ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТЕНИЯ
1.1 Педагогический проект и его виды
1.2 Требования, условия и этапы использования метода проекта на I ступени образования
1.3 Особенности формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся с нарушением слуха
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1 Анализ учебных и программных материалов образовательного компонента «Человек и здоровье»
2.2 Моделирование педагогического процесса по использованию метода проекта в изучении образовательного компонента «Человек и его здоровье» учащимися с нарушением слуха на уроках «Человек и мир» в четвертом классе
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Современная жизнь заставляет нас искать другие, совершенно новые подходы к обучению, воспитанию и формированию желания вести здоровый образ жизни. Если детям скучно, не интересно на уроке, тогда мы получаем совершенно обратный эффект. Вместо того чтобы мотивировать ребенка к ведению здорового образа жизни, чтобы у него формировался выбор осознанно в пользу здоровья, мы отбиваем у него желание вообще учиться в школе. Поэтому обучение и воспитание должно быть коммуникативным, приближенным к настоящей жизни, где каждый ученик может проявить себя как личность и может сам активно участвовать в процессе урока, где он понимает, что знания о здоровой, долгой и счастливой жизни пригодятся ему, что так и будет в его жизни, что он не собьется с пути здоровья, что он сможет пользоваться этими знаниями всю жизнь, а еще сможет поделиться, повести за собой и научить других.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.
Технология проектного обучения характеризуется комплексным подходом к средствам обучения т.е. применением разнообразных дидактических, технических, материальных, программных средств в учебном процессе. Данная технология способствует обеспечению нормальных условий для развития личностных компетенций учащихся. В ходе проектной деятельности, все знания и навыки, которыми обладают учащиеся могут быть применены в самых разнообразных ситуациях, что позволяет более глубоко и осознанно познать их суть и закрепить знания в сознании.
Положения системно-деятельностного подхода к организации и осуществлению учебно-воспитательной работы с учащимися с учетом их
возрастных и индивидуально-психологических особенностей были освещены в работах: А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в обучении для обеспечения здоровьесберегающей среды и формирование у учащихся здорового образа жизни и воспитания поведения, направленного на сохранение и укрепление здоровья развивали в своих работах: В.Ф. Базарный, М.М. Борисов, М.Я. Виленский, И.В. Дубровина, Л.А. Семенов, Л.Г. Татарникова и др.
Психолого-педагогические основы организации учебной и внеурочной деятельности школьников с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребностей и коррекционно-компенсаторной направленности учебного процесса в своих трудах освещали: Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, К.Г. Коровин, Е.П. Кузьмичева, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.М.Назарова, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова, Л.И.Тигранова и др.
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТЕНИЯ
1.1 Педагогический проект и его виды
Метод проектов, разработанный зарубежными педагогами, а затем адаптированный к российским условиям отечественными учеными начала XX века.
Использование метода проектов в сегодняшних условиях и обстоятельствах требует преднамеренного историко-педагогического анализа, который в свою очередь дал возможность изучить подходы основателей данного метода к определению его сущности, специфики, причины проблем возникших при его применении.
Особого внимания заслуживают подходы к применению метода проектов в области воспитания, поскольку до сих пор воспитательному потенциалу метода проектов уделялось крайне мало внимания, мало востребованными остаются подходы отечественных ученых 1920-х годов, применивших метод проектов в области воспитания.
Истоки метода проектов можно найти в философских, педагогических концепциях и образовательной практике американских сельскохозяйственных школ конца XIX века. Он также известен как «метод проблем» и связан с американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Несмотря на то, что метод проектов возник как метод обучения и разрабатывался его создателями как образовательная технология, в нем изначально предполагался особый развивающий личность потенциал, обусловленный направленностью обучения на «связь с жизнью», на практическое применение полученных знаний, на социализацию ученика, как показывает анализ работ Дж. Дьюи и В. Кильпатрика. Ключевой идеей философско-педагогической концепции Дж. Дьюи являлось утверждение о том, что формирование мышления школьника, выступающее главным результатом обучения, должно основываться на его личном опыте. Дж.Дьюи разработал теорию формирования личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы свободного предпринимательства [10, c. 164].
