Введение
Глава 1. Средства массовой информации как средство формирования валеологической культуры младших школьников
1.1. Особенности формирования валеологической культуры
1.2. Средства массовой информации
1.3 Изучение возможностей средств массовой информации для формирования валеологической культуры младших школьников
Глава 2. Изучение особенностей возможности использовать средства массовой информации для формирования валеологической культуры
2.1. Методики исследования возможностей средств массовой информации для формирования валеологической культуры младших школьников
2.2. Анализ результатов исследования по использованию средств массовой информации для формирования валеологической культуры младших школьников
2.3. Выводы и педагогические рекомендации по использованию средств массовой информации для формирования валеологической культуры младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность исследования:
Проблема воспитания подрастающего поколения была и остается одной из важнейших социальных и образовательных задач общества. Общество стремится к тому, чтобы молодые люди овладевали основами науки, умственного и физического развития, а также старается сохранить и укрепить свое здоровье. Проблемы охраны здоровья детей могут быть успешно решены только совместными действиями общества и родителей, учителей и врачей. В этих социально-образовательных условиях существует потребность в улучшении общей культуры людей и межличностных отношений.
Анализ показателей официальной статистики позволяет утверждать, что заболеваемость, к сожалению, не имеет тенденции к снижению. Психика ребенка оказалась наиболее чувствительной к стрессу.
Здоровье современного человека во многом зависит от образа жизни, которому он должен усвоить с раннего возраста. Образ жизни формируется под влиянием социально-гигиенических условий, гигиенических факторов, материальных и бытовых условий, питания, воспитания, образования, наличия или отсутствия вредных привычек и т. Д. Фактор школьной среды, отрицательно влияющий на здоровье детей, составляет 12,5% в начальной школе и 20,7% в конце школы.
Глава 1. Средства массовой информации как средство формирования валеологической культуры младших школьников
1.1. Особенности формирования валеологической культуры
Проблема воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из важнейших социальных и воспитательных задач общества. Нацеливая молодежь на глубокое овладение основами науки, духовного и физического развития, компания стремится сохранить и укрепить здоровье. Проблемы защиты здоровья детей могут быть успешно решены только совместными действиями общества и родителей, учителей и медицинского персонала.
В этих социально-педагогических условиях необходимо повышать общую культуру людей и межличностные отношения. В условиях социально-экономического кризиса психические расстройства населения страны обостряются или декомпенсируются. Анализ официальной статистики подтверждает, что, к сожалению, частота психических расстройств не имеет тенденции к снижению. [2, с.55].
Психика детей наиболее чувствительна к стрессам. Экологические катастрофы, войны, неблагоприятные социальные условия, конфликтные ситуации в семье, школе вызывают чрезмерное психоэмоциональное напряжение, которое приводит к невротическим расстройствам и психическим расстройствам в виде повышенной возбудимости, агрессивности, конфликтов, эмоциональной лабильности и, в конечном итоге, к снижение умственной и физической работоспособности [22, с.25].
Здоровье современного человека во многом зависит от образа жизни, которому он должен учиться с раннего возраста. Аналитическое резюме целей глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения по достижению здоровья для всех в 21 веке определяет здоровое начало жизни. Ожидается, что к 2020 году все младенцы, малыши и школьники будут более здоровыми, что обеспечит им более здоровое начало жизни.
Глава 2. Изучение особенностей возможности использовать средства массовой информации для формирования валеологической культуры
2.1. Методики исследования возможностей средств массовой информации для формирования валеологической культуры младших школьников
База исследования: ГУО «Средняя школа №1» г. Лида. В исследовании приняли участие учащиеся 1-4 классов, в каждом классе приняли участие 8 учащихся. Выборка исследования составила 20 (60%) мальчиков и 16 (40%) девочек. В связи с преобладанием в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что валеология является важным направлением в формировании представлений о собственном здоровье и путях его сохранения и создания ситуаций, при которых человек будет чувствовать себя здоровым.
Нами было определено, что СМИ представляют собой совокупность органов для публичной передачи информации техническими средствами, еще более распространенные в русском языке (в отличие от термина «средства массовой коммуникации») средства повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений среди массовой аудитории. Нами были рассмотрены основные виды и классификации данных средств.
Мы определили основные формы деятельности в рамках пропаганды СМИ и формирования валеологической культуры младших школьников. Нами было определено, что для детей младшего школьного возраста СМИ является мощным регулятором процесса социализации.
С целью определения уровня развития валеологической культуры младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Чистые руки, здоровые зубы» и наблюдения. В ходе исследования нами были получены такие результаты как то, что в основном, дети младшего школьного возраста демонстрируют такие особенности как преобладание валеологической культуры у детей 3-4 класса, в то время как для детей 1-2 класса явным является низкий уровень знаний о том, какие дела необходимо выполнять для того, чтобы соблюдать все необходимые валеологические правила.
1. Акбашев, Т. Ф. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное Образование. – 2005. – № 5. – С.107-112.
2. Баранок, В. Н. Валеологическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Н. Баранок.– Витебск: Академия, 2009. – 210 с.
3. Белова, В. И. Валеологическая образовательная среда: орг. работы в спец. мед. группе в условиях общебразоват. шк. / В.И. Белова // Спорт в школе: прил. к газ. «Первое сент». – 2007. – № 15. – С. 2-4.
4. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 208 с.
5. Вайнер, Э. Н. Валеологическое образование / Э.Н. Вайнер // Высш.образование в России. – 2009. – N4. – С.70-71.
6. Вайнер, Э. Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
7. Валеология. Понятие о социальном здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80ahc0abogjs.com/valeologiya_739/ponyatiesotsialnom-zdorove.html.
8. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: методическое пособие / науч. ред. И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. – СПб: Каро, 2016. – 253 с.
9. Волков, В. Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа / В.Н. Волков. – Коломна, 2000. – 33 с.
10. Воронцова, В. Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогический аспект / В.Г. Воронцова // История педагогики сегодня. – Санкт-Петербург: СПб ГУПМ, 2006. – 134 с.
11. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/.
12. Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ippk.arkhedu.ru/doc/detail.php?ID=832574.
13. Выготский, Л. С. Проблема возраста: [психич. развитие в онтогенезе] // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2007. – 158 с.
14. Выготский, Л. С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – 438 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / Под. ред. М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
16. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя / П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
17. Дмитриев, Д. В. Толковый словарь русского языка / Д.В. Дмитриева. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 1578 с.
18. Дружинин, Р. О. Социальное здоровье детей: сущность и технологии сохранения / Р.О. Дружинин // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №9 (031). – С. 255-259.
19. Заикина, Е. А. Валеологический аспект в работе классного руководителя / Е.А. Заикина // Биология: прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 1. – С. 18-21.
20. Каченовский, М. Б. Введение в валеологическую педагогику / М.Б. Каченовский. – Мн.: Изд. 2005. – 68 с.
21. Ким С. В. Валеологическое обеспечение гимназического образования: Методические рекомендации / С.В. Ким. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002. – 52 с.
22. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
23. Корсакас, Е. Валеологическая служба образовательного учреждения / Е. Корсакас // Спорт в школе – 2008. – № 12. – С. 8-9.
24. Кошелева, М. Е. Воспитание валеологического самоотношения у школьников / М.Е. Кошелева. – Хабаровск, 2003. – 23 с.
25. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы / В.С. Кукушин. – Ростов-н/Д: МарТ, 2004. – 352 с.
26. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.