ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Общая характеристика понятия «словообразования». Процесс формирования словообразовательных умений у учащихся
1.2 Формирование навыков словообразования у детей с тяжелыми нарушениями речи
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.3 Методы, приемы процесса формирования словообразовательных умений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в 3 классе на уроках русского языка
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
3.1 Комплекс упражнений по формированию словообразовательных умений
3.2 Результаты формирующего эксперимента
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция представляет собой одну из важнейших функций человека. В процессе развития речи у личности формируются высшие психические формы личности и способность мыслить концептуально. Владение языком повышения осведомленности, планированию и регулированию поведения. Речь идет о создании необходимых условий для развития различных форм деятельности и участие в коллективной работе.
Неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. В общей системе коррекционно-развивающего образования с тяжелыми нарушениями речи особое место отводится развития словарного запаса. Освоение детей словосочетаний играет важную роль в развитии языковых навыков, речевой коммуникации и использования с этим полной адаптации в обществе.
Актуальность исследования. Психологические, лингвистические, психолингвистические исследования выполняют важную роль овладения процессами изменения слова и его формирования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полного овладения словосочетанием и словоизменением зависит не только состояние лексической и грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевого общения в целом [5, c. 36].
Практически все исследователи, изучавшие детей с тяжелыми нарушениями речи (Н.С. Жукова[6], М. Л. Кусова[10], Р.И. Лалаева [11], Т.Б. Филичева [17], Г.В. Чиркина [20], Л. В. Щерба [21], А.В. Ястребова [11] и др.) отмечали недостаточно сформированные возможности таких детей в образовании новых форм слов.
Проведя анализ состояния речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина[12], Т.Б. Филичева [17], Т.В. Туманова [16]).
Вопрос особенностей формирования навыков словообразования у учащихся младших классов изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель исследования – разработать содержание коррекционной работы по формированию словообразовательных умений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в 3 классе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Общая характеристика понятия «словообразования». Процесс формирования словообразовательных умений у учащихся
Словообразование - один из основных процессов в языковой системе, благодаря которому в языке при его использовании в речевой деятельности осуществляется появление новых, так называемых производных слов. Словообразовательные процессы в речево-языковой деятельности человека обеспечивают постоянное пополнение и качественные изменения словарного запаса языка, потребности речевого общения людей в человеческом обществе, в постоянно меняющейся социальной реальности - основной среде жизнедеятельности человека [18, п. 12].
Словообразование как лингвистический процесс - главный источник пополнения лексического состава любого языка, один из основных способов образования терминов и понятий.
Лингвисты определили словообразование либо как часть лексикологии, либо как часть грамматики наравне с морфологией и синтаксисом, либо приписали его полностью морфологии. Чаще всего словообразование рассматривается лингвистами как самостоятельное направление лингвистической науки [1, с. 51].
Они определяют и описывают структуру и лексическое значение производных слов, их компоненты, основные приемы и средства словообразования, модели словообразования и их классификацию; изучают правила группировки производных слов в словообразовательные гнезда, устанавливают основные словообразовательные значения и категории; принципы организации словообразовательной системы языка в целом.
Словообразование в речевой деятельности человека - это процесс образования новых (производных) слов, образованных из однокоренных слов или словосочетаний, на основе формальных методов языковой трансформации, принятых в данном языке.
К основным способам словообразования в русском языке относятся следующие:
– морфологический способ словообразования (образование новых слов с помощью морфем);
– неморфологический способ словообразования, чаще всего это омонинимический способ (без использования морфем) [19, c. 48].
ГЛАВА 2 УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является разработать содержание коррекционной работы по формированию словообразовательных умений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в 3 классе. На основе этого было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в несколько этапов. На подготовительном этапе был проведен анализ научно-методической литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования.
На констатирующем этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности навыков словообразования у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. В рамках данного этапа была осуществлена исследовательская работа.
На формирующем этапе была проведена коррекционная работа по формированию словообразовательных умений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в 3 классе.
На контрольном этапе было проведено повторное экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности навыков словообразования, также полученные экспериментальные данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 20 детей 8–9 лет. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся с тяжелыми нарушениями речи, в контрольную группу – 10 учащихся с нормальным речевым развитием.
Для проведения экспериментального исследования использовалась методика «Исследование способности словообразования» (М.М. Алексеева, В.И. Лямина). Учитывая тесную связь между процессами разработки лексики и словообразования, данный метод включает в себя задачи по изучению словаря, целью которых является уточнение структуры значения слова, освоение значения морф, системы грамматических значений, фиксация связей между словами [10].
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
3.1 Комплекс упражнений по формированию словообразовательных умений
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показали необходимость проведения комплексной коррекционной работы. В связи с чем, были выделены следующие направления работы:
- укрепление соматического состояния и нервной системы,
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,
- развитие мимической мускулатуры,
- развитие дыхания и голоса,
- развитие психологической базы речи,
- коррекция звукопроизношения (этап автоматизации),
- развитие фонематических процессов, работа над лексико-грамматической стороной речи (в том числе развитие навыков словообразования).
