Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности
1.1 Психологические особенности предпринимательской деятельности
1.2 Факторы, влияющие на эффективность предпринимательской деятельности
Выводы
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоциональной устойчивости и готовности к риску у предпринимателей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня перед каждым человеком возникает проблема выбора вида профессиональной деятельности, поиска оптимальной позиции в системе экономических отношений с позиций стратегических и тактических целей. Эта проблема особенно остро встает перед предпринимателями, специфика профессионально-экономической деятельности которых предъявляет особые требования к их личности, поведению и эффективности их деловой активности. Феномен предпринимательства в современных условиях, вызванный к жизни рыночными отношениями, с каждым днем становится неотъемлемым компонентом человеческой жизни, а фигура предпринимателя с различных ее сторон привлекает все большее внимание исследователей.
Предпринимательство представляет собой особый тип профессиональной деятельности, где на первый план выходит личность конкретного человека, от активности которой зависит развитие предпринимательства. Эффективность предпринимательской деятельности обусловлена степенью ее успешности, что предполагает наличие социально-психологических факторов, обуславливающих эту успешность.
Преуспевающий предприниматель – это человек с особым складом ума, действий и личностных устремлений, который постоянно стремиться к самореализации, обладает способностью принимать важные решения, нести ответственность за свои поступки, идти на инновации и рисковать в условиях неопределенной среды. Для предпринимателей важно не только достижение экономических целей, но и реализация в работе своих способностей, знаний, умений и навыков. Эффективность предпринимательской деятельности обусловлена уровнем деловой активности, прогнозом успешности предпринимательской деятельности в будущем, видением благоприятных перспектив.
Психологические особенности предпринимательства изучаются такими авторами как О.С. Дейнеко, Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына, В.П. Поздняков, С.В. Тихомирова и др. Факторы и критерии успешности анализировались такие исследователи как Л.В. Каширина, С.К. Рощина, А.Н. Семенова и др.
Однако, эмпирических исследований, посвященных социально-психологическому анализу предпринимательской деятельности, крайне мало. Потому проблема выявления социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности является недостаточно освещенной.
Объект исследования: эффективная предпринимательская деятельность.
Предмет исследования: социально-психологические факторы эффективной предпринимательской деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологические особенности предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность лиц и их объединений, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется лицами в условиях риска, связанного вложением в дело собственных средств, и имущественной ответственности [4, с. 292].
Предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности, которая отличается следующими признаками:
– самостоятельность, которая предполагает, что действия предприниматель совершает добровольно, самостоятельно принимает решение действовать, а также возлагает на себя риски и ответственность. Главной причиной рисков является отсутствие наиболее полной информации о потенциале и намерениях конкурента, предпочтениях потребителей и партнеров. Осуществляя действия, предприниматель принимает на себя управление собственным делом. Полная самостоятельность предпринимателей является наивысшей степенью экономической свободы лиц в условиях рыночной экономики;
– свобода в предпринимательстве является необходимым аспектом эффективной деятельности. Речь идет о свободе быть владельцем своего собственного дела. Свободное владение бизнесом опирается на свободу рационального выбора лицами предпринимательства как сферы полезной и востребованной рынком деятельности взамен труда по найму. Именно благодаря свободе рационального выбора собственного дела предприниматели выдвигают и отстаивают инициативы в интересах этого дела;
– инициативность означает, что человек предпринимает действия в соответствии с собственной инициативой, а не потому, что так предписано отношениями зависимости. Предприниматели инициативно открывают свое дело, управляют им, выбирают предмет деятельности для того, чтобы предпринятые действия оказались более эффективными, чем действия конкурентов;
– рациональность, которая лежит в основе мотивации предпринимателей. Мотивация предпринимателей заключается в подчинении целей предпринимаемых действий собственным осознанным интересам, в т.ч. интересам к принесению пользы или к приобретению выгоды. Они склонны отстаивать свои интересы, противопоставляя их интересам
Выводы
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. Предпринимательская деятельность – это деятельность, которая характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициативность, свобода, рациональность. В основе предпринимательской деятельности лежат принципы потребления и активности. Основными видами делового взаимодействия в деятельности предпринимателей являются конкуренция и партнерство. Предпринимательская деятельность выполняет инновационную, социальную и организаторскую функции. Она может быть обусловлена внутренними и внешними мотивами. Индивидуальный предприниматель стоит перед необходимостью решать профессиональные задачи, которые отличаются высокой ситуативной вариативностью, необходимостью принятия важных решений. Основными социально-психологическими показателями профессиональной деятельности выступают: мотивация выбора предпринимательской деятельности, ценностные ориентации и убеждения в сфере предпринимательской деятельности, оценка своих возможностей в обеспечении успеха своего дела, отношение к риску и конкуренции, характер взаимоотношений с партнерами, оценка успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее результатами.