Более века назад педагоги признали, что жесткое упорядочение интеллектуальной деятельности, полная организованность развития чреваты возникновения тормозящего фактора, ущемляющим инициативу и творческие возможности учащегося.
В данном теоретическом положении главным было стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенными знаниями, решать их посредством проектной деятельности; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать рефлексивное (или критическое) мышление.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1 Анализ учебных и программных материалов образовательного компонента «Человек и здоровье»
Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» предназначен для преподавания учащимся 1-5 классов второго отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями слуха и разрабатывается на основе компетентностного подхода с учетом инклюзивной тенденции в образовании.
Целью изучения является формирование первоначальных знаний о природном, социальном и здоровом образе жизни, воспитание экологической культуры и гражданской позиции людей, развивающихся в условиях слуховой депривации.
В ходе работы над содержанием курса по данной программе одной из ключевых изучаемых компетенций является – здоровьесберегающая компетенция, под которой понимается формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью, знание норм здорового образа жизни, правил личной гигиены, а также умение самостоятельно выбирать средства и методы развития своей физической подготовленности.
При изучении образовательного компонента «Человек и его здоровье» у учащихся формируются представления о строении человеческого организма, что служит основой для формирования санитарно-гигиенических знаний, навыков и привычек, способствующих сохранению физического и духовного здоровья.
Растет знание о способах укрепления здоровья, гигиены труда и отдыха, ухода за зданиями, одеждой и обувью. Учащиеся знакомятся с компонентами здорового образа жизни, которые усиливают или ослабляют здоровые здоровье. Все это позволит ребенку развить умение правильно справляться с опасностями и своевременно их избегать, а также распознавать стрессовые ситуации и, возможно, избегать их.
Знания об органах чувств помогут учащимся понять, как эти органы человеческого тела обеспечивают контакт с окружающим миром и предупреждают об опасности.
Особое внимание уделяется формированию у учащихся с нарушением слуха умения обращаться за медицинской помощью и правилам поведения в медицинских учреждениях [22, c. 143].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные теоретические и методологические подходы к проектному обучению школьников: категориальный аппарат, принципы, содержание, формы и методы обучения рассматривались как зарубежными, так и отечественными исследователями. В своем развитии проектное обучение сначала выделялось как самостоятельный вид человеческой деятельности, позже выступало в качестве учебного творческого задания, а затем сформировалось как оригинальная педагогическая технология для организации учебного процесса. Под проектом понимается все, что задумывается или планируется, в основу метода проекта в обучении была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием личности, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Предполагается, что метод проектной деятельности заключается в овладении набором приемов, алгоритмов, методов проектирования с целью получения конкретного продукта, который обладает запланированными свойствами, характеристиками и качествами в соответствии с поставленными целями. Качества полученного продукта отражают решение тех проблем, которые объективно или субъективно являются новыми для учащихся. В процессе вовлечения учащихся в деятельность в рамках проведения проектной деятельности, они осваивают передачу знаний, навыков и компетенций из одной предметной области в другую, формируется их критическое мышление, способность видеть новые стороны в уже известных объектах и явления и открытия знакомых в новых познавательных областях.
Важным аспектом применения метода проектов является получение учащимися реального и ощутимого результата. Иными словами, обучение идет от теории к практике через соединение теоретических знаний с эмпирическими, при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Стимулирование интереса учащихся к проблеме здорового образа жизни, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.
Чтобы учащиеся воспринимали знания как действительно необходимые, им важно четко осознавать поставленную цель и трудиться для решения значимой проблемы. Результатом метода проекта можно считать не только то, что можно увидеть, осмыслить, применить на практике, но и опыт деятельности обучающихся, развитие их компетенций и ценностей.
1. Барзунова, А.М. Метод проектов в начальной школе / А.М. Барзунова, М.А. Барзунов // Образование и наука в современных реалиях : материалы Междунар. Науч.–практ. Конф. (Чебоксары, 4 июня 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 150 с.
