ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие словарный запас и его развитие в онтогенезе
1.2 Особенности словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи
1.3 Значение дидактической игры в формировании словарного запаса у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Методическое обоснование использования дидактических игр при формировании словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Разработка комплекса дидактических игр по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время на первый план выходит вопрос формирования словаря детей с нарушениями речи в логопедической практике. Особенностью работы словаря в дошкольных учреждениях является то, что он связан со всей воспитательной работой с детьми. Словарь обогащается в процессе знакомства с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в общении. Полноценное владение родным языком, развитие языковых навыков является ядром полноценного формирования личности ребенка – дошкольника. Для дошкольников наиболее доступной является дидактическая игра, поэтому формирование словаря осуществляется через игры.
Работа по обогащению словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Поэтому без расширения словарного запаса невозможно улучшить их речевое общение.
Основы методики развития словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались такими авторами, как: А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадринаи др.
Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей. Психолого-педагогические особенности и механизмы развития словаря детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Многие исследователи указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Дети с общим недоразвитием речи сталкиваются со значительными трудностями в овладении словарным запасом без специально организованной подготовки и выбора эффективных средств и методов обучения. Для детей дошкольного возраста с отставанием в развитии речи освоение словарного запаса особенно затруднено. Анализ обогащения словарного запаса для дошкольников с общим недоразвитием речи показывает значительные отклонения от возрастных норм, ограниченность словарного запаса, особенности его использования, неточность употребления слов (Б.М. Гриншпун, В.Н. Еремина, И.Ю. Еремина). Р.Е. Кондратенко, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова, С.Н. Шаховская и т.д.).
Нарушения лексикообразования у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченном словарном запасе, резком расхождении между активным и пассивным словарным запасом, неточном употреблении слов, многочисленных словесных пара фаз, не сформированных семантических полей, трудностях в обновлении словаря.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие словарный запас и его развитие в онтогенезе
Речь и мышление объединены и, с точки зрения психологов, символизируют собою общий речемыслительный комплекс. Речь считается орудием мышления, поскольку считается, что за пределами языковой деятельности мысли не существует. Каждая мыслительная процедура в той или иной мере опосредована информацией, что можно проследить на примере развития детского мышления.
Согласно теории П.Я. Гальперина о раздельном создании интеллектуальных операций, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» приобретенное действие словом. Затем в силу вступает сопровождающая (направляющая действие) функция речи. К окончанию дошкольного детства речь сменяет действия в качестве способа решения задач, что позволяет действию «свернуться», полностью превратиться в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи (процесс интериоризации, по Л.С. Выготскому) [7, с. 231].
Таким образом, можно считать, что развитие умственной способности ребенка прямо зависит от степени сформированности вербальной функции. Речь, в свою очередь, восполняется и модернизируется под воздействием постоянно развивающихся и совершенствующихся психологических процессов.
Если речь имеет недостатки (особенности), ввиду разных обстоятельств (внутренних и внешних), то речевая работа проявляется негативно в воздействии на развитие психологической сферы ребенка и формирование его индивидуальных свойств.
Сначала недостатки вербальной функции приводят к нарушенному или задержанному формированию основных психологических функций, опосредованных речью (словесной памяти, усвоения семантики, слухового внимания, словесно-логического мышления). Это выражается как в продуктивности мыслительных действий, так и развитии мышления (В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Недостаток в речи оставляет след на сформированности ребенка, затрудняет коммуникации. (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.) [1, с. 315].
Данные факторы задерживают развитие речевой и игровой деятельности ребенка (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Усачева и др.), которые играют ведущую роль в общем психическом развитии, а затем препятствуют к переходу к обучению в школе [16, с. 168].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Методическое обоснование использования дидактических игр при формировании словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование словаря у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку по мере развития словообразования словарь быстро пополняется производными словами. В процессе развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественных изменений в его деятельности словарь ребенка также формируется в количественном и качественном аспектах. У детей с общим недоразвитием речи выявляется нарушение формирования словаря, которое проявляется в: ограниченном словарном запасе, несогласованности объема пассивного и активного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных словесных заменах, неправильных обобщающих понятиях, трудностях актуализации слов. В частности, в актуализации глаголов и прилагательных наблюдаются различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием. Для преодоления недостатков в формировании словарного запаса разработаны многие методы коррекции и речевой терапии с использованием дидактических игр. В настоящее время это направление работы является одним из приоритетных.
