ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Содержание понятий «инновация» и «инновационная деятельность»
1.1.1 Основные подходы к пониманию «инновации» и «инновационная деятельность»
1.1.2 Факторы готовности к инновациям
1.2 Понимание успешной профессиональной деятельности в психологии
1.2.2 Факторы успешности профессиональной деятельности
1.2 Готовность к инновациям как условие успешной профессиональной деятельности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОПТИМИЗАЦИИ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ОСНОВЫ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Психологический тренинг как метод практической психологии
2.1.1 Общие представления о психологическом тренинге
2.2 Организация программы тренинга по формированию и оптимизации готовности к инновациям
2.2.1 Пояснительная записка
2.2.2 Содержание программы тренинга «Формирование и оптимизация готовности к инновациям»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы связана с научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире как важнейшим фактором экономического развития, все чаще в западной и отечественной литературе связано с концепцией инновационного процесса. Он состоит в получении инноваций и развивается с момента создания идеи до ее коммерческой реализации, охватывая весь комплекс отношений: производство, обмен и потребление.
Успех инноваций в профессиональной деятельности зависит не только от усилий их инициаторов, но и от характеристик восприятия новых установок, уровня инновационной готовности всех участников инновационного процесса. Необходимо развивать инновационную готовность как психическое и психосоциальное структурное образование, которое определяет общее отношение человека к реальности (объективной и социальной), ставит перед собой задачу разработать новые концепции, способы поведения и взаимодействия, психологическую готовность к реализации инновационного поведения.
Цель исследования – выявление роли готовность к инновациям в успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1. раскрыть содержание понятия “инновации”, “инновационная деятельность”, “факторы готовности к инновационной деятельности”;
2. рассмотреть аспекты понимания успешной профессиональной деятельности в психологии;
3. охарактеризовать готовность к инновациям как условие успешной профессиональной деятельности;
4. разработать программу психологического тренинга «Формирование и оптимизация готовности к инновациям».
Объектом исследования является инновационная деятельность.
Предметом исследования выступает роль готовность к инновациям в успешности профессиональной деятельности.
Теоретической основой исследования стали работы ученых, рассматривающих профессионализм, профессиональное становление личности, взаимовлияние личности и профессии, а также инновационную деятельность в профессии (Т.А. Жалагина, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, В.А. Сластенинин, Грановская, Ю.П. Клочко, Л.В. Шибаев и др.).
Основными методами исследования являются анализ научной литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный, моделирование.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Содержание понятий «инновация» и «инновационная деятельность»
1.1.1 Основные подходы к пониманию «инновации» и «инновационная деятельность».
Первоначально термин «инновация» появился в XIII веке, обозначая при этом придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время. В XIX столетии он приходит в сферу научного знания. В начале XX века термин закрепляется в экономической науке, где на основе исследований И. Шумпетера нововведения стали рассматривать как важнейшие средство преодоления циклических кризисов. Основоположник теории инноваций рассматривается И. Шумпетером. В своей работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1912 году, он рассматривал инновации (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор назвал предпринимателей «хозяйствующими субъектами, функция которых является просто внедрением новых комбинаций и которые действуют как ее активный элемент» [2, с. 53].
Позже, в 30-х годах ХХ века, И. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:
• использование новых технологий, новых технологических процессов или новых рыночных поставок продукции (покупка и продажа);
• внедрение продуктов с новыми свойствами;
• использование нового сырья;
• изменения в организации производства и его логистике;
• появление новых рынков.
Позже эта концепция распространилась на другие сферы человеческой деятельности, включая психологию.
В современном обществе происходит формирование новой научной предметной области - теории инноваций, происхождение которой относится к началу XX века. Необходимыми предпосылками для теории инноваций были необходимость решения все более глобальных проблем циклического развития и, в частности, проблем экономических кризисов, а также научно-технической революции прошлого века. В работе Г. Тарда «Социальная логика», написанной в 1901 году, «изобретения и инновации считались индикатором социального прогресса». Российский ученый, экономист Н. Д.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОПТИМИЗАЦИИ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ КАК ОСНОВЫ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Психологический тренинг как метод практической психологии.
2.1.1 Общие представления о психологическом тренинге
Одной из форм групповой работы является
психологический тренинг. В настоящее время нет общепризнанного мнения о соотношении
понятий «психокоррекция» и «психологический тренинг», поскольку чрезвычайно
трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением
и собственно личностным развитием.
В современной психологии под тренингом понимают «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» [7, с. 8].
Наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы» – специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего (психолога) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания) [7, с. 10].
Данная форма работы дает возможность за короткий срок решить конкретные проблемы, приобрести недостающие навыки и умения, избавиться от личных проблем, разобраться в себе и отношениях с окружающими.
Целью психологического тренинга является развитие совокупности психологических характеристик личности и группы, повышающих эффективность решения ими жизненных задач [19].
Психологический тренинг может быть направлен на выполнение нескольких задач.
1. Мотивирование и формирование позитивных отношений к новой деятельности. Субъективное отношение существует в разных формах. Отношение может возникать лишь к значимому объекту, в эмоциональной сфере оно переживается как чувство, желание, при понимании объекта проявляется как смысл, в аспекте направленности личности – как ценность,
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
В ходе данного исследования на основе изученных теоретических аспектов был разработан тренинг «Формирование и оптимизация готовности к инновациям», состоящий из 5 занятий («Мотивация на инновации», «Познай успешность», «Установка на организованность», «Эмоциональная готовность к инновациям», «Творчество и креативность»)., каждоܙе затрагивает оܙпределенный компонент готовности к инновациям: мотивационный, познавательный, организационный, эмоциональный, творческий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций. Инновация в широком смысле – результат инвестирования в развитие и приобретение новых знаний, ранее неиспользованной идеи обновления сфер жизни людей (технологии, продукты, организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация работы, сервис, наука, компьютеризация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыли, аванса, лидерства, приоритета, фундаментального улучшения, качественного превосходства, творчества, прогресса).
