ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1 ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.3 ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.2 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.3 ТРЕНИНГОВЫЙ ЭТАП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время возрастают требования к уровню психологической включенности личности в ее трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности сотрудников, постоянным ростом их личностного и профессионального развития. На современном этапе особенно важным становится формирование социального и психологического потенциала общества и личности, создание наиболее продуктивного образа жизни людей. Условия, в которых осуществляются взаимодействие трудового коллектива, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.
Благоприятные межличностные отношения в трудовом коллективе не только оказывает положительное влияние на результаты его совместной целенаправленной деятельности, но и способствует развитию личностного потенциала каждого сотрудника, состояния у них удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
Особая роль в выстраивании межличностных отношений в трудовом коллективе принадлежит эмоциональному интеллекту. Благодаря тому, что сотрудники организации обладают способностями понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, в коллективе выстраиваются благоприятные отношения. Они, в свою очередь, способствуют установлению оптимального социально-психологического климата в коллективе, который позитивное отражается на успешности профессиональной деятельности трудового коллектива.
Положительные взаимоотношения коллектива, которые выстраиваются с учетом объективных и субъективных детерминант, служат барьером для возникновения конфликтных ситуаций. Потому важно осуществлять психологическое сопровождение трудового коллектива, целью которого должно стать групповое сплочение и командообразование.
Одним из наиболее распространенных методов групповой психологической работы на современном этапе выступает социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг является многофункциональным методом преднамеренных изменений психологических феноменов индивида и группы с целью гармонизации профессиональной и личностной сферы жизнедеятельности членов коллектива.
Изучением проблемы межличностных отношений изучали Г.М. Андреева, С.В. Духновский, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, Т. Шибутани и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер (1995) и П. Селовей (2001) [2, с. 8].
В зарубежной психологии широко известна четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта П. Сэловей и Дж. Мэйер. Авторы выделил следующие компоненты эмоционального интеллекта:
– восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Эта «ветвь» - компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций. При опознании своих эмоций ведущим признаком выступает субъективное переживание эмоции. Распознавание эмоций окружающих осуществляется преимущественно по внешним проявлениям эмоций – по мимике и пантомимике, изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям;
– фасилитация мышления. Этот компонент отражает способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны оказывать влияние на значимую информацию. При конкретных условиях эмоциональные переживания могут выступать в качестве фасилитаторов или ингибиторов мыслительной деятельности. Такими условиями являются интенсивность эмоции и личностные характеристики субъекта, к примеру, его волевые качества и направленность личности;
– понимание эмоций. Этот компонент отражает способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения. Понимание эмоций заключается в раскрытии подлинных связей и отношений, существующих между явлениями объективного мира, в появлении к ним определенного отношения. Понимание эмоциональных состояний способствует оптимизации общения, выступает в качестве необходимого аспекта осознания и оценки собственных личностных качеств и поступков через призму общественных ценностей.
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Пояснительная записка
Программа тренинга предназначена для трудового коллектива, формирования эффективного командного взаимодействия в нем. Важной характеристикой трудового коллектива является сплоченность, отражающая интеграцию уровня взаимной симпатии межличностных отношений и степени привлекательности коллектива для работников. Рост сплоченности в коллективе имеет позитивные последствия для организации и личности сотрудника. Эффективность совместной деятельности отражает степень близости коллектива к их достижению целей.
В качестве формы работы с трудовым коллективом был выбран социально-психологический тренинг, позволяющий достигнуть положительных результатов по итогам работы с самосознанием участников. Социально-психологический тренинг является инструментом создания условий с помощью разных приемов и техник для развития личности в разных сферах жизнедеятельности. Социально-психологический тренинг предполагает групповую работу, которая имеет ряд преимуществ: это возможность моделирования, обратная связь и поддержка, опыт наблюдения, возможности личностного роста, развития навыков построения межличностных отношений.
Название программы: «Командообразование».
Цель программы: создание условий для формирования эффективного командного взаимодействия в трудовом коллективе.
Задачи тренинговой программы:
1) формирование благоприятного психологического климата в трудовом коллективе;
2) повышение сплоченности трудового коллектива;
3) развитие умения работать в команде;
4) развитие способностей к пониманию своих и чужих эмоций.
Методы программы: игровые методы, методы арт-терапии, тренинг навыков.
Форма работы: групповая.
