Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы смысложизненных ориентаций и одиночества в юношеском возрасте
1.1 Смысложизненные ориентации: подходы к изучению проблемы в разных возрастных периодах
1.2 Состояние одиночества как психологический феномен
1.3 Критерии отчужденности в юношеском возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования смысложизненных ориентаций и одиночества
2.3 Анализ взаимосвязей смысложизненных ориентаций и одиночества
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время психологические исследования переосмысливают существенные характеристики личностного развития человека. На первый план выходят различные внутриличностные образования, в том числе самооценка человека, осмысленные ориентации и чувство субъективного одиночества.
Особенно острые проблемы, формирование значимых ориентаций, появление чувства субъективного одиночества возникают в юношеском возрасте. Интенсивное развитие в этой фазе как самопознания в форме понимания собственных чувств и опыта приводит к критической переоценке ранее установленных ценностей и смысла жизни, а также их изменению и совершенствованию. Растущая потребность молодых мужчин и женщин в тесном общении с другими может привести к возникновению чувства одиночества [31].
Проблемой изучения смысложизненных ориентаций занимались такие известные ученые как Д.А. Леонтьев [13], А.В. Серый [24], В.Э. Чудновский, [27] М.С. Яницкий [31], А. Адлер [3], В. Франкл [26], К.Г. Юнг [29], Д. И. Янг [30] и др.
Одиночество как психологический феномен признается большинством ученых как присущий в большей степени юношескому возрасту, так как в юности есть стремление к уединению (Г.М. Тихонов, И.С. Кон). Одиночество в юности весьма распространенное и интенсивно протекающее явление.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема выявления связи между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек, остается недостаточно освещенной. В современной психологии проблема одиночества и осмысленности жизни в юношеском возрасте рассматривается в связи с вхождением в студенческую группу (Г.Р. Шигивалиева), с проблемой профессионального развития (О.Г. Холодкова, И.А. Половеева).
Цель исследования: выявить связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек.
Объект исследования: смысложизненные ориентации и одиночество в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек.
Гипотеза исследования: существует связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Смысложизненные ориентации: подходы к изучению проблемы в разных возрастных периодах
Особенно остро проблемы становления смысложизненных ориентаций, появлении ощущение субъективного одиночества встают в юношеском возрасте.
Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т. е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).
Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.
Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью [4, c. 12].
При изучении периодизации индивидуального развития необходимо учитывать некоторые специфические проблемы. Строгих ограничений на начало и конец каждого этапа не существует. Как показали многочисленные исследования, процессы созревания и инволюции характеризуются неравномерностью и гетерохронией, которые, как зеркала внутренних противоречий развития, связаны с различными жизненными возможностями – от преждевременного старения в одних случаях до активного долголетия в других. Фактически, вы можете быть 30-летним мужчиной – или творческим и физически активным, «молодым», а также до и после семидесяти лет.
Существует множество возрастных классификаций, разработанных специалистами из различных областей человеческих знаний (и, следовательно, основанных на различных критериях).
Американским психологом Э. Эриксоном, известным как представитель направления эго – психологии была предложена следующая возрастная периодизация. Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности [28]:
- младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия – от рождения до конца первого года – соответствует оральной стадии, по Фрейду.
- раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду.
- возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек нами бы проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Всего в исследовании приняли участие 60 человек. Выборку исследования составили 30 юношей и 30 девушек. Возраст испытуемых – 19 – 20 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Тест жизнестойкости Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)
2. Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева.
3. Шкала одиночества (Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона)
1. Тест жизнестойкости Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди.
Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Понятие жизнестойкости аналогично понятию «отвага быть», введенному П. Тиллихом в рамках экзистенциализма — направления в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» – вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что смысложизненные ориентации – это сложный феномен, который представляет собой совокупность результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, личностных смыслов, обеспечивают внутреннюю целостность личности.
Под одиночеством понимается переживание по поводу деформации связей личности с разными аспектами действительности, связанное с эмоциональной изоляцией. Переживание одиночества в юношеском возрасте имеет свои особенности. В связи с активным развитием смысловой сферы личности, в том числе смысложизненных ориентаций как устойчивого свойства личности, юношеский возраст является наиболее сензитивным для возникновения субъективного ощущения одиночества. К возникновению одиночества в этом возрасте приводят и типичные для этого возраста кризисы выбора жизненного пути и даже самооценка. Юноши и девушки могут переживать позитивное одиночество, связанное с сознательным его выбором с целью уединения для реализации потребностей в самопознании, самовыражении.
