ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ФАКТОРОМ РИСКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
1.2 Сущность и значение игровой деятельности для речевого развития детей раннего возраста
1.3 Организационно-содержательные аспекты консультативной работы учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ФАКТОРОМ РИСКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
2.1 Теоретические аспекты организации консультативной работы учителя-логопеда с родителями по формированию игровой деятельности у детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
2.2 Комплекс упражнений по формированию игровой деятельности у детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда ребенок активно осваивает разговорный язык, который является одним из основных новообразований раннего детства, формирования и развития всех аспектов языка: фонетических, лексических, грамматических. Полное овладение родным языком является необходимым условием для решения проблем интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше начнется обучение на родном языке, тем свободнее ребенок будет использовать его в будущем. В психологии, философии и педагогике язык и речь традиционно рассматриваются как «узел», в котором сходятся различные линии интеллектуального развития – мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания реальности, язык служит основным каналом для внедрения ценностей духовной культуры из поколения в поколение, а также необходимым условием для образования и воспитания.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей раннего возраста занимались известные ученые и практические работники – педагоги, методисты: Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Н.С. Карпинская, Н.Ф. Ладыгина, Г.М. Лямина, Е.И. Тихеева, В.А. Петрова, Н.М. Щелованов и др. Исследования, проведенные психологами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей раннего возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Пешковский, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин и др.).
Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста, имеющими фактор риска речевого развития, направлена, прежде всего, на стимулирование языка ребенка, создание оптимальных условий для его развития, поддержку и понимание основ вербального общения. Потому что он или она должны укреплять речевой акт и использовать слова и предложения, которые понятны другим.
Специфические особенности поведения в период раннего возраста (такие как непроизвольное или спонтанное поведение, чрезмерная привязанность к матери или значительному взрослому человеку, зависимость умения работать от удовлетворения физиологических потребностей и, прежде всего, потребность в комфорте и безопасности) предъявляют особые требования к содержанию и процессу коррекционно-развивающей работы со стороны учителя-логопеда.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ФАКТОРОМ РИСКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
1.1 Особенности речевого развития детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
Речь является неотъемлемой частью умственного развития ребенка, которое происходит в первые годы его жизни [4, с. 6]. Для ребенка это важнейшее средство общения с окружающим миром, основа получения информации для развития познавательной активности и мышления. Коммуникативная функция речи способствует развитию коммуникативных навыков, что имеет большое значение для развития адаптивного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Когнитивная функция речи тесно связана с коммуникативной функцией.
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев, В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др.
Особенности речевого развития детей раннего возраста:
1. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
2. Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ФАКТОРОМ РИСКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
2.1 Теоретические аспекты организации консультативной работы учителя-логопеда с родителями по формированию игровой деятельности у детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
Деятельность учителя-логопеда по речевому развитию детей с фактором риска в речевом развитии будет эффективной при взаимодействии с родителями детей. Роль родителей в социализации детей с особыми образовательными потребностями велика. Процесс семейного воспитания более естествен, чем в образовательном учреждении. В период раннего возраста на долю родителей приходится выполнение с детьми заданий, которые специально разрабатывает учитель-логопед. Родители помогают и в закреплении полученных в ходе обучения знаний. Важным является процесс организации консультативной работы учителя-логопеда с родителями по формированию игровой деятельности у детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии.
Мероприятия, в том числе и игровые упражнения, способствующие коррекции речевого развития, необходимо выполнять в определенной системе. Она может включать в себя выполнение игр различных видов, режимные моменты, игры родителей с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям учителя-логопеда родители приобретают соответствующие развивающие игры и игрушки, картинный материал. Поскольку успех коррекции обеспечивается регулярностью занятий, важно, чтобы с ребенком занимались не только опытные учителя-логопеды, но и сами родители в домашних условиях изо дня в день.
В используемых в данном направлении технологиях предусмотрены следующие направления деятельности учителя-логопеда по формированию игровой деятельности в процессе развития речи детей раннего возраста (2 лет) с фактором риска в речевом развитии.
– коррекционно-развивающая деятельность – работа специалиста непосредственно с ребенком;
– образовательная и психотерапевтическая работа с родителями или значимыми взрослыми;
– методическая – обеспечение коррекционно-педагогического процесса необходимыми средствами.
В коррекционно-развивающей работе учитель-логопед использует имитационно-натуралистическую тактику стимуляции и речевого развития ребенка раннего возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ранний возраст – лучшее время для профилактики и коррекции речевых нарушений. Этому способствуют особенности ребенка: высокая пластичность головного мозга, способность ребенка все превратить в игру, что способствует более быстрому успеху коррекционной работы, желание овладеть звуками языка и хрупкость неправильных языковых навыков. Если на этом этапе не уделять должного внимания устранению звуковых помех, они становятся необратимыми дефектами.