2. Эффективность предпринимательской деятельности – это показатель активности предпринимателя, направленная на реализацию профессиональных целей, способствующих улучшению благосостояния субъекта деятельности и общества в целом. На эффективность предпринимательской деятельности оказывают влияние различные факторы: психологические (индивидуально-типологические особенности предпринимателей, психические состояния, личностные качества и социально-психологические свойства), социальные (условия осуществления предпринимательской деятельности), социально-психологические (ценностные ориентации, социальные установки и убеждения предпринимателя, взаимоотношения с субъектами профессиональной деятельности). Эффективность предпринимательской деятельности зависит от ряда способностей предпринимателя: способность анализировать ситуации, преодолевать неудачи, стремиться к успеху, нести ответственность, способность к профессиональному росту.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: вывить социально-психологические факторы эффективной предпринимательской деятельности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: на эффективность предпринимательской деятельности оказывают влияние такие факторы как: карьерные ориентации, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способной, моральная нормативность.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Всего в исследовании приняли участие 40 мужчин – индивидуальных предпринимателей. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 20 эффективных индивидуальных предпринимателей, вторую группу составили 20 неэффективных индивидуальных предпринимателей. Критерием разделения групп стали экономические успехи в предпринимательской деятельности за последние 20 лет. Возраст испытуемых – 40-45 лет.
Методики исследования:
1. Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой [15].
Цель: выявление мотивации профессиональной карьеры.
Методика разработана Э. Шейном в 1970-х гг. с целью выявления преобладающих профессиональных мотивов, изучения системы ценностных ориентаций индивида, его социальных установок по отношению к карьере и работе в целом. С позиций автора методики, карьерные ориентации возникают в ходе социализации, являются устойчивыми и могут оставаться стабильными длительное время.
С помощью методики можно выявить 8 основных карьерных ориентаций или «якорей»:
1) профессиональная компетентность;
Выводы
Проведенное эмпирическое исследование социально-психологических факторов эффективной предпринимательской деятельности позволило выявить следующее:
1. И для эффективных, и для неэффективных предпринимателей общей является ориентация на предпринимательство; менее всего для них свойственны такие карьерные ориентации как служение и стабильность. Предпринимателям не свойственно стремиться к служению обществу в ущерб своим интересам, к стабильности и безопасности своего места работы, отказываться от широких возможностей предпринимательской деятельности. Вместе с тем, они имеют различные карьерные ориентации. У эффективных предпринимателей более выражены такие карьерные ориентации как: предпринимательство, вызов, автономия. У неэффективных предпринимателей более выражены такие карьерные ориентации как: профессиональная компетентность и интеграция стилей жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что предпринимательская деятельность – это деятельность, которая характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициативность, свобода, рациональность. В основе предпринимательской деятельности лежат принципы потребления и активности. Основными видами делового взаимодействия в деятельности предпринимателей являются конкуренция и партнерство. Предпринимательская деятельность выполняет инновационную, социальную и организаторскую функции. Она может быть обусловлена внутренними и внешними мотивами. Индивидуальный предприниматель стоит перед необходимостью решать профессиональные задачи, которые отличаются высокой ситуативной вариативностью, необходимостью принятия важных решений. Основными социально-психологическими показателями профессиональной деятельности выступают: мотивация выбора предпринимательской деятельности, ценностные ориентации и убеждения в сфере предпринимательской деятельности, оценка своих возможностей в обеспечении успеха своего дела, отношение к риску и конкуренции, характер взаимоотношений с партнерами, оценка успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее результатами.
