ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие «словарный запас» и его развитие в онтогенезе
1.2 Особенности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3 Использование дидактической игры в формировании словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методическое сопровождение формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Комплекс дидактических игр по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Правильная речь ребенка представляет собой одно из самых важных условий разностороннего развития личности ребенка и ее правильного формирования. Чем богаче и многогранное будет речь подрастающего ребенка, тем легче ему будет выражать свои собственные мысли, а окружающим – понимать ребенка. Благодаря этому ребенок будет быстрее развиваться, а его личные и умственные способности будут трепетать. Именно поэтому так важно своевременно позаботиться о формировании речи ребенка в дошкольный период, об их правильности, предупреждении и исправлении различных нарушений, которые рассматриваются как любое отклонение от общепринятых норм языкового и речевого развития ребенка.
Изучение и постижение своего родного языка как средства и способа общения, а также знаний, полученных в этом процессе, является одним из важнейших достижений ребенка в дошкольный период. Период дошкольного возраста является особенно чувствительным к формированию речевых навыков детей: если в первые 5-6 лет жизни ребенка не удается достичь необходимого установленного уровня владения родным языком, то это далее не может быть благоприятным и возникают проблемы в речевом развитии детей. Одним из наиболее распространенных речевых нарушений у детей периода дошкольного возраста является общая отсталость в развитии. Впервые общая отсталость теоретически оправдана.
Современные социально-экономические условия, которые оказывают непосредственное влияние на требования к уровню образования детей, ставят систему образования выше необходимости формирования более высокого уровня развития словарного запаса у детей дошкольного возраста. Это, в свою очередь, требует от педагогов учреждения дошкольного образования, чтобы образовательный процесс имел направленность на формирование готовности каждого ребенка к процессу сотрудничества с другими людьми в условиях постоянно изменяющихся требований со стороны общества. По причине того, что в период дошкольного возраста самой главной и важной деятельностью в формировании личности ребенка является игровая деятельность, которая устанавливает характер развития ребенка, становится игра, то процесс формирования словарного запаса ребенка дошкольного возраста чаще всего происходит в процессе игровой деятельности. В процессе игровой деятельности совершенствуются все речевые функции ребенка дошкольного возраста, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие «словарный запас» и его развитие в онтогенезе
Словарь – это слово (основные единицы речи), обозначающее объекты, явления, действия и признаки окружающей действительности [7, с. 121].
Словарь делится на активный и пассивный. Пассивный словарь - это часть словарного запаса языка, понимаемого ребенком. Он зависит от умственного развития ребенка, социального окружения и возраста. Активный словарь – это та часть словарного запаса, которая используется в повседневной жизни ребёнка.
В современную эпоху особенно важно, чтобы в обществе были люди с правильно сформулированной и сформированной речью, люди с хорошо развитыми коммуникативными способностями. Правильно сформированная речь ребенка поможет ему в дальнейшем в процессе обучения, а также в процессе трудовой деятельности взрослого человека, в процессе совместного взаимодействия и общения со сверстниками. В данной работе мы сосредоточимся на теоретическом анализе понятий «словарь» и «лексика».
Словарь представляет собой набор слов на знакомом повседневном разговорном языке, суть которых человек может правильно описать [8, с. 43].
Словарь – это специальный ограниченный список слов или полный список слов любого языка. Количество таких слов, а также словарная динамика являются важным показателем развития культуры страны и ее творческого потенциала. Некоторые лингвисты (русские) отмечают, что процесс словообразования в русском языке в последние десятилетия замедлился. Они также указывают на наметившуюся тенденцию к деградации языка, в частности, на заполнение языкового пространства лингвистическими выражениями различных субкультур.
Словарь – это серия слов, обозначающих объекты, явления и понятия, которые являются собственностью человека, составляющего его словарь или лексикон. Словарь является предметом изучения в соответствующем разделе лингвистики – лексикологии [17, с. 121].
Словарь каждого человека является строго индивидуальным, формируется и изменяется на протяжении всей его продолжительности жизни. «Человеческий словарь – это динамическая самоорганизующаяся система, которая изменяется по мере того, как человек собирает знания и речевой опыт для удовлетворения своих коммуникационных потребностей» - подчеркивает С.В. Плотникова [15].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методическое сопровождение формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс активации и обогащения уровня развития словарного запаса у ребенка старшего дошкольного возраста с общим отставанием в развитии речи будет происходить успешно и плодотворно только на основании знаний, соответствующих возрасту и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка дошкольного возраста. Учитель-логопед в процессе осуществления деятельности в данном направлении должен иметь как можно большее количество правильной информации о жизни ребенка, его домашнем окружении, отношении к нему со стороны окружающих и близких людей. Учитель-логопед должен определить потребности и интересы ребенка, его способности, возможности, отношение к другим детям, а также владеть информацией о недостатках личности ребенка. Владение всеми этими необходимыми данными поможет учителю-логопеду лучше понять психофизиологические особенности ребенка, эффективно сформировать корректирующее и воспитательное воздействие, предотвратить нежелательные отклонения в его поведении и развитии. Работа учителя-логопеда по совершенствованию активной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общими дефектами речевого развития имеет тесную взаимосвязь с формированием представлений об окружающем мире и уровне его познавательной деятельности и познавательной активности. Систематическое расширение активной лексики у этой категории детей осуществляется путем введения ранее неизвестных ребенку слов и более сложных слов, основанных на знании окружающего их мира.
