ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1. Феномен совладающего поведения и виды копинг-стратегий
1.2. Особенности копинг-поведения в период ранней взрослости
1.3. Понятие гендера и гендерных различий в психологии
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждый человек на протяжении своего жизненного пути сталкивается с трудными и стрессовыми ситуациями, которые требуют сил и ресурсов для их преодоления. Стратегии поведения, которые предпринимаются индивидом в таком случает, обусловлены полом, возрастом, психологическими особенностями, а также социокультурными факторами. Важнейшим фактором, влияющим на выбор стратегий совладающего поведения, выступает тип гендера.
В последние годы повышается научный интерес к изучению гендерных различий между людьми. Это вызвано изменениями в системе гендерного порядка, которые «сглаживают» противоположность мужского и женского. Современные мужчины и женщины все чаще своим поведением «нарушают» систему традиционных представлений о них как о противоположных личностях. Гендерный анализ психологических явлений представляет собой изучение поведения мужчин и женщин в социальном контексте. Выявление гендерных различий в стратегиях совладающего поведения отражает то, насколько личностные качества отражаются на попытках преодоления стрессовых ситуаций.
Особый интерес представляет изучение гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости. В современном мире взросление личности напрямую связано с увеличением проблемных ситуаций и уровнем испытываемого стресса. Именно в этот возрастной период личность сталкивается с рядом важнейших проблем, связанных с семейной и профессиональной деятельностью, личностным развитием и социальной адаптацией.
Понятие гендера и гендерных различий изучали зарубежные (С. Бем, Т.В. Бендас, Ш. Берд, Ю. Куль, П. Кароли, Ж.М. Дьефендорф, Э. Деси, Р. Райан) и отечественные (И.С. Феномен совладающего поведения изучали зарубежные ученые (Дж. Амирхана, Р. Лазарус и С. Фолькман, А. Биллингс и Р. Моос и др.) и отечественные психологи (Л.И. Анцыферова, Е.Р. Исаева, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.).
Возрастные аспекты совладающего поведения затрагивали такие современные авторы, как: Т.Л. Крюкова, Н.М. Борисова, Е.Р. Исаева и др.
Клецина, В.С. Романовская, Н.А. Чуркина, Е.Э.Шишлова и др.) авторы.
Однако, проблема изучения гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости в современной психологи остается недостаточно освещенной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Феномен совладающего поведения и виды копинг-стратегий
Понятие «преодоление («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В психологической литературе встречаются различные термины, которыми обозначаются стратегии преодоления стресса. Преодоление является индивидуальным способом взаимодействия личности с ситуацией в соответствии с ее содержанием, значимостью в жизни и ее психологическими возможностями. Главной задачей преодоления является удержание индивида в состоянии психического равновесия, если он попадает в напряженную, экстремальную ситуацию [16, с. 25].
В зарубежной психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или избежать требований проблемной ситуации. По определению Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «копинг» представляет собой динамичное взаимодействие индивида с ситуацией, совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на устранение внешних или внутренних противоречий [5, с. 102].
Диспозиционный подход объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей [5, с. 103].
Современная отечественная психология совладающее поведение рассматривает с позиции интегративного подхода, то есть учитывает личностные факторы субъекта совладания, ситуационные, социокультурные и регулятивные аспекты. В рамках этого подхода совладающее поведение определяется в качестве целенаправленного поведения субъекта, устраняющего или уменьшающего негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам способами. Копинг является одним из аспектов способностей индивида, который вместе с ресурсами служит преобразованием ситуации, устранением угрозы [25, с. 167].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление гендерных различий в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте 20-25 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в возрасте ранней взрослости.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Полоролевой опросник С. Бем (адаптация И.С. Клециной) [20].
Цель: изучение типа гендера, определение степени андрогинности, маскулинности и феминности личности.
Методика позволяет выявить следующие типы гендера: ярко выраженный маскулинный, маскулинный, ярко выраженный феминный, феминный, андрогинный.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), среди которых испытуемому предлагается выбрать те, которые присущи ему. Выбрать можно любое количество качеств.
Обработка результатов. За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами:
F = сумма баллов по феминности / 20
М = сумма баллов по маскулинности / 20
Основной индекс IS определяется как IS = (F - М) * 2,322
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что совладающее поведение определяется в качестве целенаправленного поведения субъекта, устраняющего или уменьшающего негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам способами. Совладающее поведение представляет собой результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных ресурсов). Копинг-стратегии являются набором действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Копинг-стратегии могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д.
Копинг-поведение в период ранней взрослости имеет свои особенности. Развитие личности период ранней взрослости связано с выбором супруга, подготовкой к супружеской жизни, созданием семьи, воспитанием ребенка, ведением быта, началом профессиональной деятельности, принятием гражданской ответственности, нахождением соответствующей социальной группы. Основное содержание кризиса ранней взрослости заключается в столкновении человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям, что связано с весьма большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей. В ранней взрослости наиболее используемыми копинг-стратегиями являются планирование решения, самоконтроль и принятие ответственности, поиск социальной поддержки, а также положительная переоценка.
Гендер – это совокупность культурных характеристик, определяющих социальное поведение и психологические особенности женщины и мужчины, формирующиеся в процессе социализации и гендерной идентификации. Гендер рассматривается как осознание себя в связи с социокультурными определениями мужественности и женственности, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик. Различное соотношение маскулинных и феминных черт личности образуют три типа гендера: маскулинный, феминный и андрогинный. Гендерные различия представляют собой различия между людьми по социокультурным характеристикам, социальным ролям.
1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 382 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. – Москва, 2004. – С. 96–119.
3. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
4. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер. – 431 с.
5. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
6. Борисова, Н.М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н.М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
7. Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности в период ранней взрослости / И.Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
8. Дресвянина, А.В. Понятие «гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы / А.В. Дресвянина // Вестник СФУ. – 2009. – № 4. – С. 115-119.
9. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
10. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
11. Камнева, Н.А. Половые и гендерные различия в поведении людей в современном мире / Н.А. Камнева // Наука и образование: современные тренды. – 2015. – № 2. – С. 369-376.
12. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 309 с.
13. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйло. – М., 2002. – С. 442-444.
14. Корытова, Г.В. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении / Г.В. Корытова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 117–123.
15. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747 с.
16. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2010. – 296 с.
17. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога) / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
18. Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (С. Хобфолл, адаптированный вариант Н. Водопьяновой и Е. Старченковой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7069380/page:74/.
19. Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии / Н.П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
20. Полоролевой опросник (С.С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.
21. Риккер, Ю.О. Основные подходы к исследованию понятия «гендерная идентичность» в истории науки [/ Ю.О. Риккер // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 142-147.
22. Светлакова, В.П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В.П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
23. Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – № 1. – С. 125–128.
24. Хазова, С.А. Позитивная и негативная динамика копинг-ресурсов в период взрослости / С.А. Хазова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 1. – С. 86–95.
25. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
26. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризисы: пер. с англ. / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
27. Юнг, К. Г. Стадии жизни. Современный человек в поисках души / Пер. с англ. // Человек и его символы / Под ред. С. Н. Сиренко. – М., 1997. – С. 321-322.