Введение
Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной.
В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребёнка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».
Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Смысл, вкладываемый в понятие «неполная семья» менялся с течением времени. Известный педагог А. С. Макаренко называл «неполной» семью только с одним ребенком и писал по этому поводу, что только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может носить нормальный характер. Другим же примером неполной семьи он считал семьи, где родители разошлись или не живут вместе.
Неполной, по формулировке социологов, называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Проблема воспитания детей в неполной семье являлась предметом исследования в работах В.Я. Титаренко, И.Ф. Дементьевой, А. Спиваковской, М.И. Несмеяновой, Н.В. Масляровой, Н.М. Ершовой, Е.А. Мухортовой. Изучением личностных особенностей детей из неполных семей после развода занимались Д. Видра и Г. Фигдор.
Глава 1. Теоретическое изучение проблем социализации у девочек старшего дошкольного возраста из неполных семей
1.1 Семья и ее виды
Семья – это объединение людей, основанное на родстве, браке или усыновлении, связанных совместным проживанием и взаимной ответственностью за воспитание детей. Члены семьи часто живут в одном доме.
Семья анализируется по двум основным направлениям: функционализм и теория конфликта.
Функционалисты анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей. За последние 200 лет наиболее важные изменения в функциях семьи произошли из-за разрушения как кооперативного трудового объединения и возможности ограничить передавать статус семьи от родителей к детям. Одна из основных функций семьи – социализация детей, хотя и другие группы тоже участвуют. С появлением и развитием индустриального общества и государства всеобщего благосостояния функции семьи в создании благосостояния ее членов радикально изменились.
Сторонники теории конфликта подчеркивают распределение власти в семье. Исследования показывают, что члены семьи, у которых больше материального имущества, обладают большей властью. Согласно Марксу и Энгельсу, промышленная революция превратила семью в серию валютных отношений. Согласно современной версии этой концепции, семья – это место, где происходит экономическое производство и перераспределение материальных ресурсов. В этом случае возникает конфликт интересов каждого члена семьи и других членов семьи и общества в целом.
Проблема классификации и типологии семей, с одной стороны, очень важна, потому что их присутствие помогает людям найти свой путь в бесчисленных семьях, позаимствовать свой жизненный опыт по аналогии и наиболее успешно решать свои проблемы. С другой стороны, это очень сложно. Пока нет даже более или менее устоявшейся типологии личности, а семья – еще более сложное образование. Поэтому говорить о строгой типологии семьи пока нельзя, но первые попытки классификации семьи уже делаются. В частности, семьи различаются по нескольким параметрам.
1. По семейному стажу супругов:
– семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья медового месяца, который длится в разное время для разных людей. Типичная ситуация для такой семьи – состояние эйфории: светлые мечты, надежды, планы, часто оторванные от реальности, еще не развеялись. У них еще все впереди, они все понимают, им все легко в жизни. И они по-прежнему убеждены, что вместе они могут свернуть горы.
1.2 Основные проблемы социализации дошкольников из неполных семей
Большинство исследователей называют функцию социализации одним из основных показателей благополучия психологического и образовательного климата семьи. Под социализацией обычно понимается развитие ребенка через работу с окружающей средой, в которой он перенимает социальные нормы и культурные ценности общества [13, с. 20].
Детство – это период первичной социализации ребенка, который происходит в семье, в дошкольном и школьном учреждении, а также в сообществе друзей и сверстников. Семья функционирует как микрофактор социализации, который с помощью образования оказывает сильнейшее влияние на развитие личности.
В неполной семье процесс воспитания обычно искажен. Вообще проблема отца, его влияние – один из ключей к семейным отношениям в целом. Плохие отношения с отцом (либо отец отсутствует, либо он редко появляется и не заботится о ребенке) лишают детей (особенно мальчиков) внимания мужчин, необходимого для их развития. Отсутствие отца – это отсутствие у мальчика образца для подражания и возможности получить опыт общения девочек и понимания противоположного пола.
Существуют различные, часто противоречащие друг другу взгляды на то, как воспитание без отца может повлиять на ребенка, но почти все они приводят к мысли, что не только отсутствие отца в семье, но, прежде всего, мужчины, является важной предпосылкой отклонений в духовном развитии. ребенка.
Отсутствие влияния мужчин в неполных семьях проявляется следующим образом: затрудняется гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные и аналитические способности ребенка из-за развития вербальных навыков. Процесс гендерной идентификации мальчиков и девочек становится менее понятным. Навыки общения с представителями противоположного пола сложно приобрести. Становится возможным создать чрезмерную связь с матерью, поскольку нет члена семьи, который может «оторвать» ребенка от матери и вывести его в большой мир.
