ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения навыков образования сложных слов у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Развитие навыков образования сложных слов у детей в онтогенезе
1.2 Нарушение навыков образования сложных слов у воспитанников с ТНР
1.3 Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений в образовании сложных слов у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2. Эмпирическое исследование состояния навыков образования сложных слов у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Организация и методика эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава 3. Разработать рекомендации специалистам по коррекции грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Своевременное развитие правильной речи важно для формирования полноценной личности ребенка. При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, такими как ОНР, педагоги-логопеды сталкиваются с проблемой формирования у детей структуры слогового слова, а изучение структуры слогового слова является одним из необходимых условий для овладения грамотностью, а также дальнейшего успешного обучения ребенка.
В настоящее время в логопедической работе по произношению у детей, страдающих общей отсталостью в речевом развитии, на первом месте стоит коррекция отдельных звуков. Между тем, в ходе логопедической работы постоянно обнаруживается, что освоение произношения по слоговой структуре слова особенно сложно для детей и требует особого внимания со стороны логопеда-педагога.
Нарушение слоговой структуры слова характеризуется сложностями произношения слов сложных слогов (нарушение слоговой последовательности в слове, пропуски или добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова может сохраняться достаточно долго у детей с патологией речевого развития и может быть выявлено всякий раз, когда ребенок сталкивается с новой слоговой и морфологической структурой слова.
Работа по формированию слоговой структуры слова - достаточно сложный и длительный процесс, который проходит в два этапа:
– подготовительный; цель этого этапа – подготовить ребенка к овладению ритмической структурой слова в родном языке;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственное исправление дефектов в слоговой структуре слов у конкретного ребенка.
Для организации и проведения коррекционной работы по развитию слоговой структуры слов у детей с ОНР можно использовать методы А.И. Баева, О.М. Вершининой, Т.В. Власовец, А.Н. Гвоздева, В.А. Гончарова, Е.А. Земская, В.В. Зорина и т.д.
Целесообразно работать над коррекцией слоговой структуры слова на этапе автоматизации и разграничения звуков, практикуемого логопедом.
Несмотря на актуальность данной темы, методические рекомендации по коррекции данного нарушения являются спорными и неполными. О важности данной проблемы свидетельствует тот факт, что своевременное освоение правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка, а овладение программной структурой слова является одной из предпосылок овладения грамотностью и дальнейшего успешного обучения в школе [1, с.74].
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения навыков образования сложных слов у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Развитие навыков образования сложных слов у детей в онтогенезе
В последние годы значительно возросло число детей с нарушениями речи. Р.Е. Левина стала первым ученым, рассматривающим письменные языковые нарушения с точки зрения сенсорных и гностических дисфункций в результате нарушения развития языка, что в дальнейшем послужило основой для систематического понимания речевых нарушений и создания концепции общего недоразвития. Позднее она отметила, что речевая деятельность имеет системную структуру, а в случае общей недоразвитости речи у ребенка имеются нарушения фонетики, словарного запаса, грамматики.
Изучение грамматической структуры родного языка, в том числе умение использовать различные методы словообразования, очень важно для формирования устной речи ребенка. Многие отечественные (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. Д. Неткачев, Г. А. Волкова, Р. Е. Левина) и зарубежные ученые (Я. Пиаже, Х. Штайнтал, Р. Якобсон) были заинтересованы в процессе формирования грамматической структуры языка в онтогенезе [14, с.8].
О.М. Вершинина, основываясь на результатах исследований, пришла к выводу, что освоение ребенком методов словообразования носит постепенный характер. В период от 2,6 до 3,6 - 4 лет существуют предпосылки для овладения системой словообразования, и, хотя в этот период происходят эпизоды словообразования, они носят в основном случайный характер. В период от 3,6 до 4-5,5-6 лет ребенок наиболее активен в словообразовании, и у него появляется представление о принципах и правилах словообразования.
К 6 годам ребенок уже не так активен в текстовом редактировании, в словообразовании он делает гораздо меньше ошибок, критичен к собственной и чужой речи, имеет устоявшееся понимание основных словесных образовательных норм.
Изучение ребенком родного языка начинается с первых же дней. Примерно полтора-два месяца у ребенка четко слышны звуки, он может издавать хриплые звуки. К трем месяцам гудение обычно достигает своего максимума. Его характер и продолжительность зависят от реакции матери. Если он положительно реагирует на звуки, издаваемые ребенком, улыбается в ответ, повторяет их, то гудение усиливается и становится все более и более эмоциональным. Жужжание, которое не поддерживается эмоциональной реакцией матери, постепенно исчезает. Это первые диалоги между матерью и ребенком, первые переживания общения [2, с.25].
Глава 2. Эмпирическое исследование состояния навыков образования сложных слов у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Организация и методика эмпирического исследования
База исследования: ДУО «Детский сад №12» г. Мозыря. В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы в возрасте 5 детей (5 лет), 5 детей (6 лет). Выборка испытуемых составила 4 (40%) мальчика и 6 (60%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень сформированности навыков образования сложных слов у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
Методика исследования:
1. Методика О.Б. Иншаковой. Данная методика состоит из нескольких блоков, таких как звукопроизношение, фонематические процессы, слоговая структура слова, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Каждому блоку дается определенный набор занятий, которые выполняются ребенком и делается вывод о том, какой уровень развития речи и словообразования характерен для конкретного ребенка.
