ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1 ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МИНИМИЗАЦИИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПОДРОСТКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в столетие широкого распространения информационных технологий жизнь современных подростков невозможно представить без ежедневного использования Интернета. Одной из наиболее популярных функций таких устройств выступает возможность виртуального общения между людьми. Средствами реализации данной функции служат социальные сети.
В настоящее время структура коммуникативного процесса трансформируется. В соответствии с этим технические особенности организации виртуального коммуникативного пространства обуславливается закономерным изменением характеристик субъектов опосредованного общения. Если ранее ведущая функция Интернета заключалась в получении информации, то сегодня ее сменила функция коммуникации.
В современной ситуации быстрой трансформации содержания культуры Интернет выступает неотъемлемой частью жизненного мира современного подростка, который является его активным пользователем. Современная действительность во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются подростки в общении со сверстниками. Сегодня появилась еще одна возможность межличностного взаимодействия – виртуальное общение, и подростки успешно осваивают эту сферу, часто чрезмерное ею увлекаясь. В связи с этим становится актуальным изучение проявление зависимости от социальных сетей и Интернета в подростковом возрасте.
Рассмотрение влияния социальных сетей на развитие личности подростка имеет практическое значение, так как позволит разработать рекомендации по минимизации влияния информации из социальных сетей на подростков.
Изучением феномена Интернет-общения занимались такие авторы как: О.Н. Арестова [2], А.Е. Войкунский [5], В.А. Лоскутова [13], О.М. Шахмарова [23] и др. Они рассматривали общение и взаимосвязь пользователей в Сети, а также влияние социальных сетей на личность пользователя.
Понятие «социальные сети» в современной психологии появилось сравнительно недавно. Его изучением занимались такие ученые как М.Б. Полтавская [18], Н.П. Ромашкина [20], Ю.Н. Шинтарь [24], И.П. Шкуратова [25] и др.
Однако, проблема изучения особенностей проявления психологической зависимости от социальных сетей у подростков в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить особенности проявления психологической зависимости от социальных сетей у подростков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Феномен психологической зависимости
В широком значении «зависимость» характеризует состояние необходимости или потребности в чем-то для поддержки или функционирования личность. Психологическую зависимость сопровождают появления настойчивого желания, что проявляется в ощущении острой необходимости выполнения какой-либо деятельности. Человек, испытывающий пристрастие к чему-либо, является аддиктом [22, с. 3].
В современной психологии под зависимостью понимается состояние, основой которого выступает непреодолимое влечение, достаточно устойчивая эмоциональная потребность субъекта к определенной деятельности, которая доставляет быстрое удовольствие, снимает психическое напряжение и выражается в разрушительном поведении [6, с. 232].
Различные авторы приводят следующие психологической зависимости. По определению В.Д. Менделевича, психологическая зависимость – это любая форма существования, когда индивид, воспринимая реальность в качестве дискомфортной, избегает ее, не пытаясь ее изменить [14, с. 259].
По мнению В.А. Лоскутовой, зависимость представляет собой повторяющийся паттерн поведения, увеличивающий риск развития болезни и/или личных (социальных) проблем и сопровождающийся потерей контроля. При этом, зависимое поведение может зависимость может быть вызвано: стремлением освободиться от негативных ощущений; потребностью в удовлетворении любопытства, новых впечатлений; стремлением к развлечению; стремлением получить приятные ощущения от процесса деятельности; мотивацией достижений, стремлением проверить себя [13, с. 5].
По мнению белорусских ученых И.В. Журловой и К.С. Бирусь, основными характеристиками зависимого поведения являются:
– устойчивое стремление субъекта к изменению своего психофизического состояния, которое проявляется через систематическое обращение к определенным видам деятельности и утрате самоконтроля поведения (экстернального локус контроля);
– формирование аддикции носит поэтапный характер: на начальном этапе возникает аддиктивная установка, происходит вхождение в зависимость; на основном этапе наблюдается усиление аддикции, которая носит индивидуальный характер; исход аддикции, который лежит в диапазоне от социальной деградации, различных отклонений в психическом и физическом здоровье до летального исхода;
– цикличность, которая имеет определенные фазы;
– индивидуальный характер подверженности субъекта аддикции на основе влияния конкретной группы факторов (социальных, психологических, биологических);
– наличие акцентуации характера (обычно гипертимной, истероидной, шизоидной, эпилептоидной);
– тенденция к сочетанию разных видов аддикции и переходу от одного вида аддикции к другому в поведении одного и того же индивида (на основе идентичности механизма зависимости) [9, с. 56].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей проявления психологической зависимости от социальных сетей у подростков нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) диагностика особенностей проявления психологической зависимости от социальных сетей у подростков с помощью анкетирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Минска». В исследовании приняли участие 100 учащихся 7-9 классов и их родителей.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем Интернет-зависимости и такими особенностями как: желание уйти от проблем или плохого настроения, негативные эмоциональные состояния у подростков.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Модифицированная анкета на выявление уровня Интернет-зависимости К. Янг.
