| Введение |
| 1 Теоретический анализ исследований конфликтного поведения в отечественной и зарубежной психологии |
| 1.1 Исследования конфликта и конфликтного поведения в отечественной психологии |
| 1.2 Исследования конфликта и конфликтного поведения в зарубежной психологии |
| 2 Основные направления исследований конфликтного поведения руководителей |
| 2.1 Понятие «руководитель» и основные направления его исследований в современной психологии |
| 2.2 Анализ исследований конфликтного поведения руководителей |
| Заключение |
| Список использованных источников |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня с уверенностью можно отметить возрастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано, прежде всего, с исчезновением в результате так называемой перестройки и революции ХХ века системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низших инстинктов и к агрессивности.
Конфликтному поведению посвящено множество исследований, которые показывают, что конфликтное поведение – важная социальная проблема. Среди исследователей конфликта существует много точек зрения о представлении конфликта. Это в первую очередь связано с тем, что сам феномен конфликтного поведения очень сложный, а также мнение о его возникновении очень неоднозначно.
Проблема понимания конфликтного поведения как социального явления и выявление его роли в социальном обществе, определение детерминант конфликтного поведения – приоритетные в настоящее время направления.
Конфликт – важная составляющая социально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, она остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, JL Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У. Самнер, А. Смолл, К. Томпсон, К. Хорни, К. Юнг, R), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А .Я. Анцупов, Н.В. Гришина, A.И. Донцов, С.И. Ерина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, Т.И. Марголина, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, C.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И. Хасан, В.А. Хащенко, Р.Х. Шакуров, А.И. Шипилов).
Исследования в области основ отечественной конфликтологии принадлежат А.Я.Анцупову и А.И.Шипилову, которые рассматривают различные методики изучения конфликтов, их особенности в различных сферах социального взаимодействия (семейной, производственной, образовательной и т.д.), условия и способы конструктивного урегулирования конфликтов. Н.В.Гришина изучает психологические проблемы конфликтов, их виды, различные подходы к их пониманию, закономерности реакции людей на трудные ситуации в общении. Н.И.Леонов рассматривает психологию конфликтного поведения, методы и концептуальные подходы в исследовании конфликтов и конфликтного поведения, а также занимается
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Исследования конфликта и конфликтного поведения в отечественной психологии
Психологические исследования конфликтов можно классифицировать по их предмету. По мнению Н. В. Гришиной таковых предметов всего три:
1. социально-психологические аспекты социальных конфликтов, которые как всякое социальное явление, в качестве вторичных содержат психологические компоненты;
2. межгрупповые конфликты, возникающие при непосредственном взаимодействии малых групп;
3. межличностные конфликты, возникающие во взаимодействии отдельных личностей [9, с. 18].
Первая работа в данной области была издана в 1924 г. Ее написали П.О. Гриффин и М.И. Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена рабочим конфликтам, а также последовательности их разрешения.
Исследования конфликтов в отечественной науке сначала велись в рамках частных конфликтологических предметов: социологии конфликта, правоведения, психологии конфликта, математического анализа конфликта и др. Продолжительность исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и количество приобретенных знаний.
В итоге возникла новая наука – конфликтология. При создании конфликтологии использовались знания о конфликте, приобретенные в рамках 11-ти наук, являющихся фактически ветвями конфликтологии. Трудно назвать другое явление, которое вызывало бы постоянный интерес у такого количества ученых, представляющих столь широкий спектр разных научных дисциплин [3, с. 215].
Конфликтология притягивает многих исследователей и теоретиков к работе в сфере конфликта и разрешений конфликтных ситуаций. Конфликтологическая парадигма основана на междисциплинарном изучении предмета.
В обсуждении результатов исследований конфликтов на основе их предметов следует особо выделить психологические механизмы конфликтов. Иногда их называют собственно психологическими конфликтами. По мнению В. С. Мерлина основным психологическим механизмом конфликта является дезинтеграция» личности. Он писал, что приспособление личности к деятельности состояние динамического неустойчивого равновесия. В
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
2.1 Понятие «руководитель» и основные направления его исследований в современной психологии
Понятию «руководитель» дается много различных определений. Приведем некоторые из них.
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.
Руководитель – член группы, который занимает ведущее место в официальной и неофициальной внутригрупповой "табели о рангах". При этом традиционно руководителем принято считать такое лицо, на которое извне, чаще всего контролирующей данную организацию инстанцией, возложены право и обязанность налаживания, оценки, внутреннего контроля и управления той официально заданной деятельностью, необходимость реализации которой в решающей степени и обусловливает официальный статус вверенного ему подразделения [7, с. 186].
Следует отметить, что между понятиями «управление» и «руководство» существуют различия. В. Зигерт отмечает, что руководство всегда обусловлено наличием организации, административных структур: «руководство предполагает, что вся руководимая система выступает как одно сложное средство в достижении целей, поставленных руководством. Соответственно этому создаются и организуются административные структуры, позволяющие непосредственно передавать цели и задачи от руководителя к руководимым» [15, с. 198]. При таком подходе подчиненные системы не имеют собственных целей, и сутью руководства является постановка целей и задач. Роль подчиненных элементов заключается в достижении поставленных целей и решении соответствующих этим целям задач.
Руководство – это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности соответственно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть руководство [25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Конфликт – важная составляющая социально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, она остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Изучение конфликтов и конфликтного поведения в отечественной психологии является довольно молодым направлением, которое, однако, успело выделиться в отдельную науку – конфликтологию. Также стоит отметить, что изучение конфликтов в отечественной психологии преобладает в области межнациональных и военных конфликтов. Этим аспектам посвящено много работ.