Охарактеризуем принципы построения активного словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим отставанием в развитии речи, которые изложены ниже:
1. Принцип деятельности, т.е. работа по формированию словарного запаса основывается на активной познавательной деятельности ребенка.
2. Принцип последовательности, т.е. тесной связи с развитием словарного запаса когнитивных процессов и умственной деятельности – логических операций, таких как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериализация.
3. Принцип последовательности и постепенного усложнения – все задания задаются ребенку и выполняются в определенной последовательности, от простой до сложной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие словаря в онтогенезе обусловлено развитием у ребенка представлений об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, словарь обогащается. Освоение ребенком окружающего мира происходит в процессе его нерестовой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Развитие словарного запаса ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с развитием всех составляющих речи. При разработке словаря дети дошкольного возраста отличаются двумя сторонами: количественным ростом своего словаря и его качественным развитием, т.е. приобретением смысловых значений слов. Значение слова не остается неизменным на всех этапах развития ребенка, а, напротив, претерпевает очень сложное развитие.
Этиология общего недоразвития речи очень разнообразна. Поэтому в современном мире распространенность общей отсталости у детей дошкольного возраста достаточно высока. В целом, речевое недоразвитие нарушается формированием всех компонентов речевой системы: как звуковой, так и семантической сторон. Общее отставание в развитии речи остается стойкими отклонениями в количественных и качественных характеристиках словарного запаса. В этой связи очень важно изучить особенности лексической стороны речи. У детей старшего дошкольного возраста с общей отсталостью, речевая активность не формируется и нестабильна, абстракция и обобщение уменьшаются, словарный запас недостаточен, прогностический запас трудно обновляется, семантические поля недостаточно формируются, а мыслительные процессы, требующие речевого участия, недостаточны.
Дидактические игры занимают особое место среди всех разнообразных методов развития речи для дошкольников с общим отставанием в развитии речи. Дидактические игры направлены на решение конкретных проблем воспитания ребенка, но в то же время демонстрируют воспитательное и развивающее воздействие игровой деятельности. Игра, как никакая другая форма деятельности, более чутко реагирует на потребности детей дошкольного возраста. Это наилучший способ пополнения словарного запаса. Во время логопедических занятий с детьми, игра с ними становится особенно важной: она служит инструментом, помогающим детям развить новые положительные речевые навыки.
Теоретической основой технологии логопедической терапии для активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим отставанием в словарном запасе являются методические рекомендации, которые указывают на необходимость обогащения словарного запаса, его консолидации и использования в речи ребенка.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, В.В. Юртайкин. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – 240 с.
3. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо. – М., 2001. – 287 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2011. – 325 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. – М., 1966. – Ч. 1. – С. 51-78.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология. – М., 2010. – 298 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2011. – 287 с.
8. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. / А.Н. Гвоздев. – М., 2010. – 365 с.
9. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. – №1. – С.9-15.
10. Грибова, О.Е. Обследование грамматического строя речи / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) : кн. для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2005. – 112 с.
12. Жукова, Н.С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи / Н.С. Жукова. – М. : Просвещение, 2005. – 74 с.
13. Июдина, Л.В. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.В. Июдина // Логопед в детском саду. – 2008. − № 7 – С. 37-43.
14. Лаврентьева, А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей / А.И. Лаврентьева // Усвоение ребенком родного языка. – СПб., 2005. – 287 с.
15. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2004. – 176 с.
16. Макарова, В.Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / В.Н. Макарова; под ред. В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, В.И. Яшиной. – Орел. : Изд-во ОГУ, 2002. – 48 с.
17. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет / Н.В. Макарова. – СПб. : КАРО, 2004. – 290 с.
18. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. – М. : Академия, 2005. – 144 с.
19. Ткаченко, Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника : Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т.А. Ткаченко. – М. : Гном и Д, 2002. – 48 с.
20. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
21. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи / Г.С. Швайко. – М. : Айрис-пресс, 2006. − 64 с.