Цель: выявление уровня Интернет-зависимости у подростков.
Анкета включает 8 позиций по 2 утверждения. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов утверждений. Человек считается интернет-зависимым в случае 5 или более положительных ответов «А». Каждому ответа «А» присуждается 1 балл (Приложение А).
2. Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости (для родителей).
Цель: выявление уровня Интернет-зависимости у подростков с позиции родителей. Испытуемому предлагается ответить на 8 вопросов, оценив каждое высказывание в 5-балльной шкале. Человек считается интернет-зависимым в случае 5 или более положительных ответов на эти вопросы (Приложение А).
Методы математико-статистической обработки данных.
Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «SPSS Statistics v.7».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что термин психологической зависимости используется для обозначения наличия сильной склонности, неконтролируемого влечения к чему-либо. Психологическая зависимость проявляется в развитии зависимой личности, формировании зависимого поведения и повышении риска возникновения личностных отклонений. Важная роль в становлении зависимого поведения принадлежит аддитивной установке. Развитие личной предрасположенности к зависимости зависит от личностных характеристик. Существуют различные виды психологической зависимости, одной из которой выступает Интернет-зависимость как пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера и сети Интернет.
Под социальными сетями понимается интернет-площадка, объединяющая социальные позиции в целях создания и поддержания межличностных связей посредством различных инструментов общения и самовыражения. С увеличением стажа использования социальных сетей у пользователей может наступить зависимость от социальных сетей, которая является проявлением наивысшей степени вовлеченности в социальные сети.
Подростковый возраст является возрастным периодом, который для которого характерно изменение социальной ситуации развития, интенсивное развитие гормональных и телесных изменений, когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Психологические особенности подростков состоят в необходимости удовлетворения потребностей в уважении, самоутверждении, самостоятельности, самореализации, что приводит к усилению внутреннего эмоционального напряжения, внутриличностного конфликта, вовлеченности в виртуальное общение.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство исследуемых подростков имеет средний уровень Интернет-зависимости. Для них характерна умеренная увлеченность Интернетом и социальными сетями, что повышает риск возникновения психологических проблем. Наличие стрессогенных факторов и личностной предрасположенности способствует повышению вероятности перехода данных подростков в категорию лиц с высоким уровнем Интернет-зависимости.
Большинство подростков выходит в Интернет, когда им грустно или одиноко. У большей части подростков эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени они проводят в Интернете. Они полагают, что использование Интернета не мешает их отношениям с друзьями и учебе. Большинство подростков отмечает, что многие их знакомые не знают, сколько времени они на самом деле проводят в Интернете. Они утверждают, что не пытаются уменьшить количество времени, проводимое в Интернете. Большинство подростков, находясь не в Интернете, часто думают о том, что там происходит. Они предпочитают общаться или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни. Большинство подростков считает, что нельзя верить всему, что пишут в социальных сетях.
1. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И.В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
2. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войкунский // Вестник Московского университета. – 1996. – № 4. – С. 14-20.
3. Баранова, Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – Вып. 4. – С. 105-110.
4. Богомолова, Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. дис … канд. психол. наук / Е.И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
5. Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
6. Галяутдинова. С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского ун-та. – 2013. – № 1. – С. 232-235.
7. Егоров, А.Ю. Руководство по аддиктологии / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
8. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335
9. Журлова, И. В. Модель коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи / И. В. Журлова, К. С. Бирусь // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 55–60.
10. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 102-111.
11. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
12. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
13. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук / В.А. Лоскутова. – Новосибирск: НГМА, 2004. – 19 с.
14. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
16. Павлова, Т.В. Внутриличностные конфликты современных подростков / Т.В. Павлова, О А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
17. Повалихина, Д.О. Изучение самооценки подростка / Д.О. Повалихина // Научные открытия 2017: материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
18. Полтавская, М.Б. Социально-психологические особенности интернет-общения школьников / М.Б. Полтавская, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова // Начальная школа / 2014. – № 10. – С. 12-14.
19. Раскин, А.В. Рефлексивное управление в социальных сетях / А.В. Раскин // Информационные войны. – 2015. – № 3. – С. 14-17.
20. Ромашкина, Н.П. Социальные сети: новые возможности или угрозы? / Н.П. Ромашкина, Т.И. Фоминых // Информационные войны. – 2017. – № 3. – С. 16-27.
21. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. –М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
22. Светличная, Т.Г. Феномен зависимости: терминологический анализ / Т.Г. Светличная, Л.И. Меньшикова, Е.А. Смирнова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – № 2. – С. 1-14.
23. Шахмарова, О.М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.
24. Шинтарь, Ю.Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю.Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
25. Шкуратова, И.П. Смыслы и мотивы общения людей в социальных сетях. Интернета // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: материалы всероссийской психологической конференции / И.П. Шкуратова. – М.: Кредо, 2014. – С. 281-282.