Работа над словообразовательными моделями проводилась путем сопоставления слов с одинаковой морфемой (суффиксом, приставкой). В сопоставляемых словах выделялась сходная по звучанию часть (общая морфема). Затем устанавливалось значение, которое вносила общая морфема в слова, общность этого значения. После этого выделенная морфема анализировалась по звуковому составу, связь значения и звучания морфемы закреплялась, и дети сами по аналогии образовывали слова с данной морфемой.
На формирующем этапе эксперимента формирование словообразовательных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи осуществлялось на основе использования наглядных, игровых и словесных методов. Использовались упражнения со специально подобранным материалом, схематические модели (сюжетные и предметные картинки, символы, наглядно-графические словообразовательные схемы и т. п.).
Учащиеся активизировали свой словарный запас, пополняли его новыми (производными) словами, учились объяснять значения производных слов. При работе над развитием процессов словообразования использовались следующие приемы работы:
- демонстрация и оречевление действия, обозначаемого производным словом;
- толкование значения производного слова с помощью развернутого описания;
- использование антонимов для разъяснения значения производного слова;
- анализ морфологической структуры производного слова для объяснения его значения с опорой на наглядно-графические модели;
- завершение словосочетания или предложения производными словами и т. п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ теоретической литературы по теме исследования, мы определили, что словообразование – это образование форм одного и того же слова, например, формы числа существительных и прилагательных, формы наклонения, времени, лица, числа и типа глагола. Основными средствами изменения слова являются конечные результаты, которые объединяют основу слова. Задачи работы по формированию навыков изменения слова: создание набора конечных результатов в языковом сознании учащихся, обучение правильному использованию этих конечных результатов, автоматизация навыков использования форм слова, включение его в самостоятельную речь детей.
Осуществив во второй главе работы экспериментальное исследование по изучаемой проблеме, пришли к следующим выводам и результатам. У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи низкий уровень развития словообразования был установлен у 60% детей, средний уровень – у 40% испытуемых учеников, высокий уровень – не обнаружен ни у одного ученика. У учащихся с нормальным речевым развитием низкий уровень словообразования в результате исследования обнаружен у младших школьников в количестве 13% испытуемых, средний уровень – у 60% учащихся, высокий уровень развития словообразования выявлен у 27% испытуемых ребят. Это говорит о том, что большинство (60%) учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи имеют низкий уровень сформированности навыков словообразования. Таким ребятам свойственно неправильно выполнять некоторые задания, осуществлять простое повторение заданного слова. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи по сравнению с учащимися с нормальным речевым развитием уровень словообразования значительно ниже. У них обнаруживаются трудности с изменениях по падежам, согласовании имен прилагательных с существительными в роде и числе, недостаточно сформированными являются навыки образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа, а также умения переменять глаголы по числам.
На третьем этапе исследования был разработан и апробирован план коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, направленный на формирование умений словообразования. В проведенном комплексе занятий применялись различные упражнения, направленные на формирование и развитие у детей с тяжелыми нарушениями речи навыков словообразования существительных, прилагательных, глаголов.
1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
2. Баль, Н.Н. Особенности формирования словообразования у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / Н.Н. Баль, М.Г. Рак // Зб. наук. працьКам’янець-Подiльс. Нац. ун-ту iм. I. Огiенка. Сер. соцiально-педагогiчна / Кам’янець-Подiл. нац. ун-т iм. I. Огiенка. – Кам’янецьПодiльський, 2010. – 462 с.
3. Брызгалова, С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С.О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование : науч.-метод. журн. – 2010. – 32с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
5. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
6. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 2008. – 320 с.
7. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 2008. – 210 с.
8. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – М. : Москва-Воронеж, 2001. – 432с.
9. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Ю.Н. Кислякова Л.Н. Мороз. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
10. Кусова, М.Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) / М.Л. Кусова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – Екатеринбург : Эра, 2012. – 180 с.
11. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2009. – 260 с.
12. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М. : Просвещение, 2008.– 173с.
13. Леоньев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леоньев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 214с.
14. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений младших школьников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 220 с.
15. Мороз, Л.Н. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Л.Н. Мороз. – Минск : М-во просвещения БССР, 2007. – 220 с.
16. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи :автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – Москва, 2005. – 46 с.
17. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста : практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 220 с.
18. Хохлова, А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А.А. Хохлова.– М., 2009. – 21 с.
19. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 280 с.
20. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М. :Аркти, 2003. –165 с.
21. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 2007. – 188 с.
22. Ястребова, А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 6-7 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М. : АРКТИ, 2001. – 280 с.