ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТРАДИЦИИ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. ТАРТТ
1.1 Специфика писательской манеры Д. Тартт
1.2 Место и значение творчества Д. Тартт и ее романа «Щегол» в современной американской литературе
1.3 Художественные особенности жанра романа воспитания и модификаций
ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д. ТАРТТ «ЩЕГОЛ»
2.1 Сюжетно-композиционные и жанрово-стилистические особенности романа Д. Тартт «Щегол»
2.2 Образ главного героя романа Д. Тартт «Щегол» Теодора Декера
2.3 Признаки воплощения и трансформации романа воспитания в произведении Д. Тартт «Щегол»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Донна Луиза Тартт (род. 1963) – современная американская писательница, автор трёх романов («Тайная история» (The Secret story, 1992), «Маленький друг» (The Little friend, 2002), «Щегол» (The Goldfinch, 2013)).
Первое исследование творчества Донны Тартт появились в 2010 году в Чехии и было связано с расширением возможностей интерпретации текста на примере романа «Маленький друг».
Пик интереса к творчеству Тартт пришелся на 2016-2019 годы, значительная часть исследований была проведена в России, также встречаются работы исследователей из Германии, Финляндии, Италии и США. Объектом исследования большинства из них стал последний роман Донны Тартт «Щегол», выпущенный на русском языке в 2015 году. Причиной внимания к роману, вероятнее всего, стало обращение писательницы к русской теме и творчеству Ф.М. Достоевского, что впоследствии переросло в более углубленное изучение романа и творчества писательницы в целом. Также «Щегол» анализируют в междисциплинарных исследованиях: Мерсе Куэнка рассматривает роман через призму социологии и исследует отношение к роману взрослых читателей, Мориц Виганд изучает миграцию населения в США и ищет ее причины в современной американской литературе, где описывается переселение, а Фил Лиск написал книжный обзор и проанализировал «Щегла» с точки зрения психологии. Среди наиболее активно изучающих творчество Д. Тартт авторов выделяются О.Ю. Анцыферова, И.Ю. Парулина, А.В. Татаринов, Н.С. Шалимова и Лидия Коккола.
Исследователи рассматривают творчество Донны Тартт в разных аспектах, одним из наиболее спорных является жанр.
Можно предположить, что роман произведение Донны Тартт «Щегол» является синтетическим в жанровом отношении, т.к. в нем, как и в других произведениях писательницы, соединены «психологическая проза, анализ социума и детективная история» [13, с. 57].
ГЛАВА 1 ТРАДИЦИИ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. ТАРТТ
1.1 Специфика писательской манеры Д. Тартт
Донна Тартт (род. 1963) – американская писательница, уроженка штата Миссисипи. Её перу принадлежат три романа, на написание каждого из которых она потратила по 10 лет: «Тайная история» (1992), «Маленький друг» (2002) и «Щегол» (2013). Каждый из романов представляет собой сложное синтетическое целое, состоящее из множества аллюзий на живопись, литературу, кинематограф. Донна Тартт детально прорабатывает свои тексты: каждое слово, каждый образ в её романах имеет свою задачу [20]. Такое отношение к писательскому ремеслу у Донны Тартт сформировала её связь с искусством, и в частности с литературой, ещё с детства.
Донна Тартт выросла в небольшом городке Гринейде (Миссисипи) в окружении тётушек и бабушек [28], слушая их рассказы и особый тайный язык южан, на котором они говорили между собой. Тартт выросла в читающей семье [20], её первой прочитанной книгой стал роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»: «Я была очарована Оливером Твистом. Это была первая из прочитанных мной книг, в которой были кровь и смерть. Я волновалась за Оливера весь день в школе» [32]. Язык Диккенса и его умение создавать «спонтанные пламенные человеческие характеры» («a character spontaneously human combust») [30] произвели впечатление на Донну Тартт и впоследствии оказали влияние на её писательские работы.
Донна Тартт росла в необычной семье. Её отец в юности был рок-музыкантом, позднее стал владельцем местного продуктового магазина и сделал карьеру политика. Мать же была представительницей одной из старинных южных семей – Буш (Boush) [24]. По воспоминаниям Тартт, её мать была настоящим книжным червем – она могла читать даже за рулём [31]. Именно родители в большей степени повлияли на любовь писательницы к чтению: уже в детстве она могла цитировать А.А. Милна, Т.С. Элиота и Данте [31]. Донна Тартт посвятил целое эссе «Sleepytown: A Southern Gothic Childhood, with Codeine» [28] воспоминаниям о своём детстве, в том числе воспоминаниям о своём прадедушке, который пробудил в Тартт интерес к Томасу де Квинси.
ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Д. ТАРТТ «ЩЕГОЛ»
2.1 Сюжетно-композиционные и жанрово-стилистические особенности романа Д. Тартт «Щегол»
Ключевую роль в литературе, развивающей сюжет становления, играет роман Донны Тартт «Щегол».
