. У педагогов средней школы сложился симптом «Эмоциональный дефицит». У педагогов также складываются симптомы Неудовлетворенность собой», «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоционально-нравственная дезориентация», «Расширение сферы экономии эмоций».
1. Бадараев, Д.Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе / Д.Д. Бадараев // Вестник Бурятского государственного университета. − 2009. – Вып. № 5. – С. 224-228.
2. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко – СПб. : Питер, 2004. – 235 с.
3. Гордеева, М.А. Взаимосвязь индивидуальных, социально-психологических характеристик личности и особенностей эмоционального выгорания у государственных служащих / М.А. Гордеева, В.В. Константинов // Вестник университета. – 2014. – № 9. – С. 245-251.
4. Кабелькова, А.С. Сущность предпринимательства : теоретический аспект / А.С. Кабельникова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 520-523.
5. Караваев, А.Ф. Развитие личности в профессиональном становлении специалиста / А.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. – № 3. – С. 61-64.
6. Кецко, Т. В. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов / Т. В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология : Сб. науч. тр. Вып. 6. – Мн. : БГПУ, 2005. – С. 198-206.
7. Кецко, Т.В. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т.В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология : сборник научных трудов. – Мн. : БГПУ, 2007. – С. 294-303.
8. Недоспасова, О.П. Социально-экономический статус человека как один из факторов формирования его здоровья / О.П. Недоспасова // АНИ : экономика и управление. – 2017. – Т. 6, № 1(18). – С. 140-144.
9. Неруш, Т.Г. Обзор направлений исследований феномена выгорания в российской психологии / Т.Г. Неруш, Л.А. Ольхова, Е.А. Падалка // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. –2018. – №. 3. – С. 21-29.
10. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
11. Парабучев, А.И. Учитель в эпоху общественных трансформаций – к автопортрету профессии / А.И. Парабучев // Вопросы образования. – 2005. – № 1. – С. 246-259.
12. Подколзина, Н.А. Социальный статус предпринимателя в малом бизнесе : автореф. дис. … канд. социол. наук / Н.А. Подколзина. – Москва, 2006. – 25 с.
13. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=943.
14. Ракицкая, А.В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А.В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – № 3–4. – С. 48–54.
15. Романова, Н.П. Социальный статус как интегративный показатель положения человека в обществе : гендерный аспект / Н.П. Романова // Вестник ЧитГУ. – 2006. – № 3 (54). – С. 132-138.
16. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85–95.
17. Рубцова, О.Л. Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования / О.Л. Рубцова // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 2. – С. 219-221.
18. Савченко, П.В. Двойственная природа человека: человек как субъект экономики и общества / П.В. Савченко, М.Н. Федорова // Проблемы современной экономики. – 2009. - № 2 (30). – С. 2-9.
19. Сидоров, П.А. Синдром эмоционального выгорания / П.А. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – №7. – С 16-21.
20. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – № 7. – С. 3-9.
21. Сорокин, Н.С. Практики социального партнерства в государственном и негосударственном секторах занятости современной России / Н.С. Сорокин // Вопросы управления. – 2018. – № 2. – С. 117-127.
22. Тапилина, В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения / В.С. Тапилина // Социологические исследования. – 2004. - № 3. – С. 126-137.
23. Филиппов, А.А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современном российском обществе / А. А. Филиппов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 2 (18). – С. 89-97.
24. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
25. Хуснутдинова, М.Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов / М.Р. Хуснутдинова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. № 4. – С. 38-48.