2. Васильева, Т.П. Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников / Т.П. Васильева // Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. – М. : Просвещение, 2000. – Вып.2. – С. 25 – 35.
3. Васильева, Т. П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Т. П. Васильева, – М, 2000. – 203 с.
4. Волкова, В.М. Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с нарушениями слуха [Текст] / В.М. Волкова // Специальное образование. – 2009. – № 2. – С. 37-39.
5. Дрибинский, П.Л. Преемственность как условие воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста / П.Л. Дрибинский – Смоленск : Изд-во Смол-ГУ, 2007. – 145 c.
6. Зятьков, М. Метод проектов: от ученика – статиста к ученику – исследователю / М. Зятьков. – М. : - Экономика в школе. – 2001. – № 4. – С.30.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
8. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / C. C. Кашлев. – Минск : Высш. Шк., 2002. – 122 с.
9. Киселева, А. В. Воспитание экологической культуры личности и формирование здорового образа жизни учащихся с нарушением слуха / А. В. Киселева, Н. Г. Кравчук, А.А. Лаврентик, Г. Н. Ясовеева // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы : сб. научн. ст. V Республиканской науч.-практ. конф. (с междунар. участием) / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол. : Н. В. Крюковская (отв. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2018. – C. 57–60.
10. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
11. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. – С. 3–19.
12. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя / В.С. Кукушин – Ростов на Дону : Феникс, 2013. – 148 с.
13. Кулаковский, О.А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни. / О.А. Кулаковский // Образование в современной школе – М. : Просвещение, 2005. – № 5. – С. 37-41.
14. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А. В. Леонтович – М. : Просвещение, 2013. – № 4. – C. 18– 24.
15. Любимова, Ю.С. Проектное обучение: сущностная характеристика и методика организации / Ю.С. Любимова, Е.В. Миранкова. – Минск: Пачатковая школа, 2015. – № 3. – С. 38–42.
16. Метод проектов в начальной школе. Образование и наука в современных реалиях : материалы междунар. науч.– практ. конф., Чебоксары, 4 июня 2017 г. / «Интерактив плюс» ; редкол. : О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары : ЦНС, 2017. – 150 с.
17. Михайловская, Л.В. Инновационные подходы в обучении предмету «Человек и мир» детей со слуховой депривацией / Специальное образование: традиции и инновации : материалы междунар. науч.- практ. конф., Минск, 10-11 апреля 2008 года / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008. – С. 221–223.
18. Михайловская, Л. В. Человек и мир : учеб. пособие для 4 кл. спец. общеобразоват. школ для детей с нарушением слуха: в 2 ч. / Л. В. Михайловская, О. Р. Матвеева. — Минск : Народная асвета, 2011. – Ч. 2. – 111 с.
19. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. / Н.Ю. Пахомова – М. : АРКТИ, 2008. – 151 с.
20. Речицкая, Е.Г. Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха [Текст] / Е.Г. Речицкая, И.А. Волохова // Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида, часть 2 / под ред. Е.Г. Речицкой. – М. : Владос, 2013. – 187 с.
21. Синягина, Н.Ю., Богачева, Т.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности / Н.Ю. Синягина, Т.Ю. Богачева – М. : Академия, 2009. – № 8. – 342 с.
22. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов – М. : АПК и ПРО, 2002. – 184 с.
23. Тменов, А.Б. Формирование здорового образа жизни как основа воспитательной деятельности в современной школе / А.Б. Тменов // Теория и практика обучения и воспитания – Владикавказ : Изд-во СОГУ, 2003. – Вып.2. – с. 38-45.
24. Хедхуд, Н. Комплексный подход в создании здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха / Е.Г. Речицкая, Ноурас Хедхуд // Наука и школа. – 2014. – №3. – С. 59-64.
25. Хедхуд, Н. Особенности представлений учащихся с нарушением слуха о здоровом образе жизни / Н. Хедхуд // Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушениями слуха): Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Е.Г. Речицкой. – М. : МПГУ, 2014. – С. 103-108.