Контингент и количество участников: 30 сотрудников. Оптимальное количество участников: 8-10 человек.
Структура программы: программа состоит из 5 занятий.
Время реализации тренинговой программы: 1,5 месяца.
Режим работы: длительность занятия – 50 минут 1 раз в неделю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что существуют различные подходы к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии. В иерархичной модели эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность таких компонентов как: восприятие, идентификация эмоций, их выражение, фасилитация мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. Эмоциональный интеллект рассматривается в качестве сочетания когнитивных способностей и личностных характеристик. Отечественные психологи при рассмотрении эмоционального интеллекта делают акцент на его составляющих как основы благоприятного эмоционального состояния и успешного построения межличностных отношений.
Понятие межличностных отношений в психологии рассматривается в качестве взаимодействия, которое основано на эмоциональных связях, реализуется через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Межличностные отношения характеризуются следующими параметрами: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные отношения предполагают восприятие друг друга, общение, межличностную привлекательность, взаимопонимание.
Межличностные отношения в трудовом коллективе имеются свои особенности. В коллективе, где доминируют отношения сотрудничества и взаимопомощи, уважения друг к другу, сотрудник испытывает состояние удовлетворение в процессе профессиональной деятельности и от ее результатов, удовольствие от совместной деятельности с коллегами. Межличностные отношения коллектива являются важнейшим компонентом социально-психологического климата в коллективе. Система межличностных отношений в коллективе является важным аспектом общего группового настроения и единства коллектива. Важнейшей характеристикой межличностных отношений трудового коллектива является сплоченность, которая проявляется в сработанности, ответственности и обязательности его членов друг перед другом, согласованности действий и взаимной помощи в процессе выполнения производственных задач.
На диагностическом этапе программы было установлено, что члены трудового коллектива характеризуются недостаточно развитым эмоциональным интеллектом, проявляют в межличностных отношениях негативные модели поведения. Сотрудники обладают преимущественно низким уровнем развития межличностного интеллекта, средним уровнем развития внутриличностного интеллекта, высоко развитыми способностями понимания чужих эмоций, средне развитыми способностями управления чужими эмоциями, высоко развитыми способностями понимания своих эмоций, недостаточно развитыми способностями управления своими эмоциями, средне развитыми способностями контроля экспрессии.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Академия, 2004. – 375 с.
2. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И. Н. Андреева // Философия и соц. науки. – 2010. – № 3. – С. 8–12.
3. Банайтис, Н. Г. Исследование социально-психологического климата трудового коллектива / Н. Г. Банайтис // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4. – С. 14–19.
4. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М. : Просвещение, 2001. – 200 с.
5. Будаева, Э. В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э. В. Будаева // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 92–94.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
7. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский. – СПб. : Речь, 2009. – 141 с.
8. Зародина, В. В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности / В. В. Зародина // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 696–698.
9. Зарубина, Е. В. Морально-психологический климат как элемент организационной культуры / Е. В. Зарубина // Аграрное образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 10–12.
10. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
11. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург: Регион, 1998. – 354 с.
12. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М. : Изд-во: АСТ, 2010. – 448 с.
13. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 318 с.
14. Крысько, В. Г. Социальная психология : курс лекций / В. Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
15. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
16. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
17. Макаров, Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю. В. Макаров // Известия РГПУ. – 2010. – № 2. – С. 58-63.
18. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
19. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири // Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В. П. Пугачев. – М. : Аспект Пресс, 2003. – С. 221-230.
20. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика : монография / Е. С. Михайлова. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2007. – 266 с.
21. Попова, Л. Г. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации / Л. Г. Попова, Н. А. Захаревич // Век качества. – 2017. – № 1. – С. 110-121.
22. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. – СПБ. : Речь, 2000. – 452 с.
23. Пул, М. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб. : Питер, 2002. – 1200 с.
24. Сидоренко, А. В. Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива / А. В. Сидоренко, Е. И. Старкова, Е. А. Антошкина // Концепт. – 2017. – Т. 39. – С. 111–115.
25. Симбирцева, Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н. В. Симбирцева // Вестник КГУ. – 2008. – № 3. – С. 54–57.
26. Фернхем А. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2001. – 430 с.
27. Черепкова, Н. В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н. В. Черепкова, С. А. Чугункин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – № 1. – Т. 1. – С. 45–48.
28. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
29. Шнайдер, М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58–64.