ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
1.2 Особенности слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Цель, методика, организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Организация коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3.2 Коррекционная работа по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей с общим недоразвитием речи. Этот вид детского расстройства является одним из наиболее частых и специфических проявлений речевой аномалии, при котором нарушается формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Большинство детей с общим уровнем речевого недоразвитие на том или ином уровне имеют искажение слоговой структуры, которая признается ведущей и остается в структуре их речевого дефекта. Нарушения формирования слоговой структуры слов препятствуют нормальному развитию устной речи: обучению правильному произношению определенных звуков, накоплению словарного запаса, созданию грамматической структуры языка и обучению письменной речи в будущем [12].
В связи с этим проблема исправления слоговой структуры слова занимает важное место в современной логопедии и становится одной из самых актуальных. Правильная речь – одна из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка, процесса его социализации. Поэтому выявление и коррекцию речевых расстройств следует проводить в дошкольном возрасте.
Проблема формирования слоговой структуры слова в дошкольном и школьном возрасте отражена в работах многих ученых и педагогов-практиков: З. Е. Агранович, Н. Г. Алтуховой, С. Е. Большаковой, Н. Г. Борисенко, А. К. Марковой, Н. Ю. Сафонкиной, Т. А. Ткаченко, Н. С. Четверушкиной и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
До относительно недавнего времени нарушения произношения в основном рассматривались как выраженный дефект речи, не связанный со всем речевым состоянием ребенка. Упоминалась только возможность воспроизведения звуковых замен в письменной форме в виде соответствующих замен букв. Хотя у одних и тех же детей часто был бедный словарный запас и наличие аграмматизмов в устной речи, все эти симптомы фиксировались отдельно и относились не к единому образу общей задержки речевого развития ребенка, а к нарушению нормального хода этого развития.
В 60-е годы прошлого века с быстрым ростом числа речевых патологий у детей впервые были совмещены все проявления речевого недоразвития и показана их глубокая органичная связь. Это отражено в работах многих ученых: Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Л. Ф. Чистович, Т.Б. Филичева, А.Р. Лурия, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Н. X. Швачкин, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и других.
Термин «общее недоразвитие речи» стал частью логопедии только в 1960-х годах, когда у многих детей наблюдались заметные общие задержки в языковом развитии. Недоразвитие речи было охарактеризовано как «общее», потому что в таких случаях все основные аспекты недоразвиты или нарушены [2, c. 31].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Цель, методика, организация экспериментального исследования
Цель экспериментального исследования: выявить уровень сформированности слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ставокская средняя школа» Пинского района.
Всего в исследовании приняли участие 34 ребенка 1-2 классов (17 из каждого) с общим недоразвитием речи. Возраст испытуемых – 7- 9 лет.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, количественный и качественный анализ.
Для определения уровня сформированности слоговой структуры слова и звукопроизношения в исследовании младшим школьникам с общим недоразвитием речи предлагалось выполнить 2 задания, предложенные Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной [16]:
– цель первого задания: выявить сформированность слоговой структуры слова;
– цель второго задания: оценить правильность повторения цепочки слогов.
Для оценки состояния фонематического восприятия включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Данные задания представлены в приложении А.
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Организация коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в тексте. А если нарушена слоговая структура слова, сразу могут возникнуть различные трудности с речью, умением говорить, вести четкую и понятную беседу, четко выражать свои мысли.
Нарушение слоговой структуры слов – дефект развития речи, для которого характерны затруднения при произнесении слов сложного слогового состава.
Коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи целесообразно осуществлять в два этапа:
1) подготовительный этап, целью которого является подготовка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Здесь проводиться работа, направленная на формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации, развитие моторных функций;
2) основной этап, целью которого является непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов (восприятие и проговаривание лексических единиц) [3].
В процессе подготовительного этапа можно организовать работу вербально и невербально. На невербальном материале применяются игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи характеризуются различной степенью лексико-грамматических и фонетических отклонений, состоянием звукопроизношения, развернутой речи. Они отличаются низким уровнем способности к саморегуляции, быстрой утомляемостью и работоспособностью, нарушениями мелкой моторики. Неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Особенности слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи связаны с уровнем их речевого развития. В основе искажений слоговой структуры слова у них лежит несформированность вероятностного прогнозирования, идентификации и генерализации при восприятии и опознании лексических единиц, упреждающего синтеза при проговаривании, линейного посегментного анализа и контроля языковой правильности. Специфической особенностью нарушения слоговой структуры слов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является пропуск или перестановка согласных.
Проведенное экспериментальное исследование сформированности слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи позволяет сделать следующие выводы:
1. Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, обучающиеся в 1 классе, обладают преимущественно низким уровнем сформированности слоговой структуры слова.
Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, обучающиеся во 2 классе, обладают преимущественно средним уровнем сформированности слоговой структуры слова
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. – СПб. : Питер, 2001. – 45 с.
2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : Книголюб, 2005. – 80 с.
3. Баранова, Е. Б. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников / Е. Б. Баранова, В. В. Кишова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 34. – С. 54-57.
4. Берсенева, Т. А. К вопросу о коррекции слоговой структуры / Т. А. Берсенева, Е. Ю. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 5-2. – С. 309-312.
5. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 421 с.
6. Выползова, А.А. Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А.А. Выползова, О.С. Зотеева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы научно-практической конференции. – М., 2009. – С. 126-128.
7. Горчакова, А. М. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи / А. М. Горчакова, Т. М. Конакова // Самарский научный вестник. – 2013. – № 3 (4). – С. 27-29.
8. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1990. – 238 с.
9. Земцова, Е. С. Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. С. Земцова, Е. В. Хмелькова // Наука и социум : материалы научно-практической конференции. – 2018. – № 2. – С. 42-45.
10. Кривенцева, А. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития посредством методики Т. А. Ткаченко // Инновационные процессы в научной среде : материалы научно-практической конференции / Под ред. А. И. Вострецова. – М., 2017. – С. 434-439.
11. Кузьмина, М. С. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы / М. С. Кузьмина // Студенческая наука и ХХI век. – 2016. – № 13. – С. 151-153.
12. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 520 с.
13. Макарова, Н. В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Макарова // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. – 2014. – № 1. – С. 66-70.
14. Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70.
15. Мурзатаева, А. К. Особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста / А. К. Мурзатаева, В. Лизун // Современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник материалов научно-практической конференции. – Курган, 2014. – С. 74-77.
16. Сафонкина, Н. Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: автореф. дис…. канд. пед. наук : 13.00.03 / Н. Ю. Сафонкина. – М., 2003. – 17 с.
17. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова : системный метод устранения нарушений / Н. С. Четверушкина. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 192 с.
18. Шарапова, Э. В. Инновационные методы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении / Э. В. Шарапова // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 6 (18). – С. 44-48.
19. Шахназарян, Л. Г. Игры для коррекции слоговой структуры слова / Л. Г. Шахназарян, Н. Г. Максимова // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 1 (8). – С. 224-227.