Отчуждение в юношеском возрасте в значимых системах отношений – со сверстниками, сокурсниками, родителями, преподавателями, когда эти индивиды и социальные группы осознаются как противоположные, – сопровождается нарушениями в процессах социализации и социальной адаптации, находит проявления в переживаниях одиночества, социальной изоляции, отвержения, обособленности, а осознание неблагополучия в отношениях приводит к деструктивному поведению, которое в качестве реакции вызывает актуализацию большого количества психологических защит.
При эмпирическом исследовании проблемы было выявлено, что юноши и девушки с низкими значениями компонентов жизнестойкости обладают преимущественно высоким уровнем субъективного ощущения одиночества; юноши и девушки с высокими значениями компонентов жизнестойкости обладают преимущественно низким уровнем субъективного ощущения одиночества.
Выраженность смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разными значениями компонентов жизнестойкости различна. У юношей и девушек с высокими значениями компонентов жизнестойкости, в отличие от юношей и девушек с низкими значениями компонентов жизнестойкости, отмечается отсутствие в их жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Юноши и девушки с низкими значениями компонентов жизнестойкости низко оценивают пройденный отрезок жизни, их не покидает ощущение непродуктивности и осмысленности прожитой части жизни; они не верят в свои силы контролировать события собственной жизни; убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода является иллюзорной, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Уровень осмысленности жизни выше у юношей и девушек с нормальным уровнем, чем у юношей и девушек с низкими значениями компонентов жизнестойкости.
1. Абдулгалимова, С. А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм / С. А. Абдулгалимова // Вестник Социально-педагогического института. – 2011. – № 2. – С. 11–19.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
3. Адлер, А. Наука жить / Пер. с англ. – Киев : Port-Royal, 1997. – 288 с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович ; ред. Д.И. Фельдштейн. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
5. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник МГУ. – 1981. – № 2. – С. 48–56.
6. Гасанова, П. Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова. – Киев : «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
7. Донцов, Д. А. Юношеский возраст в качестве психосоциального этапа завершения эпохи детства: методологический анализ / Д. А. Донцов, Н. Ю. Драчева, Л. А. Кочеткова, Е. В. Сухих // Материалы научной конференции. – М., 2017. – С. 18–32.
8. Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gazeta-bam.ru/news/media/2017/1/20/klassifikatsiya-vozrastov-prinyataya-vsemirnoj-organizatsiej-zdravoohraneniya-voz/.
9. Корчагина, С. Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С. Г. Корчагина. – М. : МПСИ, 2008. – 228 с.
10. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. – 2010. – 987 с.
11. Куприна, О. А. Концептуальное обоснование феномена смысла жизни в отечественной психологии / О. А Куприна // Вестник университета. – 2014. – № 1. – С. 254–257.
12. Куриленко, Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности / Ю. А. Куриленко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 2. – С. 20–23.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
14. Леонтьев, Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) : Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.) / Д. А. Леонтьев. – М., 2005. – С. 152–158.
15. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
16. Лэнгле, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен / А. Лэнгле // Консультативная психология и психотерапия. – 2002. – № 2. – С. 34–58.
17. Любякин, А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 149–157.
18. Мерзлякова, С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / С. В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
19. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева //Образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 42–51.
20. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Вестник Пермского университета. – 2012. – Вып. 2. – С. 112–120.
21. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 55–81.
22. Осин, Е. Н. Переживание одиночества и отношение к одиночеству как предикторы субъективного благополучия / Е. Н. Осин, З. С. Перлова // Личность как предмет классической и неклассической психологии: Материалы XIII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. – М.: РГГУ, 2012. – С.172–178.
23. Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 115–119.
24. Серый, А. В. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
25. Трубникова, С. Г. Психология одиночества : генезис, виды, проявления : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / С. Г Трубникова. – Москва, 1999. – 23 с.
26. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
27. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В. Э. Чудновский. – М.: Смысл, 2006. – 768 с.
28. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эртксон. – М., 1996
29. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное : Сборник / К.Г. Юнг. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 544 с.
30. Янг, Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение / Д. И. Янг. – М. : Прогресс, 1989. – С. 552–593.
31. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.