По мнению специалистов, отличительные особенности развития интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее ярко проявляются в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Академическая успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться и заинтересованности в обучении. Мужчины, как правило, обладают более высокими математическими навыками. С другой стороны, женщины часто превосходят мужчин в плане языковых навыков, их словарный запас выше, чем у мужчин, они умеют оперировать понятиями, они способны быстро и интуитивно понимать ситуацию в целом. Обычно они лучше осведомлены о людях и лучше понимают нюансы человеческих отношений. Конечно, есть много исключений, но хотя они самые распространенные, они являются настоящими тенденциями.
1.3 Понятие «социализация» и современные подходы к ее определению
Социализация трактуется в самом широком смысле как процесс и результат социального развития человека. И.С. Кон считал, что социализация – это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид приобретает систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать как полноправный член общества [1, с. 40].
Суть процесса социализации заключается в том, что человек постепенно впитывает социальный опыт и использует его для адаптации в обществе. Эта ассимиляция происходит спонтанно и целенаправленно. Целесообразность определяется усилиями семьи, детского сада, школы, различных общественных организаций. Стихийность – различные стороны жизни, свидетелями которых является человек.
Социализация считается взаимным процессом не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но и из-за единства спонтанного и целенаправленного воздействия на все процессы становления человека как субъекта социальных отношений.
Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в образовании и обучении. Спонтанное, спонтанное влияние создается средствами массовой информации, реальными социальными ситуациями и многими другими факторами. Двусторонний характер процесса социализации отражается также в единстве его внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий, которые регулируют выражение импульсов и направлений, характерных для субъекта. Внутренний процесс – это процесс формирования целостной личности.
Каждый исторический период определяет признаки социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свои особенности, благодаря стремительному развитию науки и новых технологий, которые затрагивают все сферы жизни человека.
Одна из наиболее ярких черт современной социализации – ее продолжительность по сравнению с предыдущими периодами [1, с. 41].
Детство как основной период социализации значительно увеличилось по сравнению с предыдущими периодами. В целом статус детства изменился. Если раньше он рассматривался только как подготовка к жизни, то в современном обществе он трактуется как особый период жизни, имеющий не меньшую ценность, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение требует большего уважения и более высокого детского статуса, чем в прежние времена. Специальные законы разрабатываются для защиты прав детей и действуют на международном уровне. Общество становится более терпимым к детству, поскольку оно определяет его будущее.
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология /Е.В. Андриенко, под ред. В.А. Сластенина. – М. Академия, 2000. – 264 с.
2. Василькова, Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. /Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Академия, 2000. –440 с.
3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Л. С.Выготский//Вопросы психологии. – 1996. – №6.
4. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. /М. И. Буянов. – М., 1990.
5. Веребек, А.В. Ролевые игры/А.В. Веребек// Счастливые родители. – 2003. – № 2.
6. Комарова, И.А., Ершова Н.В. «Дом наших улыбок». / И.А. Комарова, Н. В Ершова. – Мозырь, 2008.
7. Кулик, Л.А. Семейное воспитание./ Л.А. Кулик, Н.И. Берестов – М., Просвещение, 1990.
8. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. /Н.Я.Михайленко. – Дошкольное воспитание. – 1989. – № 4.
9. Мухина, В.С. «Детская психология» / В. С. Мухина – Москва, 1985 г.
10. Мудрик, А.В. Социальная педагогика./ А.В. Мудрик, под ред. В.А. Сластенина. – М. Академия, 2000. –192 с.
11. Новоселова, С.Н. Вернем игру и детскую инициативу в детский сад. / С. Н. Новоселова. – Педагогический вестник. – № 3. – 1996.
12. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье / Я.Г. Николаева. – М., Владос, 2006. – 159 с.
13. Педагогика: Большая советская энциклопедия./ сост. Е.С. Рапацевич. – Мн., 2005. – 680 с.
14. Пралеска: программа дошкольного образования. / Е.А. Панько. – Мн., Аверсэв, 2007. – 320 с.
15. Репина, Т.А. Воспитание мальчиков и девочек/Т.А. Репина. – Дошкольное воспитание. – 1984. – № 4.
16. Репина, Т.А. Мальчики и девочки: две половинки?/ Т.А. Репина. – Обруч. 1998. – № 6.
17. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. / Л.Н. Рожина. – Минск, Вышэйшая школа, 1999. – 272 с.
18. Сохранная, Н.А. Работа с неполными семьями. / Н.А. Сохранная. – Минск., Красико-Принт, 2006. – 176 с.
19. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. / В.М. Целуйко – М., Владос, 2003. – 272 с.
20. Целуйко, Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. /Н. А. Целуйко. – Мозырь., 2006. – 132 с.