ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В начале 20 в. началось бурное развитие информационных технологий, в связи с чем, современное общество получило название – информационное. Воздействие средств массовой информации на жизнь человека начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. СМИ взяли на себя большую роль по воспитанию человека, формированию его сознания, его интересов, взглядов, предпочтений.
Средства массовой информации и сетевые ресурсы предоставляют людям множество возможностей по-новому реализовать свои потребности, более эффективно работать и разнообразить организацию собственного досуга, а также предоставлять им всю необходимую, легкодоступную информацию.
Современное развитие компьютерных технологий и сетевых ресурсов, расширение спектра предлагаемых ими видов деятельности, а также повышение доступности глобального Интернета приводят к ежегодному увеличению числа пользователей.
С ростом развития информационных технологий в современном обществе, некоторые психологи и психиатры начали подчеркивать в своих исследованиях возможность привыкания к новым средствам коммуникации. Кроме привыкания, можно выделить также особенности повышенного уровня восприимчивости подростков и молодых людей к информации, которую предлагают СМИ и интернет.
В жизни современного общества и лиц юношеского возраста, информационное воздействие может выполнять как положительные, так и отрицательные функции. Положительный эффект влияния на психику человека проявляется в первую очередь в информировании и упрощении поиска информации, а негативный эффект выявляется, когда информация, представленная в СМИ – далека от необходимой для удовлетворения потребностей общества.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
1.1 Психологическая характеристика юношеского возраста
Юношеский возраст – это период развития, соответствующий переходу от подросткового возраста к взрослой жизни. Это определяет социальное положение развития в этом возрасте: молодой человек находится в промежуточном положении между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют основное содержание и направление его жизнедеятельности.
По мере усложнения жизни молодой человек не только количественно расширяет спектр социальных ролей и интересов, но и качественно меняет их, появляется все больше и больше взрослых ролей с вытекающей отсюда степенью независимости и ответственности. Но наряду с элементами статуса взрослого, юноша сохраняет черты зависимости, приближая его к положению ребенка [2, с.456].
Хронологические границы юношеского возраста в психологии определяются по-разному, чаще всего исследователи различают ранний юношеский возраст, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздний юношеский (от 18 до 23 лет).
Задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем. К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением проблем профессионального самоопределения и вхождения во взрослую жизнь. В раннем возрасте формируются когнитивные и профессиональные интересы, потребность в труде, умение строить жизненные планы, социальная активность [5, с.56].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа № 2» г. Смолевичи. В исследовании приняли участие 30 учащихся 11 классов. В выборке насчитывалось около 13 девушек (43%) и 18 юношей (57%) в возрасте от 15 до 17 лет. В связи с преобладающим количеством в выборке юношей, гендерный анализ исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: подверженность информационному воздействию.
Предмет исследования: социально-психологические детерминанты подверженности информационному воздействию у лиц юношеского возраста.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать социально-психологические детерминанты подверженности лиц юношеского возраста информационному воздействию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что юношеский возраст – это переходный период от подросткового к взрослому. Хронологические границы подросткового возраста в основном определяются как ранний юношеский возраст (15-18 лет) и поздний юношеский возраст (18-23 года). Основными новообразованиями этого возраста являются формирование самосознания, формирование самооценки, формирование понятия о себе, построение системы ценностей и др.
Основной целью этого возрастного периода является профессиональное самоопределение, повышение интереса к изучению и формированию системы взглядов на мир и своего места в нем.
Информационные технологии получили широкое развитие в современном обществе и на их основе формируют основные направления деятельности человека. Информационное общество оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Человек в современном обществе перегружен большим количеством информации, которая может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье и психику человека.
Основными социально-психологическими детерминантами, влияющими на подверженность юношей и девушек информационному воздействию, являются: биологические причины или внутренняя зависимость, стремление к самореализации, отсутствие общения, изоляция и уровень коммуникабельности, навязывание информации, желание защитить свою точку зрения и неспособность сделать это в реальной жизни.
С целью изучения уровня подверженности лиц юношеского возраста информационному воздействию и социально-психологических детерминант данного явления, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик: анкета «Я и СМИ» и авторская беседа «Причины, по которым мне нужна информация».
Нами были получены следующие результаты:
1. Для лиц юношеского возраста характерен средний уровень подверженности информационному воздействию (50%), высокий уровень характерен для 27% опрошенных респондентов, а низкий – для 23%.
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: учебн. пособие / Р.Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 280с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. / Г.С. Абрамова – М.: Академический Проект, 2010. – 623с.
3. Андреев, В. И. Основы педагогики высшей школы: учебное пособие / В. И. Андреев; Министерство образования Республики Беларусь, Республиканский институт высшей школы. – Мн.: РИВШ, 2005. – 193 с.
4. Арлова, Г. П. Беларуская сацыяльная педагогiка / Г. П. Арлова. – Мн: Народная асвета, 2003. – 120 с.
5. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание / А.Н. Арлычев.: СПб.: Наука, 2002. –146с.
6. Башук, М.С. Средства массовой информации в сопровождении современного политического процесса: новые тенденции // Молодой ученый. – 2015. – №5. – 405с.
7. Болбас, В. С. Этычная педагогiка беларусаў / В. С. Болбас. – Мiнск : Беларуская навука, 2004. – 175 с.
8. Борев, В.Ю., Культура и массовая коммуникация. / А.В. Коваленко – М.: Академический проект, 2007. – 122с.
9. Васильева, Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. – А.: «Гуманитарные науки», 2012. – 155с.
10. Винская, Л.А. Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке». – Новосибирск.: НГУ, 2012. – 155с.
11. Воробьев, В.П. Информационный ресурс Беларуси / Л.С. Ананич, В.П. Воробьев, В.В. Русакевич. – Мн.: МФЦП, 2004. – 338с.
12. Коновченко, С. В., Информационная политика в России / А.Г. Киселев – М.: РАГС, 2004. – 235 с.
13. Кузьмина, М. В. Медиакультура современного подростка — основа самоопределения в глобальном информационном пространстве / М. В. Кузьмина // Медиаобразование. — 2011. — №1. — С. 61–68.
14. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. / В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
15. Мацук, Н. В. Средства массовой информации как фактор социализации подростков / Н. В. Мацук, А. И. Тесля // Социально-педагогическая работа. — 2014. — №7. — С. 17–22.
16. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Академия, 2002. – 369с.
17. Методика и технология работы социального педагога. / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Владос, 2000. – 257с.
18. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник. / В.С. Мухина, – М.: Академия, 2010. – 452 с.
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова – М.: Россия, 2011. – 414 с.
21. Терин, В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. / В.П. Терин. – М.: Академический проект, 2000. – 256с.
22. Федотова, Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. / Л.Н. Федотова – М.: МГУ, 1996. – 241с.
23. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ,2012. – 427с.
24. Чичановский, А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог. – №56, – 2005. – 423 с.
25. Шкондин, М.В. Средства массовой информации как системный объект. / М.В. Шкодин – М.: МПСИ, 2003. – 231 с.