Эффективность предпринимательской деятельности – это показатель активности предпринимателя, направленная на реализацию профессиональных целей, способствующих улучшению благосостояния субъекта деятельности и общества в целом. На эффективность предпринимательской деятельности оказывают влияние различные факторы: психологические (индивидуально-типологические особенности предпринимателей, психические состояния, личностные качества и социально-психологические свойства), социальные (условия осуществления предпринимательской деятельности), социально-психологические (ценностные ориентации, социальные установки и убеждения предпринимателя, взаимоотношения с субъектами профессиональной деятельности). Эффективность предпринимательской деятельности зависит от ряда способностей предпринимателя: способность анализировать ситуации, преодолевать неудачи, стремиться к успеху, нести ответственность, способность к профессиональному росту.
1. Акаева Н.Ш. Психологическая характеристика коммуникативных свойств личности предпринимателя / Н.Ш. Акаева // Российский психологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 71–73.
2. Акимова, О.Е. Вектор мотивации предпринимательской деятельности в современной России / О.Е. Акимова // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 11–20.
3. Бильчак, Е.В. Развитие мотивационных принципов предпринимательства / Е.В. Бильчак, Л.В. Пурыжова // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2009. – № 3. – С. 75–83.
4. Борисова, О.Н. Психологическая готовность субъекта к предпринимательской деятельности как одно из условий самоактуализирующейся личности: теоретические аспекты проблемы / О.Н. Борисова, Н.В. Вязовова //Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 7. – С. 292–295.
5. Глушенко Е.В. Психология предпринимательства // Психология предпринимательства / Е.В. Глушенко, А.И. Капцов, Ю.В. Тихонравова. – Самара: Бахрах-М, 2007. – С. 495-–520.
6. Дементий, Л.И. Ценности как детерминанта реализации карьерных ориентаций у предпринимателей / Л.И. Дементий, А.В. Жарикова // Вестник Омского ун-та. – 2008. – № 1. – С. 8–14.
7. Дулина, Г.С. Социально-психологические аспекты личностного потенциала предпринимателей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Г.С. Дулина. – Ярославль, 2004. – 21 с.
8. Дупленко, Н.Г. Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации / Н.Г. Дупленко, Л.В. Пурыжкова // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 2–5.
9. Емельянов, Е.Н. Психология бизнеса / Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына. – М.: АРМАДА, 1998. – 511 с.
10. Журавлева, Н.А. Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе / Н.А. Журавлева // Вестник РУДН. – 2008. – № 2. – С. 46–49.
11. Кабелькова, А.С. Сущность предпринимательства: теоретический аспект / А.С. Кабельникова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 520– 523.
12. Киреев, Н.Н. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности / Н.Н. Киреев // Вестник Тамбовского ун-та. – 2011. – № 2. – С. 25–29.
13. Колиниченко, И.А. Психология предпринимательства: учебное пособие / И.А. Колиниченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 425 с.
14. Корнейко, О.В. Ценностные ориентации современного предпринимательства в России / О.В. Корнейко // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 5, Т. 10. – С. 169-183.
15. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой // Психологическая диагностика организации и персонала / В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2006. – С. 55–61.
16. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549–672.
17. Омаров, Э.З. Особенности личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Э.З. Омарова. – Тюмень, 2011. – 20 с.
18. Поздняков, В.П. Феноменология предпринимательства // Психология предпринимательства / В.П. Позняков. – Самара: Бахрах-М, 2007. – С. 3–15.
19. Позняков, В.П. Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных / В.П. Позняков, Н.Н. Познякова, С.В. Тихомирова // Проблемы педагогики и психологии. – 2012. – № 4. – С. 227–233.
20. Попова, Н.В. Мотивационно-ценностные характеристики личности в малом, среднем и крупном бизнесе / Н.В. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 195–199.
21. Самаль, Е.В. Особенности профессиональной самоактуализации и профессиональной деятельности современного предпринимателя / Е.В. Самаль, Н.О. Алмазова // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2014. – № 2. – С. 96–102.
22. Семенова, А.Н. Психологические особенности адаптации личности к условиям предпринимательской деятельности: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / А.Н. Семенова. – Тамбов, 2004. – 24 с.
23. Ханова, З.Г. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения предпринимателей / З.Г. Ханова // Вестник Университета. – 2014. – № 17. – С. 341–346.
24. Хуснутдинов, Р.Р. Психологические факторы успешности предпринимательской деятельности малого бизнеса: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Р.Р. Хуснутдинов. – Казань, 2007. – 19 с.
25. Шейнин, Э.Я. Предпринимательство и бизнес / Э.Я. Шейнин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.