2. Проблема изучения конфликта в зарубежной психологии приобрела довольно большой масштаб и до сих пор остается актуальной. Проблема изучения конфликта в зарубежной психологии породила множество различных направлений изучения конфликта и конфликтного поведения. Классическая зарубежная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Левин и др.) предложила несколько вариантов понимания конфликтов: как явления, природа которого определяется через интрапсихические процессы и факторы; их возникновение и особенности определяются прежде всего ситуацией; для их анализа недостаточно учета личностных особенностей или объективного описания ситуации, но необходимо иметь в виду когнитивную составляющую – субъективную интерпретацию происходящего. В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: теоретико-игровое (М. Дойч); теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон); теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
3. Теоретический анализ концепций, посвященных изучению личности руководителя, позволил сделать следующие выводы. К классическим теориям, на основе которых развивались все последующие (российские, белорусские в том числе), следует отнести теорию черт, поведенческую и ситуативную теории. Их особенность заключается в том, что они явились первыми шагами в изучении личности руководителя, давшими возможность для дальнейшего развития науки в изу чении личности лидера и руководителя. Однако данные подходы не отражают в полной мере всех особенностей и закономерностей деятельности руководителя, которые необходимо учитывать при построении модели личности профессионала.
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 551 с.
2. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб.пособие / Е.М. Бабосов. – 2-е изд., стереотип. – Минск : Театрасистемс, 2011. – 464 с.
3. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 2012. – 187 с.
4. Вачугов, Д.Д., Венегин В.Р. Менеджер и стиль руководства / Д.Д. Вачугов, В.Р. Венегин // Социол.-политологический журнал. – 2010. – №7. – С. 99-101.
5. Волков, Б.С. Конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект; Триста, 2015. – 384 с.
6. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин. – М.: Инфра-М, 2013. – 240 с.
7. Главатских, М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / М.М. Главатских. – Ярославль, 2003. –128 с.
8. Голубева, Г.Ф. Тест личностных конструктов как метод изучения групповой динамики в политической, социальной и экономической психологии / Г.Ф. Голубева // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2001. – № 6. – С. 23.
9. Гришина, Н.В. Конфликтология / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2012. – 209 с.
10. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.
11. Донцов, А.И. Проблемы конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 2011 – №6. – С 119-133.
12. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2014. – 384 с.
13. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: учеб. пособие для студентов вузов / А.Г. Здравомыслов. – 2-е изд., доп. – М.: АО «Аспект-пресс», 2010. – 319 с.
14. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия») / Д.П. Зеркин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. – 480 с.
15. Зигерт, В. Руководитель без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 2010. – 334 с.
16. Каримова, Н.А. Социальные представления руководителей о разрешении конфликтов в организации : дис. канд…. псих. наук : 19.00.05 / Н.А. Каримова. –Ижевск, 2008. – 199 с.
17. Кишкель, Е.Н. Управленческая психология / Е.Н. Кишкель. – М. : Высшая школа, 212. – 270 с.
18. Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель / Р.Л. Кричевский. – М. : Дело, 2013. – 158 с.
19. Крогиус, Н.В. К психологии конфликтной деятельности / Н.В. Крогиус. – М. : Флинта, 2013. – 311 с.
20. Курбатов, В.И. Конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 445 с.
21. Лаврик, М.А. Психологические особенности преодоления вертикального конфликта руководителями: диссертация канд. псих. наук: 19.00.01 / М.А. Лаврик. – Москва, 2012. – 189 с.
22. Леонов, Н.И. Психология конфликтного поведения : автореферат дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Н.И. Леонов. –Ярославль : Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2002. – 46 с.
23. Линчевский, Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя / Э.Э. Линчевский. – М.: Экономика, 2010. – 247 с.
24. Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/psihologiya-konflikta-read-304757-61.html. – Дата доступа: 12.03.2017.
25. Передня, М.И. Социально-психологические особенности межличностных конфликтов и их учет в управленческой деятельности / М.И. Передня // Концепт. – 2017. – Т. 12. – С. 97–100.
26. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив./ А.В. Петровский/. М.: Просвещение, 2010. – 137 с.
27. Розанова, В.А. Психология управления / В.А. Розанова. – М.: Юнити, 2012. – 406 с.
28. Рудакова, О.Ю. Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.05 / О.Ю. Рудакова. – Ярославль, 2006. – 235 с.
29. Светлов, В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент / В.А. Светлов. – СПб: Питер, 2015. – 211 с.
30. Скотт, Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж.Г. Скотт. – М. : Внешторгиздат, 2006. – 104 с.
31. Харитонова, Т.А. Управление конфликтами в трудовом коллективе: диссертация канд. соц. наук: 22.00.08 / Т.А. Харитонова. – Москва, 2002. – 218 с.
32. Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. – М. : Гросс-Медиа, РОСБУХ, 2008. – 400 с.
33. Шейнов, В.П. Управление конфликтными ситуациями. Рекомендации для руководителей / В.П. Шейнов. – Минск, 2011. – 138 с.
34. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г.Х. Шингаров. – М.: Наука, 2012. – 289 с.
35. Шумилкин, В.Н. Конфликты «руководитель-подчиненный» при управлении персоналом организации: монография / В.Н. Шумилкин. – Москва, Научная книга, 2008. – 128 с.