Н.С. Шалимова отмечает, что «Щегол» написан «как бы роман 19 века, на материале 21 века, отсюда диккенсовская просторность, медлительность и нравственный абсолютизм романа» [Шалимова, с. 137]. Несмотря на сложность поэтики, в романе «Щегол» сосуществуют черты классического романа воспитания и новейшей прозы о взрослении. Так, черты классического романа воспитания заключаются в сюжетности, системе второстепенных персонажей, символике пространственно-временной организации (канун Рождества, хронотоп большого города) [Фомина], тогда как черты новейшей прозы о взрослении заключаются в способе повествования, автореференциальности, сюжетообразующем мотиве преображения/взросления главного героя. В романе Тартт присутствуют черты исповедального, фронтирного, детективного, приключенческого романа, образующие синкретическую жанровую форму. Автор сознательно моделирует ситуацию жанрового синтеза, следуя не столько авантюрному сюжету, сколько традициям англо-американской рецепции русской литературы и особенно творчества Ф.М. Достоевского [Бутенина].
Роман «Щегол» написан от первого лица, для него характерны исповедальные интонации, обращение к читателю, а также дуализм главного героя, его постоянная игра. Конструируя повествование от первого лица, Тартт использует характерные, симптоматичные для жанра новейшего романа о взрослении модусы высказывания. Деканонизации жанра на уровне способа повествования, нарратива, типа героя не происходит. Переводчик произведения Д. Тартт на русский язык в одном из своих интервью говорит следующее: «Он обладает отчетливым голосом. В процессе его освоения, уже знаешь потом, что и как он скажет. Единственная проблема – в книге есть несколько голосов Тео, принадлежащих к разному возрасту, поэтому приходилось отслеживать, когда Тео говорит в реальном времени, а когда мы читаем о нем, подростке, но на самом деле слышим голос 27-летнего Тео, который лежит в номере отеля, или 23-летнего Тео, который пишет в своем дневнике» [Завозова].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К основным чертам поэтики Донны Тартт можно отнести такие, как:
- имплицитная игра с сюжетами романов, обращающихся к схожим темам,
- повествование, построенное при помощи ретроспекции,
- детальное описание хронотопа, из-за чего появляется ощущение погруженности в художественное пространство,
- описание героев в измененном состоянии сознания,
- экфрасические описания,
- центальная тема – взросление, поиск молодым человеком себя.
- образ центрального персонажа, в котором прослеживается формирование нового национального характера: негативно мыслящего молодого человека из неблагополучной семьи, который бежит из дома в поисках любящих его людей и своего места в мире. Он способен понимать и чувствовать искусство, помогающее ему преодолеть экзистенциальный кризис, начало которому положила потеря жизненных ориентиров,
- героям Тартт присущи отстраненность и одиночество, их истории – мемуары, воспоминания о давно случившемся; и в этих воспоминаниях они – чужие в окружающем их мире, даже среди единомышленников.
В качестве материала для проведения анализа нами был выбран третий роман американской писательницы Донны Тартт «Щегол». Этот роман был написан ею в 2013 году, через 9 лет после публикации её предыдущего произведения «Маленький друг».
«Щегол» относится к жанру «роман воспитания», т.е. отражает жизненный путь главного героя, начиная с самого детства. В самом начале романа ему 13 лет, в конце – 27. Повествование ведётся от первого лица, что помогает читателю глубже пережить всё, что происходит с главным героем.
1. Анцыферова, О.Ю. «Южный Миф» и роман Донны Тартт «Маленький друг» / О.Ю. Анцыферова // Филология И Культура. – 2015. – № 2 (40). – C. 165–170.
2. Бахтин, М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. - М., 1986. – 392 с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчеств/ М.М. Бахтин. - М.,1986. -102 ч.
4. Бутенина, Е.М. Исповедальность Достоевского и современный американский роман о подростке / Е.М. Бутенина // Вестник Пермского Университета. Российская И Зарубежная Филология. – 2016. – № 2 (34). – C. 94–100.
5. Газарова, М.А. Роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Щегол» Донны Тартт: к проблеме трансформации жанра «роман воспитания» / М.А. Газарова, А.В. Татаринов // Актуальные вопросы современной филологии: теория, практика, перспективы развития: материалы I Международной научно-практической конференции молодых ученых (докторантов, аспирантов и магистрантов) / [под ред. Е.А. Жирковой, Л.А. Исаевой, А.В. Татаринова, Е.Н. Лучинской]. – Краснодар: Издательский Дом, 2016. – C. 195–197.
