ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.2 Проблема профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
1.3 Система работы по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методическое обоснование комплекса приёмов по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
2.2 Комплекс приёмов по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Профилактика дислексии и дисграфии – актуальная проблема в современных условиях. Профилактика нарушений чтения и письма – одна из важнейших задач логопеда. Сейчас общепризнано, что существует сильная связь между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [16]. Сегодня требования к детям, поступающим в первый класс, стремительно выросли. Учебные программы сложны и содержат широкий спектр материалов для чтения и письма. Ребенок, посещающий массовую школу из логопедической группы с диагнозом «общее недоразвитие речи», испытывает большие трудности в обучении. Не все школы могут предложить детям необходимую логопедическую помощь.
Именно поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии сегодня чрезвычайно важна и необходима. Ранняя диагностика и своевременная поддержка увеличивают шансы на успех при дальнейшем обучении. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995), если дислексия или дисграфия обнаруживается в возрасте 6-7 лет и проводится профилактика, у 82% детей проблемы можно довести до нормального уровня. Когда это распознается в 1-2 классе – это происходит в 46% случаев.
Коррекция проблем с чтением и письмом наиболее эффективна, когда они только начинаются. Профилактика – еще более эффективный способ предотвратить эти расстройства. Склонность к дислексии и дисграфии особенно характерна для детей с речевой патологией, которой является общее недоразвитие речи.
Таким образом, проблема профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи является актуальной и может стать темой изучения курсовой работы.
Цель исследования: определить и обосновать эффективность методов профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направления работы по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитие речи.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить состояние разработанности проблемы профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
2. Разработать методические рекомендации по использованию комплекса приемов работы по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Нарушения произношения в основном рассматривались как выраженный дефект речи, не связанный со всем речевым состоянием ребенка.
В качестве замены соответствующих букв упоминалась только возможность письменного воспроизведения продукции-заменителя тонера. Хотя у одних и тех же детей часто был бедный словарный запас и наличие аграмматизмов в устной речи, все эти симптомы регистрировались отдельно и относились не к картине общей задержки речевого развития ребенка, а к нарушению нормального хода этого развития.
В 60-е годы прошлого века с быстрым ростом числа речевых патологий у детей впервые были совмещены все проявления речевого недоразвития и показана их глубокая органичная связь. Это отражено в работах многих ученых: Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Л. Ф. Чистович, Т.Б. Филичева, А. Р. Лурия, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Н. X. Швачкин, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и других [15].
Термин «общее недоразвитие речи» стал частью логопедии только в 1960-х годах, когда у многих детей наблюдались заметные общие задержки в языковом развитии. Недоразвитие речи было охарактеризовано как «общее», потому что в таких случаях все основные аспекты недоразвиты или нарушены.
Дети с нормальным интеллектом и полноценным слухом, у которых долго не развивается правильное произношение, имеют плохой словарный запас и неточное понимание значений новых слов, относятся к детям с общим недоразвитием речи. Они неверно истолковывают предложения, путают окончания слов. В результате в начальной школе у этих детей развиваются различные типы дислексии и дисграфии, а переход к изучению грамматических правил показывает, что они не могут их усвоить, что в конечном итоге приводит к дисорфографии.
Основная причина этого широко распространенного общего недоразвития речи у детей – неблагоприятное течение беременности и родов для матери, которое повреждает языковые сегменты коры головного мозга ребенка. При этом, как правило, страдает не только функция речи, но и наблюдаются отклонения от нормы в состоянии нейропсихологической сферы. Следовательно, такой ребенок нуждается в полной психологической, медицинской и педагогической поддержке, которую он должен получить как можно скорее [2].
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методическое обоснование комплекса приёмов по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
У учащихся с ОНР развитие зрительно-пространственных представлений подчиняется таким же закономерностям, что и норме, но процесс этот осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за того, что данная категория детей имеет особенности психофизического развития. Недостатки развития пространственных представлений носят вторичный характер и поддаются коррекции на специально организованных занятиях [4].
Профилактические меры по оптической дисграфии заключаются в устранении выявленных предпосылок, поэтому цель должна заключаться в преодолении задержки развития в зрительном анализе и синтезе ребенка, а также в зрительно-пространственном представлении. Для каждого ребенка вы должны полагаться на данные опроса и, следовательно, работать именно над тем, чего они не создавали [20].
Развитие языка и мышления происходит в тесной связи с формированием пространственных представлений. Усвоение ребенком словесных обозначений различных пространственных признаков очень важно, поскольку знание слов помогает обобщить эти признаки и отделить их от определенных предметов.
Представления о пространстве у ребенка образуются с помощью способности называть словами пространственные признаки. Уровень сформированности пространственных представлений является важным показателем готовности к усвоению зрительных образов букв.
Коррекционно-воспитательная работа, направленная на предупреждение и преодоление дислексии, обусловленной недостаточным развитием зрительных функций, включает формирование зрительно-гностического и зрительно-моторного компонентов [23].
