ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
1.1 Особенности доречевого развития детей младенческого возраста
1.2 Характеристика закономерностей развития понимания речи у детей младенческого возраста
1.3 Основные направления консультативной работы учителя-логопеда с родителями детей младенческого возраста по развитию понимания речи
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
2.1 Методические приемы, методы и направления работы учителя-логопеда с родителями детей младенческого возраста по развитию понимания речи
2.2 Подбор и разработка комплекса упражнений по развитию понимания речи для детей младенческого возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В области актуальных проблем современной логопедии одним из популярных направлений исследований является изучение периода младенчества. Профилактическая, консультативная и даже диагностическая работа с детьми младенческого возраста часто проводится очень поздно, и родители не своевременно информируются о первых тревожных симптомах недоразвития речи и о путях их преодоления. По причине этого необходимо начинать проводить логопедическую профилактическую и коррекционную деятельность в данном направлении и оказывать поддержку родителям учителем-логопедом с самого раннего детства.
Период младенческого возраста – это особый период в жизни ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью процессов роста и развития, большой пластичностью, восприимчивостью организма к воздействиям окружающей среды. Именно в этом возрасте закладываются основы и предпосылки для развития высших психических функций и речи. Как отмечают многие специалисты, в большинстве случаев родители интуитивно понятны и, основываясь на устоявшихся традициях воспитания, прекрасно знают, как общаться с ребенком в первый год жизни и как стимулировать его познавательное и речевое развитие. Уже в младенчестве ребенок отличает человеческую речь от потока других звуков, слушает слова взрослых, стараясь подражать услышанному. До года ребенок «гулит», бормочет, а после первого в жизни круглогодичного свидания пытается произнести слова.
При нормативном формировании всех структур и функций организма этих интуитивных ощущений достаточно, но очень часто родителям требуются специальные советы по формам, методам и приемам стимулирования общего и речевого развития ребенка младенческого возраста. К сожалению, такие консультации и профилактическая и коррекционная работа не организованы на должном уровне.
Процесс взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе доречевого развития и понимания речи изучали ряд авторов: Н. Н. Авдеева, Е. Ф. Архипова, Н. С. Жукова, Е. Р. Баенская, Ю. Ф. Гаркуша, О. Е. Громова, Н. Н. Малофеев, Е. М. Мастюкова, Т. В. Николаева, О. Г. Приходько и др.
Общение с родителями играет особую роль в развитии речи в первый год жизни ребенка. Полноценное речевое общение, благоприятный эмоциональный фон общения со взрослыми расширяют представления ребенка об окружающем мире, стимулируют развитие его коммуникативной активности. Чрезвычайно важно, чтобы родители детей в первый год жизни общались с учителем-логопедом, который определит начало работы по стимулированию речевого развития ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
1.1 Особенности доречевого развития детей младенческого возраста
В этот период (первый год жизни) ребенок в первый раз встречается с обществом. Его контакты очень ограничены, но уже сейчас они важны для формирования позитивного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение родителей к ребенку. К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже встают на ноги и учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и самостоятельности [17, с. 154].
Функция речи – это непроизвольный (бессознательный) акт поведения ребенка. С одной стороны, она проявляется как намерение ребенка, как потребность и желание общаться, что является основой для развития мотивационной и востребованной стороны речевой деятельности и навыков общения или желания общаться. С другой стороны, речевая функция закладывает основу для развития инструментальной стороны речевой деятельности и речевых навыков (слухового восприятия и восприятия на слух, разговорного языка). Если «ядром» развития коммуникативных навыков является желание (намерение) ребенка, то основой для развития речевых навыков является «план» («что сказать»), который формируется на эмоционально-сенсорной основе.
В период младенчества (от рождения до года) полноценное развитие коммуникативных и вербальных способностей может обеспечить ребенку только близкие взрослые, организовав ежедневное общение с ним. При общении с ребенком взрослый активизирует свою речевую функцию, которая обеспечивает процессы взаимного восприятия (восприятия) и взаимодействия (интерактивность). Мягкое и щадящее общение с взрослыми «запускает» речевую функцию, и наоборот, отсутствие общения (раздражители) или злонамеренное, грубое обращение с ребенком может заблокировать ребенка и привести к «детскому аутизму». Поэтому, несмотря на то, что каждый ребенок рождается с врожденной речевой функцией, она должна «включаться» и активироваться, когда взрослый общается с ребенком. О том, что речевая функция «должна быть активирована», свидетельствует тот факт, что родились дети Маугли: они хорошо понимали язык животных, но не могли говорить на человеческом языке [4, с. 76].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
2.1 Методические приемы, методы и направления работы учителя-логопеда с родителями детей младенческого возраста по развитию понимания речи
Своевременное и полное формирование речи в период младенческого возраста является одним из основных условий нормального развития ребенка и его будущего успешного школьного образования. Любая задержка речевого развития ребенка оказывает влияние на его поведение и на все виды деятельности ребенка.
Взаимодействие между учителем-логопедом и семьями является необходимым условием для развития понимания речи детей младенческого возраста, так как наилучшие результаты достигаются там, где педагоги и родители действуют сообща. Участие семьи в развитии понимания речи ребенка младенческого возраста начинается с самого рождения. Родители должны быть убеждены, что именно их роль в развитии понимания речи очень важна, без общения и целенаправленной работы родителей со своими детьми младенческого возраста развитие понимания речи ребенком будет неэффективным.