6. Дроковская, К.А. Сакрализация искусства в романе Д. Тартт «Щегол» / К.А. Дроковская // Научные труды молодых ученых-филологов: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 215-летнему юбилею В.И. Даля – Казака Луганского. – Ярославль: Литера, 2017. – C. 158–165. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35063040.
7. Ищенко, Е.Н. Экфрасис как структурообразующий элемент художественного мира и маркер современного отношения общества к искусству в романе Д. Тартт «Щегол» / Е.Н. Ищенко, М.К. Попова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – №2. – Калининград, 2016. – С.66–73.
8. Селютина, Е.А. Трансформация жинра детектива в романе Донна Тартт «Щегол» / Е. А. Селютина, Е. В. Захарова // Язык. Культура. Коммуникации. - 2016. - № 2 (6). - С. 35. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28132694.
9. Столбова, Н.В. Опыт искусства в романе Д. Тартт «Щегол» / Н.В. Столбова, В.Н. Железняк // Вестник Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета. Культура, История, Философия, Право. - 2017. - № 4. - C. 74–81.
10. Тартт, Д. Щегол / Д. Тартт. - М.:АСТ, 2013. – 832 с.
11. Татаринов, А.В. Мировоззренческие стратегии в современном американском романе // Российский гуманитарный журнал. - 2015. - №5. – С.395-406.
12. Фомина, Е.М. «Щегол» Д. Тартт как роман воспитания / Е.М. Фомина // Новый Филологический Вестник. – 2017. – № 4 (43). – C. 261–271.
13. Черноземова, Е.Н. Функция экфрасических обращений в романе Донны Тартт «Тайная история» / Е.Н. Черноземова // Горизонты гуманитарного знания. – 2016. - №4. – С. 57-69.
14. Шалимова, Н.С. Хронотоп Рождества в поэтике романов Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и Донны Тартт «Щегол» / Н.С. Шалимова // XVII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения "1917-2017: уроки столетия. – Красноярск: Востояная Сибирь, 2017. – C. 454–461.
15. Шалимова, Н.С. Жанровая атрибуция романа инициации на примере произведения Д. Тартт «Щегол» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - №1 (39). – С.163-166.
16. Шалимова, Н.С, Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины ХХ века : дис. канд. фил. наук : 10.01.03 / Н.С. Шалимова. – Красноярск, 2018. – 171 с.
17. Шалимова, Н.С. Роман Д. Тартт «Щегол»: к поэтике жанра романа воспитания / Н.С. Шалимова // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина / [под ред. Т.А. Снигиревой, Л.А. Назаровой]. – Екб.: УрФУ, 2018. – C. 166–172.
18. Якушева, Г.В. Воспитания роман / Г.В. Якушева // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2003. - Стлб. 148.
19. Baum, C. Interview: Donna Tartt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.smh.com.au/entertainment/books/interview-donnatartt-20131017-2vnft.html.
20. Birnaum, R. Donna Tartt Interview [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.identitytheory.com/donna-tartt/.
21. Bosman, J. Donna Tartt Talks, a Bit, About ‘The Goldfinch’ // The New York Times. – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.nytimes.com/2013/10/21/books/donna-tartt-talks-a-bit-about-thegoldfinch.html.
22. Brown, M. Donna Tartt: ‘If I’m not working, I’m not happy’. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.telegraph.co.uk/culture/books/10505597/Donna-Tartt-If-Im-notworking-Im-not-happy.html.
23. Cope, R. Donna Tartt interview [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.harpersbazaar.co.ukculture-news/staying-in/donnatartt-interview.
24. Kaplan, J. Introducing Donna Tartt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.vanityfair.com/news/1992/09/donna-tartt-the-secrethistory.
25. Miller, L. Donna Tartt: «The fun thing about writing a book is that it really is a different life» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.salon.com/2013/10/22/donna_tartt_the_fun_thing_about_writing_a_b ook_is_that_it_really_is_a_different_life/.
26. Rose, C. Donna Tartt interview [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=7oo-wNuP9tU.
27. Tartt, D. The Goldfinch / D. Tartt. - New York, 2013. – 480 р.
28. Tartt, D. Sleepytown // Harper’s Magazine. – 1992. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://harpers.org/archive/1992/07/sleepytown/.
29. Viner K. Interview: Donna Tartt // The Guardian. – 2002. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.theguardian.com/books/2002/oct/19/fiction.features.
30. Wark, K. Donna Tartt discusses The Goldfinch // Waterstones. – 2014. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=RPgPixshbXo.
31. Woodward, D. Your guide to mysterious literary genius Donna Tartt // Dazed [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.dazeddigital.com/life-culture/article/38063/1/your-guide-tomysterious-literary-genius-donna-tartt.
32. Interview: The very, very private life of Ms Donna Tartt // Independent.ie [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.independent.ie/lifestyle/interview-the-very-very-private-life-of-msdonna-tartt-29780543.html.