В рамках каждого задания дается определенное количество баллов, которые представлены в Приложении. Для нашего исследования нам необходима только частичная диагностика, которая отражает особенности слогового состава слова. Данный блок состоит из 4 серии заданий.
Глава 3. Разработать рекомендации специалистам по коррекции грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи
Недостатки грамматической структуры речи мешают общению, вызывая трудности в освоении письма. В этой связи большое значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование грамматически правильной фразы, умение менять слова, различать слова по признакам категоричности.
В ходе исследования было установлено, что наибольшими трудностями у всех детей с общим отставанием в развитии речи являются использование предложенных конструкций, формирование имен существительных, согласование прилагательных с существительными, формирование существительных с умаляющими суффиксами, формирование прилагательных от существительных, формирование глаголов движения.
На основе выявленных особенностей мы наметим следующие этапы работы по формированию грамматического строя речи:
1. Формирование слова – это, с одной стороны, особый способ развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного запаса языка, а с другой - неотъемлемая часть морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем сложения, сочетания морфем.
В процессе формирования словаря у детей дошкольного возраста с ТНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и объединения этих моделей, в первую очередь, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звуком). Фиксация этой связи осуществляется на основе сопоставления слов с одним и тем же морфемом, определения общего, сходного значения слов с общим морфемом (дом - ик, стол - ик), выбора этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Завершающим этапом работы должна стать фиксация словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Логопедическая работа должна быть направлена на формирование существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи должно происходить последовательно - параллельно.
На основании проведенных исследований можно выделить три этапа речевой терапии работы по формированию словообразования.
В работе по изменению слов прилагательных рекомендуется следующая последовательность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что тяжелое нарушение речи представляет собой особое нарушение как речевого, так и мыслительного аппарата, в рамках которого развивается человек. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Освоение методов словообразования является одним из основных показателей нормального развития речи. Словосочетание рассматривается как основной способ и средство добавления новых слов в словарь языка, как механизм создания производных слов.
Процесс развития словарного запаса у детей в норме начинается в раннем дошкольном возрасте и заканчивается в раннем школьном возрасте. Последовательность появления словесных форм в речи детей определяется их функцией в структуре языка. Поэтому в начале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцированные словесные формы.
Нарушение словообразовательных процессов является стойким проявлением в структуре общего недоразвития речи. Неразвитость словообразовательных процессов проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи. Дети с ОНР значительно отстают от своих сверстников с нормально развитой речью даже в простейших операциях по выделению словообразовательных морфем из слова. Дети с ОНР имеют низкий уровень формирования предпосылок для словообразования. Кроме того, отсутствуют достаточные речевые условия (дефицит первичного словаря мотивированной лексики, ограниченное использование производных форм в активном и пассивном плане) и когнитивные условия (слабость мотивационной сферы, недостаточная зрительная и слуховая память, линейная вербальная память, неточность спецификации ситуации).
Современная логопедия придает большое значение системному подходу к изучению и преодолению отсталости речи у детей. В этой связи актуально изучение словообразовательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием, экспериментальное изучение этих процессов с целью определения уровня их формирования и выявления типичных ошибок. Анализ литературы показал, что нарушения словообразовательных процессов у старших дошкольников с общей отсталостью могут проявляться в различной степени, начиная от единичных ошибок в понимании и использовании грамматических форм и заканчивая грубыми нарушениями процессов словообразования.
1. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5–6летних детей с общим недоразвитием речи / А.И. Баева // Рубрика. – 2004. – №2. – С. 74.
2. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. – 2004.– № 1. – С. 25.
3. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Изд. Детство–пресс, 2007. – 480 с.
5. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005– 1(4). – С. 15
6. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А. Земская. – М.: Изд-во КомКнига, 2005. – 224 с.
7. Зорина, В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста / В.В. Зорина. – М.: Академия, 2000. – 157 с.
8. Коваленко, О.М., Тимофеичева И. М. Особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по формированию у детей 5–6 лет с ОНР IV уровня // Логопедия. – 2004. – №2. – С. 41–42
9. Кубрякова, Е.С. Теория номинации и словообразование / Е.С. Кубрякова – М.: Академия, 2010. – 88 с.
10. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Питер, 2001. – 92 с.
11. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно–методическое пособие / Р.И. Лалаева. – СПб.: Наука – Питер, 2006. – 103 с.
12. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
13. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2011. – 218 с.
14. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст]/из книги «Основы теории и практики» /Логопедия сегодня. –2009.–№1– С.6–19.
15. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
16. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
17. Моторина, Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи // Логопед. – 2005. – №2 – С. 34–39.
18. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – Спб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2005. – 526 с.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка 100000 слов / С.И. Ожегов. –М.: Изд–во Оникс–Лит, 2014. – 1376 с.
20. Серебренникова, С.Ю. Развитие речи в норме и недоразвитие речи: методические рекомендации / И.Н. Серебренникова. – Иркутск: Изд–во ИГУ, 2007.– 28 с.
21. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2004. – 320 с.
22. Современный русский язык: учебное пособие / Р.Н. Попов – Тула: Тульский государственный университет, 2002. – 464 с.
23. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 144 с.
24. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 6. – 2003. – С.21– 74.
25. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология – № 4. – М. – 2001. – С. 69.
26. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филечева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение 2003.–141 с.