Игра – одно из видов деятельности детей, используемое взрослыми в воспитательных целях для обучения их различным действиям с использованием тем, средств и способов коммуникации. Игра наиболее благоприятна для формирования у ребенка нового образования и его умственных процессов, в том числе речевого развития. Особое значение для развития речи и языка имеют игры, которые предписывают литературный текст, рифму или игровое действие. Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи у детей раннего возраста. Она помогает усвоить и закрепить знания. Использование игры повышает у детей интерес к речи, развивает концентрацию, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Организационные и содержательные аспекты консультативно-воспитательной деятельности учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями речи направлены на формирование коррекционно-педагогической грамотности родителей и включают в себя комплексную систему, включающую в себя формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в определенный период его развития, формирование правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка, формирование позитивной мотивации к взаимодействию с учителем-логопедом, активизацию работы в сети Интернет.
В работе выделены следующие методы и приемы в работе учителя-логопеда с родителями по формированию игровой активности в процессе развития речи детей раннего возраста: в игре воспроизводится ситуация, в которой ребенок имеет соответствующую звуковую или вербальную реакцию; в первую очередь фиксируются звуки или слова, связанные с повседневными потребностями ребенка; фиксация звуков, слогов и слов, которые появились у ребенка, осуществляется через: улавливание речевых реакций, повторение слов или вокала, их привязку к ситуации по смыслу, игру с ними и ответы на них. Учитывая особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития, для оптимального взаимодействия с ними выделяются следующие важные аспекты содержания психотерапевтической работы: позитивный диалог в процессе консультирования и коррекционного взаимодействия.
1. Авдеева, Н.Н. Привязанность, образ себя и особенности взаимодействия ребенка со взрослым в раннем детстве / Н.Н. Авдеева // Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы первой науч.-практ. конф., Москва, 20 – 21 сент. 1999 г. / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – М., 2009. – С. 4-6.
2. Аладьин, А.А. Методика проведения обучающего семинара «Воспитание детей в нетипичной семье» // Психолог года: Материалы, посвящ. первому респ. конкурсу педагогов-психологов и организаторов психолог. службы учреждений образования / Бел. гос. пед. ун-т; Отв. ред.: Я.Л. Коломинский и др., – Минск, 2001 г. / Минск, 2001. – С. 87-89.
3. Басилова, Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными или множественными нарушениями / Т.А. Басилова // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 47-55.
4. Бельтюков, В.Н. Триада как фактор системообразования / В.Н. Бельтюков // Дефектология. – 2000. – № 5. – С. 3-8.
5. Варга, А.Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей / А.Я. Варга, А.В. Смехов // Вестник МГУ : Психология. – 2006. – № 4. – С. 17-23.
6. Винникот, Д.В. Разговор с родителями / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 94 с.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки усвоения языка : Кн. для логопеда. – М. : Просвещение, 2007. – 159 с.
8. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2002. – 143 с.
9. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. – М. : Педагогика, 1970. – 504 с.
10. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб. : Речь, 2001. – Ч.1. – 236 с.
11. Зайцева, Л.А. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска в речевом развитии / Л.А. Зайцева // Дэфекталогiя. – 2006. – №4. – С. 3-18.
12. Зайцева, Л.А. Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими врожденные расщелины губы и неба / Л.А. Зайцева, А.Г. Азорина // Дэфекталогiя. – 2000. – № 1. – С. 3-21.
13. Заманская, И.И. Опыт организации постоянно действующего семинара «Родительская школа» для родителей детей с проблемами в развитии / И.И. Заманская // Дефектология. – 2002. – №2. – С. 58-62.
14. Захарова, И.Ю. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр/ И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. – М. : Теревинф, 2020. – 152 с.
15. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М. : Рос. пед. агентство, 2007. – 191 с.
16. Крайг, Г. Психология развития / Пер. с англ. – 7-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2000. – 987 с.
17. Левяш, С.Ф. Роль семьи в предупреждении тяжелых речевых нарушений у детей с детским церебральным параличом / С.Ф. Крайг, Н.А. Астрейко // Дэфекталогiя. – 2000. – № 1. – С. 22 – 30
18. Логинова, И.Н. Инновационные подходы в работе с детьми с фактором риска в речевом развитии // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конф. 18 – 19 февраля 2003 г. / Сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б.Айвазян. – М. : Полиграф сервис, 2003. – С. 271-275.
19. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М. : Международная педагогическая академия, 2004. – 365 с.
20. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001. – 218 с.
21. Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – 21 с.
22. Мишина, Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) / Г.А. Мишина // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 60-64.
23. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. 1995 – 2001 гг. : Информ. бюл. / М-во образования Респ. Беларусь, Гл. инфор.-аналит. центр; Сост. : А.Н. Коноплева и др. – Минск, 2002. – 119 с.
24. Петровский, Г.Н. Педагогические и образовательные технологии современной школы / Г.Н. Петровский. – Минск: НИО, 2003. – 360 с.
25. Слепович, Е.С. Работа психолога в системе оказания помощи детям с задержкой психического развития от 0 до 7 лет : Метод. рек. / Е.С. Слепович. – Минск, 2004. – 49 с.
26. Филипович, И.В. Консультативно-коррекционная технология помощи детям раннего возраста / И.В. Филипович; под. ред. Н.А. Масюковской – Мин., 2007. – 169 с.
27. Шереметьева, Е.В. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте: Система занятий с детьми и их родителями / Е.В. Шереметьева. – М. : Национальный книжный центр, 2017. – 176 с.