Инновационный процесс в общем виде представлен такими тремя стадиями, как новации, внедрение новации в практическую деятельность, диффузия инноваций.
В качестве психологических факторов готовности к инновационной деятельности выделяют внутренние и внешние. Наиболее значимыми являются внутренние психологические факторы, которым относят активность, направленность, индивидуально-типологические особенности, ценностные ориентации и отношения, способность к творческой деятельности и др.
Успешность, в профессиональной деятельности рассматривается как синоним эффективности, результативности и продуктивности деятельности. В качестве факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, выделяют внешние и внутренние условия (мотивация к деятельности, когнитивные и моторные свойства, знания, умения, навыки, способности, функциональные состояния, содержание смысложизненных ориентаций, ценностей, высокий творческий потенциал, коммуникативная и социальная компетентность и др.).
Проблема отношения специалиста к инновационным процессам в профессиональной деятельности включает в себя отношение к работе в новых условиях, связанных с содержанием (изменением) самой деятельности, а также восприятие инноваций как необходимых перемен.
В ходе данного исследования на основе изученных теоретических аспектов был разработан тренинг «Формирование и оптимизация готовности к инновациям», состоящий из 5 занятий («Мотивация на инновации»
1. Авдейчик, О. В. Региональный инновационный кластер: методология формирования и опыт функционирования : монография / О.В.Авдейчик, В.К.Пестис, В.А.Струк. - Гродно, 2009.- 392с.
2. Азгальдов, Г. Инновации: границы применения/Г.Азгальдов // Наука и инновации.- 2009.- № 11.- С. 53-55.
3. Аникевич, И. Инновации - путь развития / И. Аникевич // Гродзенская праўда. - 2017. – 14 студз. – С. 1 - 2.
4. Арендачук, И.В. Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности / И.В. Арендачук // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – № 1. – С. 29-34.
5.Бережная Н.И. Психофизиологические и психологические факторы профессиональной успешности оперативных сотрудников таможенных органов: автореферат дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2005. – 24 с.
6. Битянова, М., Беглова, Т. Я строю свою работу или работа «строит» меня? Проектно-аналитическая игра для педагогического коллектива // Школьный психолог. - 2008 - № 11.
7. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. - М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
8. Гаджиева, Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская, Н.В. Основы Самосовершенствования. Тренинг самосознания. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 144 с.
9. Гамидов, Г.С. Основы инноватики и инновационной деятельности/Г.С. Гамидов.- СПб.: Политехника, 2000. - 323 с.
10. Герасимов, Г.И., Илюхина, Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы, Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. – 136 с.
11. Жалагина, Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. … д-ра психол. наук. – Тверь, 2004. – 309 с.
12. Зуев, Д. Целеполагание. Работа с целями. Планирование и контроль (Тренинг) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://deniszuev.ru/marketing-articles/104-tselepolaganie-rabota-s-tselyami-planirovanie-ikontrol
13. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. С.Д. Ильенковой – М.: Юнити, 1997.
14. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 400 с.
15. Кашкина, Л. Модель профессиональной компетентности педагога// Школьный психолог. – 2007. - № 12.
16. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009. 240 с.
17. Козулина Ю.Г. Теоретико-методологические подходы к исследованию инновационной готовности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №4. С. 244–249.
18. Козулина Ю.Г., Маланчук И.Г. Инновационная компетентность педагога. Инновационная готовность, профессиональная креативность: Технологии развития: учеб. пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 196 с.
19. Козулина, Ю.Г. Программа тренинга развития творческого мышления для студентов III - V курсов педагогического ВУЗа [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.kspu.ru
20. Котенёва, Е.Б. Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и её показатели в деятельности социальных работников / Е.Б. Котенева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – Т. 10. № 3. – С. 12-16.
21. Краснорядцева О.М., Баланев Д.Ю., Щеглова Э.А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // Сибир. психол. журн. 2011. № 40. С.164–175.
22. Кучко, Е. Е. Инновационные игры как элемент управленческой деятельности в современных условиях / Е. Е. Кучко // Управление и власть: сборник статей. – Минск, 2000. – С. 32–39.
23. Линде, Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. — М.: МосГУ, 2004. — 184 с.
24. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социологические исследования. 1996. №5. С. 117–128.
25. Мнеян, М.Г. Инновационный вызов времени/М.Г. Мнеян.- М.: Издательский дом «Сумма технологий», 2002. - 200 с.
26. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/intelekt.
27. Осетрова, Н.В. Тренинг развития управленческих навыков. — М.: Вершина, 2009. — 192 с
28. Процедура «Планирование будущего» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru). – Режим доступа: http://azps.ru/training/95.html.
29. Процедура «Я-реальное и Я-идеальное» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru). – Режим доступа: http://azps.ru/training/37.html.
30. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 3. – С. 60–67.
31. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003. — 175 с.
32. Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 62–65.
33. Салимова, Р.З. Проект методической программы Развитие креативного мышления у подростков [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-346670.html.
34. Сидоренко Е.В. Технология создания тренинга. – СПб.: Издательство «Речь»; OOO «Сидоренко и Ко», 2008. – 336 с.
35. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 704 с.
36. Теплинских М.В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы // Ползуновский вестник. – 2006. – № 3. – С. 252–257.
37. Титаренко, Л.Г. Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования / Л.Г. Титаренко // Петербургская социология сегодня. – 2017. – Вып. 8. – С. 7-17.