Родители давно признаны главными воспитателями, но большие надежды они возлагают и на детский сад. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если учитель-логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно в интересах ребёнка.
В процессе работы учителя-логопеда с родителями детей младенческого возраста по развитию понимания речи использует следующие методы и приемы (Н. С. Жукова, Е. Р. Баенская, Ю. Ф. Гаркуша):
– анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники);
– беседа с родителями (эвристические беседы);
– наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;
– собственное обследование уровня развития понимания речи.
На первом этапе сотрудничества используются диагностико-проектировочные формы работы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младенческий возраст развития ребенка – это чувственный период формирования речевой функции, которая играет важную роль в умственном развитии ребенка. Речь в этом возрасте включается во взаимодействие со взрослыми, она формируется и развивается в первую очередь как средство коммуникации. Основной предпосылкой формирования речевого общения в первые годы жизни ребенка является высокий уровень мотивации речевого общения. В период младенчества детская речь носит ситуационный характер, она носит схематичный, экспрессивный характер, содержит звуковые имитации, некоторую жестикуляцию, мимику, и зачастую понятна только в конкретной ситуации. Понимание речи – это сложный процесс декодирования воспринимаемой речевой информации. Этот процесс начинается с восприятия речи, затем восприятие переходит к пониманию общего смысла высказывания и, наконец, к пониманию смысла и импликации высказывания. Когда ребенок не понимает речь и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и выражения лица и как он пытается их использовать при общении с другими. На эффективность логопедической работы учителя-логопеда с детьми младенческого возраста в значительной мере влияют следующие факторы: сложность структуры дефекта и степень выраженности нарушений; принятие и понимание родителями проблем ребенка и осознание себя в данной проблемной ситуации, мотивированность на помощь своему ребенку; систематичность посещения ребенком занятий, а родителями – психолого-педагогических консультаций; ответственное отношение родителей к коррекционно-развивающему процессу и активная работа с ребенком как на специальных занятиях, так и в домашних условиях.
Для полноценного развития понимания речи ребенком необходимы соответствующие условия. Это происходит при определенных биологических условиях и, прежде всего, при нормальном созревании и функционировании центральной нервной системы. Однако это важнейшая социальная функция, поэтому биологических предпосылок для ее развития недостаточно. Потребность в общении возникает в повседневной жизни, когда ребенок взаимодействует с окружающими его людьми. Для ребенка младенческого возраста очень важно, чтобы в семье были такие условия, чтобы он был доволен общением со взрослыми, не только получал от них новые знания, но и обогащал словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносил звуки и рассказывал интересные истории. Поэтому очень важно, чтобы родители знали и понимали как важно правильно развивать понимание речи у детей. Для этого в работе предложен комплекс упражнений по развитию понимания речи для детей младенческого возраста.
1. Аксенова, Л.И., Лисеев А. А., Тюрина Н. Ш., Шкадаревич Е. В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. – 2002. – № 5. – С. 3-27.
2. Архипова, Е.Ф Логопедическое и психолого-педагогическое сопровождения развития детей младенческого возраста с перенотальным поражением нервной системы и ДЦП / Е.Ф. Архипова, М.В. Секачев. – М., 2019. – 180 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ Астрель. – 2006. – 222 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 1981. – 256 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – С. 5-36.
6. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. – М., 1978. – 198 с.
7. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы / Под ред. О.А. Степановой. – ТЦ Сфера, 2006. – 123 с.
8. Зайцева, Л.А. Консультативная помощь родителям детей с фактором риска в речевом развитии / Л.А. Зайцева. И.С. Зайцев. – Минск : Зорны верасень, 2005. – 43 с.
9. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М., «Сов. Россия», 2003. –160 с.
10. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. Под общ. ред. М.А. Поваляевой серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 187 с.
11. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – с. 32.
12. Лаврова, Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: учебное пособие / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 129 с.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., Изд-во МГУ, 1982. – с. 287.
14. Лисина, М.И Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. –М., 1986. – 285 с.
15. Логинова, В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду / В.И. Логинова. – С-Пб, 1995. – 284 с.
16. Миронова, С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: кн. для логопеда / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 2009. – 332 с.
17. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка: Перевод. – СПб.: Союз, 1997. – 254 с.
18. Рубинштейн, С.Л Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб., 1999. – 313 с.
19. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – Москва, АСТ «Астрель», 2009. – 287 с.
20. Ушакова, Т.Н. Речь: истоки и принципы развития / Т.Н. Ушакова. – М. : ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.
21. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М., 1977. – 239 с.
22. Чернов, Д.Н. Речевое развитие детей-близнецов / Д.Н. Чернов // Вопросы психологии. – 200. – № 2. – С. 120-130.
23. Чернякова, В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений / В.Н. Чернякова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 60 с.
24. Шарапова, Л.В. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста / Л.В. Шарапова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. – С. 129-134.
25. Шереметьева, Е.В. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте: Cистема занятий с детьми и их родителями / Е.В. Шереметьева. – М. : Национальный книжный центр, 2017. – 176 с.