При развитии и корректировке зрительно-гностических функций упор делается на следующие виды работы:
• развитие произвольного зрительного внимания;
• pазвить навыки визуального анализа и синтеза;
• pазвитие зрительной памяти.
Основные задачи:
• развитие точного отслеживания движений глаз;
• разработка стратегий сканирования полей восприятия;
• развитие зрительно-моторной координации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общее недоразвитие речи – стойкий полиморфный дефект, который не поддается спонтанному совладанию в связи с возрастом ребенка. В этом контексте особенно актуален вопрос прояснения и оптимизации типа и содержания коррекционного воздействия при ОНР.
Общее недоразвитие речи не является постоянным состоянием речевой функции ребенка. По мере роста его речь становится все ближе и ближе к норме, но степень приближения во многом зависит от степени соответствующей поддержки, оказываемой специалистами ребенку.
Причины, которые приводят к оптической дисграфии, могут заключаться в органическом повреждении участков коры головного мозга, участвующих в процессе письма, задержке созревания этих систем мозга и дисфункции. Расстройство письма также может быть связано с длительными соматическими расстройствами у детей на ранней стадии их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычием, недостаточным вниманием речевого развития ребенка в семье, недостаточностью речевых контактов, неблагоприятной семейной средой.
Главная задача профилактики дислексии – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
При решении основных задач коррекционного образования, целенаправленно проводится работа на формирование функциональных требований для приобретения навыков дислексии и дисграфии для детей с общими нарушениями речи.
Подробная психологическая и педагогическая диагностика, длительное наблюдение за развитием ребенка и правильный подход к процессу обучения позволяют полностью избежать диагноза «дислексия».
Приемы изо-терапии в коррекции зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР позволяю создать благоприятные условия для развития познавательных процессов и совершенствования зрительно-пространственных представлений, что является неотъемлемой частью профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии.
Предрасположенность к дислексии и дисграфии может актуализироваться при возникновении обстоятельств, способных дезадаптировать ребенка: астении, педагогической запущенности, билингвизме, хронической конфликтной ситуации в семье и др. Даже при нерезко выраженном общем недоразвитии речи специфические нарушения чтения и письма возникают только тогда, когда сопровождаются неполноценностью ряда других неречевых функций, составляющих функциональный базис этих навыков.
Регулярные занятие кинезиологическими упражнениями содействуют функциональному развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей и улучшению обучения в школе.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – 1950. – Вып. № 70. – С. 104–148.
2. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М., 2001. – С. 45–49.
3. Божович, Л.И. Психология развития личности / Л.И. Божович. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 514 с.
4. Булай, М. В. Коррекция зрительно-пространственных представлений первоклассников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / М. В. Булай, А. С. Брыкова // Специальное образование: профессиональный дебют : материалы VIІ Респ. студен. научн.-практ. конф., Минск, 26 фев. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: С. Е. Гайдукевич [и др.]. – Минск, 2016. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)
5. Галляметдинова Э.Ш. Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма [электронный ресурс] // nsportal.ru: социальная сеть работников образования. 2003. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2013/01/20/kineziologicheskie-uprazhneniya-v-profilaktike-i-korrektsii.
6. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. – Минск: НМЦентр, 1994. – 20 с.
7. Калинкина, Е.В. Методы и приемы формирования и становления навыков письма / Е.В. Калинкина // Русский язык в начальной школе. – 2013. – № 1. – С. 1–4.
8. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – С. 133–139.
9. Киселева, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Н.Ю. Киселева. – М., 2013. – 255 с.
10. Копрова, Т.П. Проблемы дисграфии в психолого–педагогической литературе / Т. П. Копрова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 103–108.
11. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно–методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: Питер, 1997. – 286 с.
12. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2004. - 172 с.
13. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / под ред Р.Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1968. – 368стр.
15. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – Кн. 4. – С. 13–57.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
17. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
18. Овсянникова, С. А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / С. А. Овсянникова. – М., 2009. – 196 с.
19. О работе в 2020/2021 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью: инструктивно-методическое письмо М-ва образования Республики Беларусь, 17 июля 2020 г.-Минск, 2020 г.
20. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г.Парамонова. М.:АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.
21. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Союз, 2004. – 485 с.
22. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
23. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М.Н. Русецкая. - СПб.:КАРО, 2007. - 192 с.
24. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
25. Спирова, Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология. – 1988. – № 5. – С. 74–77.
26. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
27. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. –– М., 2000. – 314 с.
28. Хватцев, М.Е. Логопедия: в 2 кн. / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2009. – Кн. 1. – 272 с.
29. Яворская, О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007. — 112с.
30. Яночкина, П.А. Пропедевтика нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста методами кинезиологических упражнений: теоретический аспект / П.А. Яночкина, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - №55-9. – С.240-247.