ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие мелкая моторика и особенности ее развития в онтогенезе
1.2 Особенности моторной сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Роль коррекционных занятий для развития мелкой моторики
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗНЯТИЯХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Развитие мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Вследствие чего – у ребёнка будет сформирована координация движений пальцев рук, развита речевая деятельность и подготовка к школе. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики логически рассуждает, имеет развитую память, внимание, связную речь, овладевает навыками письма [5].
Изучение проблемы развития мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи проходит в следующих аспектах: психологическом, физиологическом и педагогическом [3]. Изучению данной темы посвящались исследования Л. И. Аксеновой, Е. Ф. Архиповой, Н. А.Бернштейна, Б. Г.Мещерякова, Т. В. Волосец, С. Д. Забрамной, Л. М. Лапшиной, В. А. Левченко, А. Р. Лурия, З. П. Малевой, А. А. Маслюкова, Н. И. Озерецкого, С. Прищепа и др.
Объект исследования – особенности мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста с ТНР.
Предмет – развитие мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Цель – описать развитие мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические особенности развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
2. Экспериментально изучить особенности мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разботать комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Практическая значимость исследования заключается в подборе и систематизации практического материала для развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и специальной литературы и интернет источников по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, изучение документации, количественный и качественный анализ данных констатирующего эксперимента.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, двух приложений. Общий объем курсовой работы 35 страниц.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие мелкая моторика и особенности ее развития в онтогенезе
Моторика – система двигательных умений, навыков, реакций и сложных двигательных действий, свойственных человеку [6]. В большом психологическом словаре, составителем которого является, В. Зинченко, под моторикой понимается вся сфера двигательных функций [7]. В свою очередь, С. Ю. Головин утверждает, что моторика – это двигательная активность человека. Двигательная активность делится на мелкую и крупную [2]. Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия верхними и нижними конечностями и телом в целом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить.
На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика. Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Умение выполнять координированные движения в пространстве (сидеть, бегать, прыгать и т. д.) – это крупная моторика, а разнообразные движения с использованием пальцев и кистей рук – это мелкая моторика. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий систем организма (Мышечной, нервной, костной с использованием зрительной системой) [4].
Развитие мелкой моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом [1]. Последнее является сложнейшим мелкомоторным навыком, успешное становление которого опирается на слаженное взаимодействие всех уровней организации движений (Н. А. Бернштейн). Чем предметнее двигательный акт, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы вносят свой вклад в урегулирование этой задачи и реализации соответствующих движений. У мелкой моторики есть ряд особенность, она тесно взаимосвязана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, развитие мелкой моторики и развитие речи также тесно связаны [14].
Данная особенность обнаружена вследствие близкого расположения в головном мозге речевого и моторного центра, поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Организация исследования по изучению особенностей мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Экспериментальное исследование по изучению особенностей мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи было проведено на базе средней школы № 6 г. Бреста. В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса (5 детей с тяжелыми нарушениями речи и 5 детей без нарушений в развитии).
Цель эмпирического исследования: выявить особенности мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
1) Формирование выборки исследования, подбор методов и методик для исследования;
2) Изучение особенностей мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи путем диагностического инструментария, количественный и качественный анализ полученных данных;
3) Разработка практического материала (комплекс игр) для развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Для изучения уровня сформированности мелкой моторики у учащихся с ТНР были использованы 2 методики: методика «Лабиринт» (Н. И. Озерецкий); методика оценки уровня графомоторных навыков путем списывания (Е. Ф. Архипова).
Экспериментальное исследование проводилось в первую половину дня. Исследованию не предшествовали занятия, которые оказывают сильное влияние на физическое и эмоциональное состояние учащихся. Перед каждой методикой было дано задание, подкрепленное визуальной и аудиальной инструкцией.
В первой методике оценивался уровень динамической координации ведущей руки (методика Лабиринт Н.И. Озерецкого). Во второй методике оценивался уровень графомоторных навыков путем списывания (Е. Ф. Архипова).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие мелкой моторики происходит естественным образом с младенческого возраста. Мелкая моторика развивается поэтапно, в основе нее лежат условные рефлексы. Сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.
Нарушение моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи требует дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Ребенок учится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), коррекция произношения звука, формирование ритмической и мелодической стороны речи и улучшение дикции.
Несформированность крупной моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми определенных заданий, где участвуют пальцы рук. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи. Поэтому развитие ее у детей с тяжелыми нарушениями чрезвычайно важно.
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова. – М. : Академия, 2002. – 395 с.
2. Аксенова, Л И. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи / Л. И. Аксенова. – М. : Дошкольное воспитание, 1990. – № 5. – С. 20‒22.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 220 с.
4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. – М. : ФиС, 1991. – 209 с.
5. Бернштейн, Н. А. Построение движений / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с.
6. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн – М. : Академия, 2010. – 284 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова [и др.]. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.
8. Волосец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи младших школьников / Т. В. Волосец. ‒ М. : Академия, 2002. – 256 с.
9. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. – М. : Новая школа, 1998. – 144 с.
10. Лапшина, Л. М. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью : метод. рекомендации / Л. М. Лапшина, В. А. Левченко / Челяб. гос. пед. Университет. – Челябинск, 2014. – 50 с.
11. Лурия, A. Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2012. – 346 с.
12. Малева, З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей / З. П. Малева. – М. : Владос, 2000. – 96 с.
13. Маслюков, А.А. Развитие координационных способностей у детей 7-9 лет / А.А. Маслюков // Спорт в школе. – 2008. – № 5. – С. 16‒20.
14. Озерецкий, Н. И. Исследование при помощи специальных тестов моторной одаренности у нормальных и анормальных детей и подростков : тезисы доклада / Н. И. Озерецкий // Основные проблемы педологии в СССР. – Вязники : Красный печатник, 1928. – С. 170‒171.
15. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии младших школьников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1 – С. 60–63.
16. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : учеб. пособие / И. Н. Садовникова. – М. : Владос, 1997. – 282 с.
17. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : Олма-Пресс, 2001. – 160 с.
18. Степанова, М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М.А. Степанова // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 62‒65.