Г.А. Ионова говорит о роли дидактических игр и упражнений для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Дидактические игры являются одним из средств, способствующим уточнению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях, обогащению словаря. Так дидактические игры с игрушками и предметами: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляют глаголы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности, по мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий. В процессе обогащения словаря происходит и уточнение значения слова, а также развитие психических процессов. В норме развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, потому что именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Нарушение речевой деятельности у детей с общими недоразвитием носит многоаспектный характер и требует выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении задач в области коррекции и воспитания. Периодизация проявлений общего недоразвития речи позволяет увидеть особенности речи детей от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Главные направления речевого развития дошкольников – это коррекция произношение и словарная работа. Особенность работы над словарем – связь с обогащением знаний и представлений детей с общим недоразвитием речи об окружающем их мире, о быте, о природных явлениях.
Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления, особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. Дидактические игры позволяют решать многие задачи речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки изменения и образования слов, упражняют в составлении речевых высказываний, развивают связную речь.
Среди всего многообразия методов развития речи для дошкольников с общим недоразвитием речи особое место занимают дидактические игры. Эти игры направлены на решение конкретных проблем воспитания детей, но в то же время они показывают воспитательное и развивающее воздействие игровой деятельности. Игра больше, чем любая другая форма деятельности, отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста. Это лучший способ пополнить словарь.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред, пед. Учеб. Заведений / М.М. Алексеева. – 3-изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Адукацыя i выхаванне. 2010. – 152 с.
3. Баль, Н.Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / К. Ю. Андреева [и др.] ; под общ. ред. Н.Н. Баль. – Минск : Зорны Верасок, 2014. – 163 с.
4. Баль, Н.Н. Методические аспекты проблемы формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи средствами информационных технологий / Н.Н. Баль, Н.В. Чемоданова // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летн. юбилею Ин-та спецобразования. – 2014. – С. 19-24.
5. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Программа для спец. дошкольн. учрежд. / сост. Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. – Мн: Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
6. Гончарова, Н.А. Информационные технологии в формировании профессиональной компетентности будущего учителя: Учебное пособие / Н.А. Гончарова // Под ред. А.И. Умана. – Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2007. – 60 с.
7. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 2004. – 320 с.
8. Информационные технологии в образовании / автор-составитель О.А. Минич. – Минск: Красико-принт, 2008. – 173 с.
9. Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Издво «Четыре четверти», 2010. – 52 с.
10. Кудрявцев, В.Т. Науки о детстве и современные образования / В.Т. Кудрявцев. – М.: Сфера, 2005. – 168 с.
11. Кузьмина, Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы / Е.В. Кузьмина // Логопед. – 2008. – № 5. – С. 12-17.
12. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Автореф. дис. докт. пед. Наук / О.И. Кукушкина. – М., 2005. – 254 с.
13. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи) / Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
14. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1999. – 680 с.
15. Лынская, М.И. Информационные технологии с безречевыми детьми / М.И. Лынская // Логопед. – 2011. – № 3. – С. 14-18.
16. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. – М., 1984. – С. 155-175.
17. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997. – 400 с.
18. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007. – 224 с.
19. Репина, З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» / З.А. Репина // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5 (14). – С. 285-287.
20. Сапогова, О.Л. Методический аспект формирования умений составлять описательный рассказ с использованием мультимедийных презентаций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.Л. Сапогова, Ю.Н. Довгун // Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск, 2018. – 143 с.
21. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 5-е изд. – М.: Айрне-иресе, 2008. – 224 с.
22. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // Дефектология, 1985 / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – №4, с. 72 – 79.
23. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 1999. – 314 с.
24. Чемоданова, Н.В. К вопросу об использовании компьютерных игр в логопедической работе с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи / Н.В. Чемоданова // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. работ / БГПУ, редкол. В.В. Бущик (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2012. – С. 99-104.
25. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
26. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М., 1989. – 324 с.